БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Антисемитизм > Кто старое помянет, тому глаз вон
Антисемитизм

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Антисемитизм
Кто старое помянет, тому глаз вон
Залман Гиличенский

На заре т.н. перестройки группа еврейских активистов гор. Кишин?ва пришла на встречу с городским начальством. Темой разговора было отсутствие в городе мемориального упоминания о евреях, погибших здесь во время оккупации. Начальство, свежеподкованное установками на гласность и новое мышление, любезно согласилось принять делегацию. Внимательно выслушав суть вопроса, начальство заявило: «сооружение мемориала может омрачить отношения с румынскими товарищами. Ведь в годы оккупации здесь хозяйничала Румыния. Копаясь в прошлом, мы можем обидеть наших соседей. Вам это нужно?» Мы не хотели обижать соседей. Этому мы предпочли репатриацию в еврейскую страну, в Израиль.

В своей работе Центр информации и поддержки пострадавших от антисемитизма не может пройти мимо темы Катастрофы. В отличие от СССР, в Израиле о Холокосте говорят много и охотно, но некоторые стороны этого явления и здесь подлежат умолчанию. Интернетовский сайт института Яд ваШем содержит море информации о различных аспектах Катастрофы: как нацисты пришли к власти, каким газом пользовались для убийства евреев, почему не много евреев прибыло в Эрец Исраэль, а также рассказы о десятках праведников народов мира и многое, многое другое. После долгих поисков нам удалось обнаружить одну короткую справку об участии негерманцев в уничтожении евреев: «Если бы не участие многочисленных граждан вне Германии в уничтожении евреев, убитых было бы гораздо меньше. Но количество погибших могло быть гораздо большим, если бы не другие граждане, которые не сотрудничали с нацистами и даже мешали им. Среди подручных нацистов выделяются банды украинцев, литовцев и латышей, которые были задействованы немцами и уничтожили десятки тысяч евреев. Были партизанские отряды, которые, даже воюя с немцами, убивали евреев. Тех евреев, которые пытались скрыться, местные жители выдавали властям. При вс?м при этом многие неевреи спасли десятки тысяч евреев, и поэтому они называются праведниками народов мира. В некоторых европейских странах общественное мнение определило политику, в конечном сч?те, сохранившую жизнь многим евреям». Это вс?. Тогда мы обратились к руководству исследовательского отдела Яд ваШем с предложением сотрудничества, а также с вопросами, связанными с работой нашего центра:

1) Исследовалось ли сотрудничество местного населения с нацистами в деле уничтожения евреев на территории оккупированных стран? Если да, то можно ли получить данные о масштабах этого явления, его причинах и предпосылках?

2) Исследовались ли еврейские погромы на Украине и в Белоруссии в годы гражданской войны 1918-1922 гг. (от 180 000 до 200 000 убитых)? Cогласны ли Вы, что эти события можно рассматривать как «генеральную репетицию» истребления евреев во время немецко-фашистской оккупации?

Поясним. Каждый соприкоснувшийся с историей российского еврейства 19-20 веков, не может не заметить динамику погромного движения. Волна погромов 1881-1882, грабя и избивая, тем не менее не унесла человеческие жизни (по другим данным было убито 5-7 евреев). Во время кишин?вского погрома 1903 г. было убито от 43 до 52 евреев. Восемьсот жертв октябрьских погромов 1905 г. почти в двадцать раз перекрыли количество жертв Кишин?ва. Но одна лишь резня в Проскурове в 1919 г. дала в два раза больше жертв, чем все погромы 1905-1906 годов. Всего за годы гражданской войны прошло более тысячи пятисот погромов, часто в одном насел?нном пункте по многу раз. В отличие от периода 1941-1944 годов, когда на той же территории был уничтожен как минимум миллион евреев (по данным Яд ваШем), убийцы не имели общего плана и единого руководства, их отвлекала и междуусобная война. Это, в конечном сч?те, и помешало поголовному уничтожению евреев. Большевики, поначалу, повели решительную борьбу с погромами. Были расстреляны красноармейцы, организовавшие погромы. В результате на 20-ть лет погромщики затаились, накапливая ненависть и дожидаясь «лучших» врем?н.

Юлий Марголин, русскоязычный писатель и публицист, застигнутый второй мировой войной на территории Польши и попавший в сталинские лагеря, свидетельствует в своей книге «Путешествие в страну зэ-ка»: «Впечатления польского антисемитизма изгладились в нас, когда мы встретились с гораздо более массивным и стихийным русским антисемитизмом. Он был для нас неожиданностью. Мы нашли в лагере открытую и массовую вражду к евреям. 25 лет советского режима ничего не изменили в этом отношении. Неизменно в каждой бригаде, в каждом бараке, в каждой колонне оказывались люди, которые ненавидели меня только за то, что я был еврей. Их было довольно, чтобы отравить атмосферу в каждом месте, где мы жили. Несмотря на то, что они ничего не знали о Гитлере, они создавали временами вокруг нас гитлеровскую атмосферу, когда обращались не называя им?н: — «Эй ты, жид!» — «У кого лопата?» — «У жида». — Это были люди из города и колхоза, воспитанные уже в советское время, и их отношение имело все черты естественного и общего явления».

С началом немецкой оккупации в 1941г. стали происходить несанкционированные массовые убийства евреев (иногда до вступления германских войск). Евреев убивали после изощр?нных издевательств. По словам очевидцев на том этапе среди убийц не было видно ни одного немца в военной форме. Макс Кауфман, рижский еврей, вспоминает в своей книге «Уничтожение евреев Латвии»: «Немцы вс? ещ? были заняты своими военными делами, власть находилась в руках латышей. Ужасным делам не было ни конца, ни края. Например, у дома по улице Кална, 9 (Московское предместье) однажды появилась автомашина с латышскими добровольцами. Всем евреям следовало его покинуть. Их отвезли на старое кладбище, где заперли в синагоге и сожгли». Тысячи книг о Катастрофе содержат подобные свидетельства. Отрывочные и разбросанные, эти свидетельства более полувека ждут своего исследователя. Сотрудницы Яд ваШем Тиква Пэтэль и Лилах Штадлер, откликнувшиеся на наш запрос, смогли только направить нас к московскому профессору Сергею Кудряшову, «который разрабатывает тему колаборационистов».

Долг перед сотнями тысяч убитых — рассказать правду об обстоятельствах их гибели и назвать убийц. В т.н. еврейском государстве долг этот, вот уже шестое десятилетие, не погашен. В официальной интерпретации Катастрофа представляется как некий исторический парадокс, как явление лиш?нное корней. Мотивы до боли знакомы — ненужное копание в прошлом может повредить, омрачить, обидеть и т.д.

По правилам оруэлловского Министерства Правды: «одну часть прошлого надо было сохранить, другую фальсифицировать, а третью уничтожить без остатка». К сожалению, подобный подход имеет место и в обращении с историей Холокоста. В марте 1970 г. израильский кнессет принял знаменитую поправку 4(а) к Закону о Возвращении. Согласно этой поправке, усиленно рекламируемой Сохнутом и близкими ему структурами в странах СНГ, неевреи — члены семьи нового репатрианта, а также дети и внуки еврея со своими супругами автоматически получают все права новых репатриантов. Распространение действия ЗОВа на внуков было воспринято неоднозначно. Однако, все возражения крикливо отметались на корню аргументацией: «внукам евреев также грозила смерть от рук нацистов». Это утверждение настолько укоренилось, что многие считают его официальной причиной принятия поправки 4(a).

Главным и практически единственным документом, подтверждающим решение нацистского руководства об уничтожении евреев, принято считать т.н. ванзейские протоколы. Речь ид?т о протоколах конференции нацистских чиновников по еврейскому вопросу, состоявшейся в пригороде Берлина Ванзее 20.01.1942 г. Из нацистской верхушки присутствовал только Гейдрих, который оредседательствовал на этом сборище. С протоколами многое не ясно. Например, при прочтении их мы не обнаруживаем упоминаний физического уничтожения евреев, говорится только об эвакуации и выселении. Историки считают, что этими терминами зашифрованно слово «истребление». Один из параграфов протоколов недвусмысленно устанавливает, кого считать евреем. «По вопросу о санкциях к лицам смешанной крови: 1. Лиц первой степени родства считать евреями (возможны исключения). 2. Лиц второй степени родства считать немцами (возможны исключения)». Мне могут сказать, что исполнители этих постановлений на местах, в порядке НС-инициативы, возможно, распространили действие протоколов и на лиц второй степени родства, т.е. на внуков. Но в таком случае права репатриантов следует давать и друзьям евреев, их деловым партн?рам, бывшим супругам, соседям и т.д. Ведь и на них могли обрушиться репрессии за связь с евреями.

Недобросовестные при?мы в отношении собственной истории, умалчивание и искажение е? обстоятельств для достижения политических и меркантильных целей не проходят безнаказанно для израильского общества. В СМИ неоднократно сообщалось о агрессивных «тусовках» скинхедов (бритоголовых), украшающих себя нацистской символикой, появившихся в Израиле в последние годы. Как и о массовом завозе и распространении здесь антисемитской и неонацистской литературы (например, в сети магазинов русской книги «Арбат») — спрос рождает предложение. Не пришло ли время изменить отношение к нашей истории и извлечь из не? уроки?


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Антисемитизм > Кто старое помянет, тому глаз вон
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 11:57:08
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA Еврейский педсовет