БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Жизнь Бегина > «Бейтар» как наставник жизни
Оглавление

27.10.2003 02:51
balu
  Жизнь Бегина  
Поколение войны  
  Слово о Жаботинском

«Бейтар» как наставник жизни

Необходимое отступление в прошлое.

«Бейтар» — Союз имени Трумпельдора — был основан в Риге в 1923 году группой сионистски настроенной молодежи. Прежде всего эти люди любили Сион. Они не были религиозны, хотя и противились атеизму, верили в будущее, не отказываясь от прошлого, не были социалистами, протестуя против классового эгоизма. Их ни в коем случае нельзя было назвать утопистами — они желали создания еврейского государства в наше время и при жизни нашего поколения.

Вы спросите: что такое сионизм? Так вот, сионизм, по определению, — это любовь к Сиону. То есть «Бейтар» был придуман и создан прежде всего любителями Сиона. В известном смысле «Бейтар» учил молодых людей жизни, учил поведению, учил, как жить, учил, если можно так сказать, стилю жизни. Это обучение юношей необходимо всегда и всем, а в те времена (хотя и в нынешние, конечно, тоже) особенно.

«Бейтар» не нуждался в книгах о сионизме. «Бейтар» был тогда движением, как говорил (с сожалением) о нем один из лучших учителей и воспитателей поколения Исраэль Эльдад (Шайб), «антиинтеллектуальным». Можно считать это утверждение знатока древнегреческого и латинского языков не совсем точным. «Бейтар» тогда, в 20-е годы, был таковым, если сказать точнее.

Участники этого движения тогда считали, что знают о сионизме все, что надо знать. Так они, по крайней мере, думали. Не книги им были нужны, а ружья, гранаты, пулеметы. «Железо». Сам Эльдад не умел стрелять и не хотел (да и не смог) научиться этому делу.

Я несколько раз видел доктора Эльдада на иерусалимских улицах в центре города, хотя он постоянно жил в Тель-Авиве. Это был немолодой, с как бы удивленным, нехарактерным лицом человек в довольно потертом на обшлагах и воротнике демисезонном темно-сером пальто. Это был первый человек, которого я видел в Израиле в пальто в те, 80-е годы. Никто не ходил тогда в пальто, даже ледяной столичной зимой. Разве что мой старый отец, новый репатриант из Ленинграда, да вот доктор Эльдад.

Он не был похож на агрессивного политического деятеля милитаристского толка. Совсем нет.

Исраэль Эльдад быстро шел под резким дождем вниз по улице Элени а-Малка от Русской площади, и толстые линзы его сильных очков были мокры. Шаг его ног небольшого размера был быстр и упруг на крутом, черном от дождя спуске улицы. Он приветливо поздоровался с прохожим, которого видел впервые. Этим прохожим был я. Исраэль Эльдад, знаток латинского и греческого языков, торопился на радиостанцию «Коль Исраэль», где вспоминал в юбилейной программе о друзьях своей молодости — Ури-Цви Гринберге, Йонатане Ратоше (Гальперине) и Зеэве Жаботинском. До сих пор я сожалею, что не набрался смелости и не попытался заговорить с ним или хотя бы просто кивком выдать свое расположение.

Но возвратимся назад, в 30-е годы.

То, что происходило тогда в Европе, было чудовищно. Террор, лагеря, насилие над телами и душами людей, массовые убийства, попрание законов, демократии и правды в России. В Германии же происходящее было еще ужаснее. Надеяться в этой стране было просто не на что.

Но самым ужасным было то, что народ и общество, униженные на Западе, растоптанные на Востоке, не находили в себе мужества и сил сопротивляться и бороться со злом. Можно сказать, что жизнь шла во многом по инерции. Люди мирились со всем происходящим, оправдывали его, надеясь, что все в конце концов образуется. Говорили, что раз происходящее, к счастью, не касается их непосредственно, то и пусть, и слава Б-гу. Жалкие чувства сожаления и смирения перед неизбежностью владели большинством людей. Жизнь текла достаточно вяло, перекатываясь через дни медленно и неизбежно, как судьба.

Руководителем «Бейтара» в Польше с 1929 по 1939 год был Арон Цви Пропес, рижанин, говоривший по-русски, по окончании этого срока уехавший, а точнее, посланный движением в США. Он скончался в 1978 году в Израиле, где отошел от политики, был одним из основателей традиционного Фестиваля искусств.

Это был красивый выдержанный человек, строивший свою организацию как крепость, кирпич к кирпичу, прочно и надежно. Он демонстрировал своим видом и поведением вежливость, корректность, даже отчужденность. Прежде всего Пропес был хорошим администратором, организатором, а дальше — что и как получится. У него были знакомые, но друзей не было. К 1936 году Пропес организовал десятки тысяч молодых людей Восточной Европы в рамках движения, созданного Жаботинским. Последний же, порвав свой депутатский билет в зале 18-го сионистского конгресса в Праге в 1933 году, вышел из Сионистской организации. Все это произошло после того, как на этом конгрессе не была поддержана главная идея и цель жизни русского сиониста — создание независимого еврейского государства в Палестине. «В такой организации мне делать нечего», — воскликнул Жаботинский. В 1929 году англичане лишили Жаботинского права на проживание в Палестине.

Новая Сионистская организация, основанная им в 1935 году, значительного успеха не имела. Для двух параллельных сионистских организаций в анемичном, а точнее, бездеятельном организме галутного еврейства тех лет крови и энергии явно не хватало. Жаботинский, человек блистательный и дальновидный, мог предсказать ближайшее будущее, но он не смог предвидеть темпов развития истории. Он апеллировал к еврейскому народу в Европе, к миллионам обреченных на гибель. Верить в рисуемые Жаботинским картины никто не желал, отталкивая и забывая его слова.

Молодежь, организованная в «Бейтаре», времени ждать не имела и не желала. Люди требовали немедленного действия. Разговоры, плебисциты, конгрессы ребятам из «Бейтара» не импонировали. Они хотели действовать и только ждали, чтобы кто-нибудь сказал, что надо сейчас делать. Но только не ждать. Вся еврейская история двух тысяч лет была сплошным ожиданием, ожиданием чуда. Но чудеса остались в прошлом, сейчас чудес уже не было. Эпоха Арона Цви Пропеса в «Бейтаре» подходила к концу.

  Отправить ссылку друзьям

  Жизнь Бегина  
Поколение войны  
  Слово о Жаботинском
Главная > История > Жизнь Бегина > «Бейтар» как наставник жизни
  Замечания/предложения
по работе сайта


2017-03-29 15:04:34
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Журнал "Спектр"