БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Антисемитизм на немецких курортах
История

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

История
Антисемитизм на немецких курортах
Корнелия Рабитц

Антисемитизм, который царил на немецких курортах в первой трети XX века — это не выдумка историков, а исторический факт. Исследованию этого феномена посвятил свою новую книгу немецкий историк Франк Байер.

Первые документальные свидетельства этого явления появляются в Германии 1905 года и касаются они проявлений насилия и враждебности по отношению к курортникам-евреям, которые имели место на побережье Северного моря еще на рубеже веков. Ситуация была настолько серьезной, что «Центральное объединение немецких граждан еврейского вероисповедания» было вынуждено предать гласности длинный список антисемитских курортов, отелей и пансионатов — для того, чтобы немецкие евреи избегали этих мест. Одним из первых и наиболее известных антисемитских курортов Германии был остров Боркум. Еще в путеводителе 1897 года было написано, что этот курорт «свободен от евреев», что, с точки зрения составителей, должно было служить особым «знаком качества». Говорит автор исследования Франк Байер:

«Тот, кто приезжал на Боркум в начале 20-х годов, мог каждый день быть свидетелем того, что происходило на этом острове: там были плакаты со свастиками, которые приглашали на «немецкие вечера», на домах были надписи «евреев нет», в магазинах продавались листовки с антисемитскими песнями и рисунками».

В книге Франка Байера приведены такие листовки с приветами родным и близким и с антисемитскими лозунгами или карикатурами на обороте. Их тысячами посылали курортники не только с Боркума, а и с Бад Эмса, Вернигероде, Цинновица и т.д. Как считает историк, этот курортный антисемитизм объяснялся, прежде всего, социальными причинами. Дело в том, что путешествия вообще, и особенно пребывание на курорте, длительное время были привилегией высших классов. Но как раз на рубеже XIX-XX веков эта ситуация коренным образом изменилась. Материальную возможность путешествовать начинают получать не только аристократия и состоятельная буржуазия, но и представители среднего класса, представители свободных профессий, врачи, юристы, ремесленники и торговцы. Поездка на курорт служила тогда не только для укрепления здоровья и отдыха, а была символом социального статуса. Курортные газеты с гордостью публиковали списки именитых гостей, упоминая все титулы, подробно описывая аппартаменты, где они остановились, их одежду и привычки. Понятно, что евреи составляли на курортах лишь незначительную часть гостей. Главным образом это были врачи и юристы, чье богатство вызывало зависть. В этом смысле, как считает Франк Байер, куроты как в зеркале отражали общую социальную ситуацию в Германии, с ее конфликтами и конкурентной борьбой. В начале XX века на курортах Северного и Балтийского морей антисемитизм начал распространяться как эпидемия. Газеты сообщали о драках, издевательствах, травле приезжих-евреев. Эти документы приведены в книге Франка Байера:

«Это явление исходит первоначально от самих курортников, которые потом оказывали давление на владельцев отелей и пансионатов, а также на администрацию курортов. Так что они были подлинными двигателями этого процесса. А администрация курортов могла или легализовывать такие проявления антисемитизма, или же, и это тоже было, энергично с ними бороться».

Для еврейских курортников ситуации были иногда очень неприятными и обидными. Рассказывает Франк Байер:

«Писатель Макс Нордау, например, описал такую ситуацию в своих мемуарах — когда он приходит на завтрак в своем отеле, а на его тарелке лежит записка: «Еврей, убирайся отсюда». В своей комнате он получает антисемитские письма, а когда идет по улице, дети все время кричат что-то ему вслед. Понятно, что такая атмосфера заставила евреев избегать антисемитских курортов».

Когда в Германии к власти пришли национал-социалисты, евреев начали систематично вытеснять с курортов. Остров Боркум хвалился, например, «целительной силой Северного моря, которая формирует расу». Даже такие толерантные курорты как Норденай или Херингсдорф были вынуждены отступить от своей традиции и включиться в травлю евреев. Были введены курортные карты желтого цвета для евреев, в курортных парках для них были отдельные скамейки, даже пляжи были отдельные, а детям было запрещено ходить на спортивные площадки. С 1937 года евреи вообще не могли отдыхать на немецких курортах. Их места заняли курортники из нацистского товарищества «Сила через радость» и таким образом заполнили создавшийся экономический вакуум.

Франк Байер отмечает также, что курортный антисемитизм — это явление интернациональное, которому, к сожалению, не был положен конец вместе с разгромом нацистского режима. В 1880 году в американских отелях можно было прочесть: «Без комаров, без малярии, без евреев». А еще в 50-х годах XX века почти треть американских отелей не принимала гостей еврейского происхождения.

Источник: Deutsche Welle


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Антисемитизм на немецких курортах
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-25 09:17:24
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia