БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Папа приезжает
История

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+7
Интересно, хорошо написано

История
Папа приезжает

В четверг 4 декабря 1963 года римский папа Павел Шестой во время проповеди в римском соборе Святого Петра сообщил о своем намерении совершить паломничество в Святую Землю. Выражения «наместник Христа на Земле» выбирал тщательно: он не употребил названия государства Израиль, несмотря на то, что туда-то он и должен был отправиться. Папа даже не произнес еврейского названия страны, а использовал слово «Палестина», которым тогда играли антисемиты всех мастей. Одно это отчетливо показывало отношение Павла Шестого к еврейскому народу и его государству.

В Иерусалиме решение Папы вызвало удивление. Предварительная договоренность, принятая при визите одного главы государства в другое, отсутствовала. Пресса отреагировала резко, чувствовалась обида. Доктор Герцль Розенблюм писал в передовице «Едиот ахронот»: «...Факт, что нам не удосужились ничего сообщить, факт, что о решении «святого престола» наш посол в Риме узнал из газет, а члены правительства услышали по радио...»

Иордания приветствовала визит папы в Святую Землю. Египтяне же не выразили особого восторга. По словам египетского президента, это «чисто политическая акция, призванная продемонстрировать единство католиков с сионистским агрессором».

Однако папа нисколько не собирался выражать поддержку евреям или Израилю. Итальянское информационное агентство сообщило от имени Ватикана, что визит носит чисто религиозный характер и вовсе не означает признания государства Израиль.

Пятнадцатого декабря израильский кабинет министров собрался на специальное совещание. В нем принял участие и посол нашей страны в Риме. Итоговое коммюнике выражало заинтересованность правительства в том, чтобы самолет «Его Святейшества» приземлился в центральном аэропорту в Лоде. Но, тем не менее, министры отметили, что Ватикан сам решит, в какой стране лучше приземлиться его самолету. Ватикан и решил: ни в коем случае не обидеть арабские страны, выразить большую любовь к Иордании и не дать Израилю получить на международной арене дивиденды от визита папы. Ватикан сообщил, что четвертого января 1964 года самолет Павла Шестого приземлится в иорданском аэропорту в Рабат-Аммоне. Из столицы Иордании «Его Святейшество» отправится в своем лимузине в Старый город (Иерусалим). Там он переночует в ватиканской миссии. На следующий день Павел Шестой перейдет границу и прибудет в Израиль. Он навестит Галилею и Нацерет, посетит еврейскую часть Иерусалима и поднимется на Сионскую гору, после чего возвратится в Старый город через переход Мандельбаума. На третий день визита папа побывает в Бейт-Лехеме, затем вернется в Рабат-Аммон и оттуда отбудет в Ватикан.

Заброшенный участок дороги между Дженином и Мегидо был выбран местом встречи между главой католической церкви и руководителями государства Израиль. Заурядная точка на карте, ярко обозначающая состояние войны, в котором и находится наша страна. По христианской традиции именно в Мегидо должна состояться последняя битва Добра со Злом (апокалиптический Армагеддон — это просто искаженное еврейское название горы Мегидо Ар Мегидо). Зло символизируют все нехристианские силы, в том числе и евреи. Тут-то и решил Павел Шестой встретиться с руководителями еврейского государства: на разрушенной дороге, по которой с 1948 года никто не ездил.

Шазар засуетился

Министерская комиссия предложила не возражать против пожеланий понтифика и организовать торжественную церемонию в Мегидо. Было решено, что в Мегидо прибудут президент Залман Шазар, главный раввин Нисим Ицхак и несколько министров. В обществе такое решение не вызвало восторга. Многие считали, что незачем «гонять» президента страны из его резиденции в Иерусалиме на пограничный пункт у Дженина. Член комиссии доктор Зерах Вархафтиг высказал мнение, что поскольку визит является чисто религиозным, то ни президент, и ни глава правительства не должны спешить засвидетельствовать почтение «Его Святейшеству». Для этого вполне подходят чиновники министерства религий. Однако министрам очень уж хотелось «пощупать» понтифика, поэтому разумное предложение Вархафтига не было принято.

Газеты наполнились критическими статьями. «Маарив» писал, что неспроста Павел Шестой выбрал местом встречи Мегидо: «Неужели нет среди нас человека, знакомого с Евангелием? Ведь там же ясно написано, что в конце дней в Мегидо произойдет битва Добра со Злом (антихристианскими силами). Именно там мы должны встретить папу? Да еще в полном правительственном составе? Ведь в последние недели Ватикан не переставал заявлять, что государства Израиль для него не существует?»

В Кнессете представители «Херута» требовали встречаться с Павлом Шестым только в Иерусалиме. Вархафтиг (министр религий) вспоминает, что Голда Меир (тогдашний министр иностранных дел) «нажала» на правительство, и министры игнорировали общественное мнение. Премьер-министр Леви Эшколь также считал, что следует выехать в Мегидо. И президент Шазар возжелал увидеть «Христова помазанника», о чем в воскресный день состоялось отдельное постановление правительства.

И тут раздался «взрыв». Посредине подготовки столь важного события Главный раввин Израиля рав Нисим Ицхак заявил, что в Мегидо он не поедет. Разразился ужасный скандал. Все тут же забыли о споре вокруг поездки президента. Главный раввин отказывается выполнить решение правительства и никто его не может уговорить. Отказ рава Нисима сделался горячей темой всех мировых средств массовой информации. Само паломничество папы отошло на задний план; отныне главной темой прессы сделалось противостояние между раввином и главой католической церкви, что было немедленно истолковано как противостояние католичества и всего иудаизма.

Не дать очернить иудаизм

И Ватикан, и правительство Израиля пытались обеспечить явку рава Нисима на встречу с Павлом Шестым. Министры просили только об участии раввина в торжественной церемонии. Рав Нисим Ицхак считал со своей стороны, что встреча понтифика с Главным раввином Израиля — не просто частный визит, а встреча между двумя религиозными лидерами. В этом случае условия должны быть равными, поэтому раввин соглашался встретиться с папой только в том случае, если папа прибудет к нему в канцелярию с ответным визитом. Так, в глазах общественности, христианство не будет «поднято» над иудаизмом.

Ватикан ни письменно, ни устно не сообщил главному раввинату Израиля о желании Павла Шестого посетить нашу страну. Католическое государство просто проигнорировало и раввинат, да и все еврейство. Принято, что главы правительств и религиозные лидеры наносят друг другу ответные визиты. Но рав Нисим согласен уступить «Его Святейшеству». Не нужно проведывать его в канцелярии или дома. Пусть «католик №1» встретится с раввином в Музее Катастрофы. Таким образом Павел Шестой выразит раскаяние католической церкви за равнодушие, проявленное к судьбам евреев во время Второй мировой войны. Рав отметил, что является представителем иудаизма. И если он может не обращать внимание на пренебрежение к своей персоне, то достоинство еврейского народа для него дорого. Тут он не уступит.

В раввинате заявили, что неизвестно, захочет ли понтифик вообще встретиться с Главным раввином. Поэтому приезд раввина в Мегидо без согласования с Ватиканом может быть представлен как склонение иудаизма перед христианством и простых смертных перед Его Святейшеством. Малочисленность евреев не должна создавать у израильских политиков комплекса неполноценности. Численное превосходство не должно влиять на отношения между религиями и на достоинство государственных деятелей. Рав Нисим Ицхак очень сожалел, что главы еврейского государства не понимают таких элементарных вещей. В этом и проявляется перед другими народами их «галутное» поведение.

Правительство Израиля, естественно, не согласилось с раввином. Больше всех возмущалась Голда Меир. Рассказывает Вархафтиг: «Голда кричала и возмущалась, когда ей передали, что рав не поедет в Мегидо. Она просто кипела от гнева». По ее мнению, рав «влез не в свое дело». Еще немного — он и по другим вопросам будет высказывать свое несогласие с решениями правительства. Голда решила, что раввина следует уволить с занимаемой должности. По ее словам, она, а не рав Нисим Ицхак, понимает всю политическую важность визита папы. Президент также считал, что Главный раввин обязан поехать в Мегидо. Но министр внутренних дел и министр по делам религии заявили, что рав — не конторский служащий, и поэтому его нельзя просто так уволить. Вархафтиг добавил, что отказ рава Нисима не только не повредит Израилю, но укрепит на международной арене престиж молодого еврейского государства.

Угрозы

Голда Меир не успокоилась. Свой гнев она выразила на заседании фракции «Мапай» в Кнессете: «Поведение Главного раввина — проявление узколобия. После отбытия папы нужно будет заняться равом, выступившим против решения правительства». Газетные страницы наполнились обвинениями в адрес рава Нисима Ицхака. Вот, что писала «Едиот ахронот»: «На заседании правительства большинство членов кабинета выразили недовольство позицией рава. Они отметили, что отказ рава Нисима может быть неправильно интерпретирован в религиозных кругах (христианских и еврейских) во всем мире». Последний довод, что рав вредит мировому еврейству, был самым резким обвинением министров.

Возглавила кампанию травли тогдашняя гистадрутовская газета «Давар». Вот что писал ее комментатор по парламентским делам Эли Нисан: «Резкая критика прозвучала в адрес Главного раввина Израиля в руководящих кругах общества. Рав Нисим не хочет принять участие во встречи папы. Он выдвигает свои условия, которые являются абсурдными. Это говорит о его безответственности и ограниченности... Одни из членов правительства считает поведение раввина скандальным...».

Печатный орган «Мапая» «Апоэль ацаир» отличился еще больше: «Главный раввин действует против высших интересов государства. Это грубое нарушение дисциплины, помеха общенародной солидарности. Если ему не нравится решение правительства, он должен уйти с занимаемой должности, но никто не дал ему права вредить государственным интересам страны и народа».

На заседании комиссии Кнессета по внутренним делам позицию раввина атаковал депутат от «Мапая» Менахем Коэн. В ответ представитель «Херута» Хаим Ландау отметил, что позиция рава на пользу еврейскому народу.

Угрозы со стороны правительства продолжались. Опять взялся за дело «Давар», но теперь в атаку бросился сам главный редактор Хаим Шорер: «Может быть рав Нисим хочет заняться политической деятельностью? Уж лучше ему заниматься чисто религиозными проблемами. Многие в стране выражают недовольство слишком сильным вмешательством раввината в личную жизнь граждан: люди с трудом выносят религиозный диктат. Так что же теперь раввины начнут вмешиваться и в политику?» На все это рав Нисим отвечал: «Угрозы не помогут».

Наскоки сменились уговорами. Министры посчитали, что газетная травля сделала свое дело, и позиция раввина смягчилась. В дом к нему повадились гости. Да такие, чья нога никогда еще не ступала на порог раввината. Президент Залман Шазар прислал личного посланника, доктора Якова Герцога, управляющего канцелярией главы правительства. Прибыл премьер-министр Леви Эшколь и его заместитель Аба Эвен, депутаты Кнессета и другие общественные деятели. Все убеждали Главного раввина изменить его позицию. Пытались и шантажировать: «Отказ рава встречаться с папой католики всего мира воспримут как выражение еврейского презрения к ним. Это вызовет ненависть, антисемиты поднимут голову, может дойти и до погромов. Вся ответственность ляжет на Вас».

Всем «добрым советчикам» рав Нисим отвечал: «Я отвечаю за свои слова и поступки. Не только не будет погрома, но престиж евреев и иудаизма резко поднимется в глазах других народов. Правительство совершает ошибку, усугубляя ее желанием привлечь меня в Мегидо. Я ничего не имею против католичества: это самое древнее течение в христианстве, и во многом благодаря ему народы Европы смогли продвинуться в духовном и культурном развитии. Но унижать иудаизм я не позволю».

Не помогли никакие уговоры. Рав остался дома.

«Президенту Шазару, Тель-Авив»

Одиннадцать часов находился папа на территории Израиля. С 9:40 пятого января 1964 года до 20:50 этого же дня. Понтифик прибыл в Израиль по шоссе Дженин-Мегидо, и выехал через переход Мандельбаума в Иерусалиме. За день до этого он прилетел из Рима в Рабат-Аммон; оттуда поехал в Иерусалим. Иорданцы использовали визит папы для раздувания яростной антисемитской пропаганды. В Старом городе папу встречали толпы народа. Полиция с трудом сдерживала натиск масс людей. Понтифика чуть не смяли. В Израиле же встреча была довольно прохладной. В Нацерете тридцать тысяч человек собрались на улицах города. В Иерусалиме не было заметно особого оживления. Сотни людей вышли из любопытства на улицы посмотреть на автомобиль Павла Шестого.

На торжественную встречу в Мегидо отправились президент Израиля Залман Шазар, премьер-министр Леви Эшколь, его заместитель Аба Эбен, министр по делам религий Зерах Вархафтиг, председатель Кнессета Кадиш Луз и министр внутренней безопасности Шалом Шитрит. Голда Меир сломала накануне ногу, поэтому не смогла увидеть «обожаемого» ею понтифика.

Те, кто ожидали, что папа упомянет государство Израиль, жестоко ошиблись. Несмотря на то, что представители правительства не уставали повторять, что визит носит чисто религиозный характер, они подчеркивали, что визит Павла Шестого имеет большое государственное значение.

Через одиннадцать часов после приезда папа держал прощальную речь. Сначала он поблагодарил «власти» и сказал, что никогда не забудет визита в святые места. Он отметил также, что «церковь любит всех». И тут среди ясного неба раздался гром: папа упомянул Пия Двенадцатого: «Мой предшественник великий Пий Двенадцатый делал все возможное во время последней войны, чтобы помочь гонимым, не обращая внимания на их происхождение. Сегодня слышатся голоса обвиняющих этого святого человека в грехах. Мы заявляем, что нет большей несправедливости, чем обвинение этого человека. Его память для нас священна». (Кто такой Пий Двенадцатый? Во многом благодаря попустительству сего «святого» мужа погибли шесть миллионов евреев, а он даже пальцем не пошевелил ради их спасения. А ведь стоило только слово сказать! Сколько бы жизней было спасено!)

Даже католики были возмущены откровениями Павла Шестого. Ни о чем другом не нашел «его Святейшество» говорить в Иерусалиме, как об антисемите.

С борта самолета понтифик послал благодарственные телеграммы всем принимающим сторонам. К королю Хусейну папа обратился по полному титулу, и также добавил благодарность «любимому мной народу Иордании». Не так поступил паломник с Израилем. Телеграмма начиналась словами: «Господину президенту Шазару, Тель-Авив...». Не Иерусалим, упаси Б-г.

«Вы подняли наше достоинство»

Слово «Израиль» отсутствовало в телеграмме. Многие граждане были возмущены словами папы. Нашлись и такие, кто предложили президенту вернуть телеграмму назад. Теперь все перевернулось. Противники стали союзниками. Те, кто уговаривали раввина отправиться на встречу с Павлом Шестым, поняли свою ошибку.

Вот, что писала «Аарец»: «Теперь выяснилось, что Главный раввин поступил верно, не прибыв в Мегидо; если президент «опускает профиль» и отказывается от ответного визита, принятого между главами государств, что ж, в конце концов, он представляет маленькое государство; но иудаизм вправе требовать для себя равенства с христианством. Даже если христиан полмиллиарда. Поэтому поступок рава Нисима Ицхака можно считать историческим».

Даже Голда Меир призналась в своей неправоте, хотя и не нашла сил заявить об этом открыто. В отличие от нее, министр юстиции так и сказал: «Мы ошибались, а Вы были правы».

Только теперь рав Нисим дал волю своему возмущению. Он считал, что правительство пыталось оказать на него давление, пользуясь большевистскими методами. Со всех концов планеты приходили на имя рава благодарственные письма. Даже из коммунистической России пришло одно. Писали на всех языках. Его позиция укрепила престиж евреев во всем мире, и с этим соглашались даже католики. Раввина сравнивали с великими еврейскими пророками. Писали, что он — единственный человек в стране, сумевший защитить достоинство иудаизма.

Прошли годы. Умерла Голда Меир, сменились министры, но о поступке раввина помнили. Министр Звулун Хамер отправился в Польшу, чтобы обсудить вопрос о переносе монастыря кармелиток из Освенцима. Там польский кардинал Махарский сказал представителю нашей страны: «Только один раз вам удалось стоять с поднятой головой. Это было тогда, когда ваш Главный раввин отказался встретиться с нашим папой».

Но самое интересное произошло во время визита рава Нисима в Румынию. При встрече с заместителем главы правительства, ответственным за религию, коммунист спросил раввина: «Я могу Вам сказать что-то, что не выйдет за двери этой комнаты?» После положительного ответа он продолжил: «Вы, Главный раввин Израиля, просто спасли нас». Рав удивился: «Я не политик и никогда ничего не сделал для Румынии. Что означают Ваши слова?». Румын ответил: «Папа мечтает сегодня влиять на мировую политику. В частности, он мечтает получить землю на церковные нужды. Он считает, что получит все требуемое. И все подтверждают его надежды. Но Вы показали, что можно сопротивляться папе. За это люди должны быть Вам благодарны. И не только евреи».

Источник: Журнал «Поиск»


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Папа приезжает
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 03:49:15
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia