Евреи Европы вновь в опасности, но истинная угроза их будущему заключается не совсем в том, о чем вы подумали.
В то время как все обеспокоены волной антисемитизма, охватившей континент, сегодня есть гораздо более разрушительная сила, которая ставит под сомнение дальнейшую долгую жизнь европейского еврейства. Это болезнь ассимиляции и межрелигиозных браков, которые на самом деле разрушают еврейские общины Европы. И хотя они не привлекают такого большого внимания как, например, оскорбление раввина на улицах Парижа или осквернение кладбища на окраине Берлина, удары, которые они наносят, довольно сильны и болезненны, и от них трудно оправиться.
Дело в том, что за редким исключением еврейские общины Европы постепенно сокращаются в численности в результате падения рождаемости, старения населения и увеличения числа молодых людей, которые заключают браки вне общины.
По информации, предоставленной демографом, профессором Еврейского университета в Иерусалиме Серджио Делла Пергола, с начала 2002 года в Европе проживает чуть больше миллиона евреев. Из них 80% проживают во Франции и Великобритании, странах с наибольшим числом еврейского населения.
Несмотря на изобилие еврейских общинных учреждений и избыток еврейских организаций, французское и британское еврейское население продолжает сокращаться в численности.
Результаты исследования, проведенного Институтом планирования еврейского населения при Еврейском агентстве в декабре 2002 года, показали, что число евреев во Франции, которое в 1980 году было равно 535 тысячам человек, сократилось до 500 тысяч, т.е. снизилось более чем на 6%.
В Великобритании сложилась еще более опасная ситуация. Согласно данным Палаты представителей, органа, представляющего интересы евреев в Соединенном Королевстве, в 1950 году в Великобритании насчитывалось 430 граждан еврейской национальности, а в 1986 году — всего 283 тысячи. Или, как говорится на официальном сайте этой организации: «С 1950 года наблюдается мощное сокращение в численности, и к 90-м годам британское еврейство сократилось примерно на одну треть по сравнению с 1950 годом».
Эти тенденции будут только усугубляться, если сохранятся негативные факторы, стоящие за демографическим кризисом. В Англии и Франции ежегодный уровень смертности в еврейских общинах превышает уровень рождаемости.
В этой связи особенно удивляет большая статья, опубликованная в 2002 году в издании American Jewish Year Book, где Делла Пергола приводит следующие данные: «Французское еврейство вскоре переживет медленное, но значительное сокращение населения: от 520 тысяч в 2000 до 480 тысяч в 2020, до 380 тысяч в 2050 и до 300 тысяч в 2080». Между тем он пишет: «Еврейское население Соединенного королевства сократится в 2020 году до 240 тысяч, в 2050 — до 180 тысяч, а в 2080 — до 140 тысяч человек».
Это означает, что в следующие 75 лет французское и британское еврейство сократится вполовину.
В более маленьких общинах Европы сокращение населения еще более заметно.
Возьмем, например, Ирландию, где результаты проведенной в 1991 году переписи населения показали, что в стране проживает 1581 еврей. Сегодня это число составляет около тысячи человек.
Рост числа межрелигиозных браков приносит потери, число которых достигает почти 80% и даже больше, в результате чего встает вопрос о жизнеспособности некоторых еврейских общин Европы.
Даже в странах, где число евреев остается довольно стабильным, как в Испании или Италии, или где наблюдается некоторый рост, например, в Германии, это происходит в основном благодаря наплыву иммигрантов из государств бывшего Советского Союза, а не в связи с наследственной жизнеспособностью внутри самой общины.
Такая ужасная ситуация должна взволновать весь еврейский мир. Европейское еврейство медленно, но верно исчезает прямо на наших глазах, растворяясь в невежестве, ассимиляции и межрелигиозных браках.
Однако трудно объяснить, почему израильские и американские еврейские лидеры предпочитают концентрировать внимание на борьбе с антисемитизмом, а не на невежестве в еврейском вопросе, даже если его жертвы все чаще сталкиваются с религиозным и этническим вымиранием.
Результат, конечно, катастрофичен, так как внимание и источники направлены на борьбу с нетерпимостью, а не на выживание. Довольно скоро в Европе может не остаться евреев, и некого будет ненавидеть.
Теперь не поймите меня неправильно: я не пытаюсь преуменьшить серьезность проблемы европейского антисемитизма, но если сравнивать его с угрозой ассимиляции, он вряд ли достоин первого места в списке проблем.
Вместо того чтобы обучать европейцев любить своих евреев, мы должны заняться образованием евреев и научить их больше ценить иудаизм.
В этой связи можно и должно быть сделано очень многое: от направления раввинов на службу в еврейские общины Европы до перевода большего количества материалов по иудаизму на различные европейские языки. Но здесь нужны средства, энергия и решимость, а этого как раз и не хватает.
Только осознав остроту проблемы и приготовившись к решительным действиям, мировое еврейство и Израиль могут исправить ситуацию. Первым шагом на этом пути должно стать признание этой проблемы как самой главной, каковой считается борьба с европейским антисемитизмом, но она меркнет по сравнению другими проблемами евреев Европы.
Перевод Натальи Роор, 7:40
Источник: aish.com
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.
10.04.2004 21:06
Однако трудно объяснить, почему израильские и американские
еврейские лидеры предпочитают концентрировать внимание
на борьбе с антисемитизмом, а не на невежестве в еврейском
вопросе, даже если его жертвы все чаще сталкиваются с
религиозным и этническим вымиранием.
А эти лидеры порой придерживаются такого мнения, что если число евреев сокращается, то можно пополнять ряды посетителей общинных центров и неевреями — разницы никакой. Я слышал мнение, что «уменьшение численности евреев — это статистика и этого процесса не избежать, если замыкаться только в рамках еврейской общины». Так что не о противодействии ассимиляции идет речь, а о поощрении ее.