БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Жизнь Бегина > Нелегальная репатриация
Оглавление

Нелегальная репатриация

Задача организаторов нелегальной репатриации была проста — переправить в Эрец-Исраэль максимальное число евреев, несмотря на запрещения и преграды. Самое интересное, что преграды, создаваемые представителями так называемого официального сионизма, были огромны. Здесь существует разница в подходе к проблеме. Организаторы нелегальной репатриации считали, что совесть, еврейское чувство солидарности могут помочь в их просьбах к еврейским братьям из руководства ишува в Палестине. А братья, как живые люди, возможно, и считали, что да, там, в Европе, грядет трагедия и евреям надо помочь как-то, но только лишь в рамках дозволенного. Нельзя желать недозволенного — так считали они. Нелегальная репатриация казалась начальникам евреев в Палестине преступлением против законного и официального руководства сионизма. В помощи отказывали даже тем, кто уже прибыл нелегальным путем в страну. Довольно скоро в свете складывавшейся ситуации в Европе нелегальная алия выходит из границ партийной политики и становится почти стихийным явлением. Эти попытки привоза (вывоза) евреев из загорающейся Европы на каком-то этапе уже невозможно было регулировать никому. Сегодня ясно, что в годы перед Второй мировой войной единственными(!) людьми, которые делали это угодное Б-гу полезное дело среди всеобщей растерянности и пассивности, была группка всеми отвергнутых, ненавидимых «бейтаровцев».

Кто там сегодня еще помнит эти славные имена, которыми можно гордиться? Кто вообще что помнит?

Стоит назвать их здесь, и это не будет лишним упоминанием. Запомните их: Понемунский и Абраша Ставский в Варшаве, Мордехай Кац в Вене, Эри Жаботинский и Моше Галили и еще десятки других, делавших тогда это святое дело.

Последний нелегальный транспорт перед войной — старый сухогруз «Парита» с 850 еврейскими пассажирами из Польши и Центральной Европы в последних числах августа 1939 года выбросился на побережье Тель-Авива. До начала Второй мировой войны оставалось несколько дней. Общее число нелегально прибывших к тому времени в Эрец евреев достигло за эти годы 10 тысяч человек. Это число могло бы быть раз в 15-20 больше, но руководители официального сионизма не желали исполнять свой долг. Все, что было сделано в этом направлении, было сделано против их воли.

Дорога в спасительную Палестину стоила в Варшаве 600 злотых, которые были далеко не у всех. Авраам (Абраша) Ставский, веселый плечистый парень, с тяжелой нижней челюстью, в надвинутой на лоб шляпе, организатор нелегальной алии, брал с богатых людей больше, для того чтобы у него была возможность отправить и бедных. Вообще стиль его работы мог отпугнуть многих. И отпугивал, кстати. Но он спасал людей от смерти, а для этого все средства были хороши. Он мог выпить, как еще говорили тогда в Польше — «хлопнуть», с офицером пограничной охраны по стакану «сливовицы» без закуски. Этот человек мог легко дать по морде противнику и так же легко перенести ответ — Ставский хорошо держал удар, как говорят в боксе. Его побаивались, он — посмеивался.

Сначала он привез в Варшаву 12 мотогонщиков из Палестины и женил их на 12 местных девушках. Те, таким образом, получили право на въезд в страну. Затем он отвез членов этого хайфского мотоклуба в Ригу, где они переженились во второй раз. В Ковно свадьбы были сыграны в третий раз. Затем он привез группу хайфских докеров, которые продолжили дело мотоциклистов достойно. И попробуйте бросить в Ставского камень за эти поступки. Строжайшие ортодоксальные раввины, регистрируя свадьбы, закрывали глаза на происходящее. Все было правильно и морально в этом деле, все. Для спасения души и жизни человека все можно сделать, как известно, или почти все. Как написано в книге: «Пикуах нефеш», что в вольном переводе значит «спасение души».

Сторонники законности донесли на Ставского польским властям. Он был арестован полицией на улице Варшавы по обвинению в торговле живым товаром. Любопытно, что польская полиция, ознакомившись с подробностями странного дела, освободила Ставского. Летом 1947 года он приобрел в США сухогруз, который сначала представители ЭЦЕЛ в Америке хотели назвать именем Жаботинского. В целях меньшего привлечения внимания корабль назвали «Альталена» — журналистский псевдоним умершего в Нью-Йорке за 7 лет до этого лидера ревизионизма. Через год, в июне 1948 года, Ставский был ранен на борту «Альталены», которая везла оружие и 940 боевиков ЭЦЕЛ из Европы в только что созданный Израиль. Этот корабль был обстрелян с тель-авивского берега регулярными подразделениями израильской армии. Чуть позже Ставский, подстреленный братьями по крови, выполнявшими армейский приказ, скончался от ран в больнице. Об этой истории мы расскажем ниже.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Жизнь Бегина > Нелегальная репатриация
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 09:34:00
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl