С Ханукой вас, дорогие друзья!
С праздником нашей самоидентификации!
С праздником отказа. Отказа от поклонения чужим идолам!
В связи с идолопоклонством хотелось бы вспомнить историю семьи Яакова-Исраэля, описанную в Книге «Брейшит» («Бытие»). Люблю героев ТАНАХа, ибо это Книга эта — отнюдь не «жития святых», а истории нормальных людей со всеми их страстями и ошибками.
Так вот, если помните, праотец Ицхак, а на самом деле — властная идише маме Ривка, командовавшая всем в доме слепого Ицхака, родители эти отправили своего любимчика, хитреца Яакова, подальше с глаз долой обманутого и разгневанного украденным Яаковом первородства брата Эсава, женихаться в дом ривкиного брата Лавана, проживавшего в Харане (Месопотамия, нынешний Ирак):
«Б-г же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Б-г дал Аврааму!».
По дороге, заночевав возле некоего места, называвшегося Луз, а затем переименованного Яаковом в Бейт-Эль, увидел Яаков сон, в котором Всевышний с вершины бесконечной лестницы, уходящей в небо, подтверждает ему, авраамову внуку, заключенный с дедом договор и обещает Яакову свое покровительство.
Затем проходят 20 лет, в течение которых Яаков живет в семье язычника Лавана. Это были сложные и трудные годы превращения молодого человека в патриарха. Тяжелый труд пастуха, вероломство и лживость тестя, обманом заставившего Яакова жениться на нелюбимой и некрасивой (однако, плодовитой!) Лее, четырнадцать лет рабского труда за право стать мужем любимой красавицы Рахели, ее бесплодие, принудившее расширить гарем за счет наложниц, постоянные свары между сестрами-женами. И вместе с тем, высокие показатели в области животноводства и селекции. Стада тучнеют и растут, но все для кого? Для жиреющего латифундиста Лавана, да и язычника, к тому же.
Любопытно, что на протяжении 29-30 глав Книги «Брейшит», где описывается производственно-экономическая и семейная жизнь Яакова, Г-сподь упоминается вскользь, да и то, в основном, женами героя, когда они сподобливаются зачать и родить. Очевидно, что в этом языческом окружении, в атмосфере бабских скандалов, ожидавших его после тяжелых трудовых будней, Яакову было как-то не до высокого, не до идей, и его духовная жизнь происходила подспудно, незаметно даже для него самого.
Но вот, терпению Яакова приходит конец. «И сказал Всесильный Яакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою». С помощью своих секретных ноу-хау в области селекции животноводства Яаков резко увеличивает поголовье своих стад, в ущерб стадам тестя и тайком уходит с кочевья со всеми стадами, женами, наложницами, рабами и рабынями. Но перед этим «Лаван пошел стричь скот свой, а Рахель похитила идолов, которые были у отца ее.».
Естественно, что в доме, где муж целыми днями и ночами пропадал на работе, всем заправляли жены, и отцовские идолы (то есть, родные пенаты) для Рахели были священны. Потому, украв их, она впоследствии исхитрилась сохранить эту контрабанду от обыска, учиненного беглецам догнавшими их отцом и братьями, спрятав идолов по-женски, под юбкой, и провезла истуканов до родины мужа, впоследствии нареченной Эрец-Исраэль.
И лишь через долгое время пути, когда Яаков пришлось пережить страх перед неминуемой встречей со своим братом-близнецом Эсавом, у которого он когда-то с помощью Ривки, матери их, коварно отнял первородство, страх, правда, завершившийся хэппи-эндом с братскими объятиями, после похищения и изнасилования единственной дочери Яакова Дины сынком шхемского правителя и отмщения сыновьями Яакова всему городу за проделки плэйбоя, и, главное, после таинственной ночной борьбы то ли с самим Г-сподом, то ли с Ангелом Его, из которой Яаков вышел, хоть и по гроб жизни, хромцом, но победителем, Исраэлем, которому сам Господь отдал право на землю предков, Эрец-Исраэль, Яаков решительно уничтожает идолопоклонство.
«И сказал Всесильный Яакову: встань, пойди в Бейт-Эль и живи там, и устрой там жертвенник Всесильному, явившемуся тебе, когда ты бежал от Эсава, брата твоего.
И сказал Яаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Бейт-Эль; там устрою я жертвенник Всесильному, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я шел.
И отдали Яакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Яаков под дубом, который близ Шхема.
И отправились они от Шхема. И был страх Всeсильного на окрестных городах, и не преследовали сынов Яаковлевых.
И пришел Иаков в Луз, что в земле Кнаан, то есть в Бейт-Эль, сам и все люди, бывшие с ним, и устроил там жертвенник, и назвал сие место: Всесильный в Бейт-Эле, ибо тут явился ему Всесильный, когда он бежал от брата своего.»
А бедняга Рахель, идолопоклонница и похитительница идолов, вскорости умерла в муках, родовых муках. Это произошло совсем недалеко от «малой» родины Яакова, на холме, где сегодня, на окраине Иерусалима, рядом с нерасчищенным минным полем, оставшимся от иорданской оккупации, стоит развлекательный кибуц Рамат Рахель. Честь же продолжить род иудейский до наших дней досталась ее сестре, некрасивой, косоглазой, толстозадой и нелюбимой мужем праматери Лее, которая, быть может, именно из-за этой нелюбви стремилась глубже проникнуть во внутренний мир мужа и быть духовно ближе ему. По крайней мере, Тора ничего не сообщает о ее идолопоклонстве. И именно Лее досталась честь быть захороненной вместе с супругом в Пещере Праотцов — Меорат а-Махпела...
И еще не раз и не два потомки Израиля впадали в грех идолопоклонства. Сюжетами об этом насыщены и ТАНАХ, и послевавилонская история, и история галута, и даже коротенькая история Государства Израиль. Когда — по принуждению, а когда по собственной дурости или примитивно понятой сиюминутной выгоде, из желания влиться в «народы», евреи поклонялись и, к сожалению, поклоняются, чужим идолам. А уж, среди нашего брата, бывшего совка, особо жестковыйной породы евреев, во-всю распространен грех поклонения чужим культурам, чужим героям, нередко, отпетым юдофобам...
2169 лет назад иудеи восстали против насильственного «оевропеивания», эллинизации, насаждаемой силой древнегреческими оккупантами. Восстали и победили. Потому мы и празднуем Хануку — день национальной победы. Ибо, не победи наши предки тогда, глядишь, сегодня не было бы и нас. Как нет на земле тех самых эллинов-идолопоклонников.
Завтра вспыхнут первые ханукальные свечи. Кто-то, душой открытой и широкой, с радостью отождествит их с христианскими елочными огнями. Но трудно придумать более антиподные празднования, чем Ханука — праздник еврейской самоидентификации и Рождество проповедника-ревизиониста, объявленного вселенским идолом. Хотя в этом году праздники совместились и параллельно освещают гробницу Рахели, что у КПП на въезде в город Бейт-Лехем, мировой эпицентр христианского праздника, находящийся под мусульманской оккупацией.
Хаг ханука самеах!
И изымем чужих идолов из нашего сознания, и зароем их поглубже, как это сделал, вернувшись в Эрец-Исраэль праотец наш Яаков, оле хадаш №1!
Иерусалим
24.12.05.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.
24.12.2005 22:09
Отказа от поклонения чужим идолам!
хм... а можно подробнее, про "своих" идолов?
25.12.2005 05:12
Разумеется, и от родных еврейских пенатов, но специфика Хануки - в активном противостоянии именно чужим. Да и свои, домотканные, в основном, родятся под вих влиянием.
25.12.2005 05:13
Однако, идолы идолами, но тем не менее, ХАГ САМЕАХ!
25.12.2005 08:16
Однако, идолы идолами, но тем не менее, ХАГ САМЕАХ!
А подробнее все-таки, что такое это - "свои идолы", можно?
26.12.2005 06:21
А своих идолов в принципе не должно быть, ибо:
"Да не будет у тебя богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им..."
Шемот (Исход), 20 (3-5).
Если проследить историю нашего народа, то большинство, подавляющее большинство случаев идолопоклонства отмечено именно к чужим идолам.