Ешива «Мерказ а-Рав» была создана в Иерусалиме в 1924 году основателем сионистского течения в современном иудаизме, гениальным раввином, избранным жителями еврейского ишува главой раввината Эрец-Исраэль, Авраамом-Ицхаком а-Коэном Куком.
Целью создания этой ешивы было воспитание раввинов нового типа, которые воспитали и возглавили бы поколение, которому, согласно доктрине рава Кука, суждено возродить еврейское государство в Эрец-Исраэль и встретить приход Машиаха. Особое внимание в ешиве уделялось глубокому изучению законов Торы, связанных с особенностями еврейской жизни на святой земле Эрец-Исраэль, а также законов поведения и служения в Иерусалимском храме. В этой ешиве, в отличие от других религиозных учебных заведений того времени, обучение велось на иврите, а не на идише, и помимо Талмуда и законов изучались еврейская философия и ТАНАХ.
Вместе с раввином Авраамом-Ицхаком а-Коэном Куком в числе основателей ешивы «Мерказ а-Рав» были раввин Давид а-Коэн, известный также под именем «Назир», раввин Яаков-Моше Харлап, раввин Авраам Бурштейн, которого называли «гением из Тверига» и другие, оставившие неизгладимый след и огромное духовное наследие, без ознакомления с которым невозможно адекватное восприятие современного иудаизма.
Первыми выпускниками ешивы, получившими раввинское звание, были раввин Моше-Цви Нерья, создавший и позднее возглавивший общественное движение религиозной молодежи «Бней-Акива», раввин Шауль Исраэли, посвятивший всю свою жизнь воспитанию нового поколения раввинов в ешиве «Мерказ а-Рав», раввин Шломо Раанан, ставший в последствии одним из возродителей еврейского квартала в Хевроне и погибший в Хевроне от рук террористов, раввин Исраэль Глазер, в течение 60 лет бывший бессменным городским раввином Рамле, раввин Авраам-Элькана Шапиро, возглавивший позже ешиву «Мерказ а-Рав» и ставший Главным раввином Израиля, а также раввин Цви-Иегуда Кук, сын Авраама-Ицхака а-Коэна Кука.
В 1951 году, после смерти главы ешивы «Мерказ ха-Рав» раввина Яакова-Моше Харлапа, сменившего на этом посту основателя ешивы Авраама- Ицхака а-Коэна Кука, ушедшего из жизни в 1935 году, раввин Цви-Иегуда Кук стал ее руководителем. При нем немногочисленная до той поры ешива наполнилась молодежью из национально-религиозного лагеря. Среди учеников раввина Кука в тот период были такие известные ныне раввины, как глава ешивы поселения Бейт-Эль Залман-Барух Меламед, раввин Кирьят-Арбы и Хеврона Дов Лиор, бывший депутат Кнессета Хаим Друкман. Ешива «Мерказ ха-Рав» стала одной из наиболее серьезных и известных израильских ешив.
В 1967 году, в День Независимости, выступая в ешиве по случаю праздника, раввин Цви-Иегуда сказал: «В ту знаменитую ночь, 19 лет тому назад, когда стало известно о решении воссоздать Государство Израиль и весь народ высыпал на улицы, чтобы выразить свою радость, я не мог выйти и присоединиться к этому веселью. Я сидел в одиночестве, удрученный, и в те первые часы не мог согласиться с ужасным известием. Ведь исполнилось пророчество: «Мою страну поделили!» Где наш Хеврон? Наш Шхем? Наш Йерихо? Неужели мы забудем про них? Где восточный берег Иордана? Где каждый клочок земли? Каждая часть страны Г-спода? Вправе ли мы отказаться пусть даже от одного миллиметра этой земли? Б-же упаси!»
В этом духе беспредельной любви к каждому клочку святой еврейской земли Эрец-Исраэль продолжал воспитывать следующее поколение учеников раввин Цви-Иегуда Кук. Однако с такой же безграничной любовью раввин Цви-Иегуда относился и к каждому еврею и поощрял своих учеников, в отличие от раввинов традиционных харедимных ешив, к тесному общению с евреями, по разным причинам отдалившимися от иудаизма. Благодаря этому многие выпускники ешивы «Мерказ а-Рав», приобретя впоследствии различные профессии, стали интегральной частью израильского общества во всех его слоях и сферах, а также солдатами и офицерами ЦАХАЛа после вступления в силу закона о «эсдере», позволяющего ученикам ешивы совмещать учебу с армейской службой.
Выпускники «Мерказ а-Рав» возглавили в последующие годы другие ешивы, созданные в рамках религиозно-сионистского течения, а также стали директорами и преподавателями сети школ государственного религиозного сектора «мамлахти-дати».
В стенах этой ешивы зародилось также и движение «Гуш-Эмуним» (ивр. — блок верных), возглавившее броьбу за заселение евреями всех частей Эрец-Исраэль, за возвращение еврейскому народу «нашего Хеврона, нашего Шхема, нашего Йерихо» и других древнейших еврейских городов и сел в Иудее, Самарии и Газе, о которых горевал их учитель раввин Цви-Иегуда. Энтузиазм последователей рава Кука заразил и нерелигиозную часть израильтян, присоединившихся к движению.
Следует отметить также, что ешива «Мерказ а-Рав» являет собой и пример настоящего академического и общественного плюрализма (я специально использую именно это понятие, несмотря на то, что в извращенной левыми радикалами форме оно превратилось в Израиле в ругательство и проклятие – прим. автора). В стенах этой ешивы совершенно разные по характеру люди преподавали и учились в течение десятков лет, сохраняя взаимное уважение друг к другу, несмотря на разницу в мировоззрении в различных аспектах религиозной, общественной и политической жизни государства.
Достаточно упомянуть, что в этой ешиве учился в свое время Барух Марзель, и именно эту ешиву выбрал местом учебы для своих сыновей раввин Меир Кахане. Старший сын раввина Меира Кахане, Барух, даже преподавал одну из дисциплин в этой ешиве.
Трудно представить себе другое учебное заведение, оказавшее столь глубокое влияние на характер государства Израиль и его общества. Неслучайно, поэтому, что именно эту ешиву избрали своей целью террористы, разработавшие, организовавшие и совершившие сегодняшний теракт.
Источник: 7 канал
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.