БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Броня крепка...
История

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+9
Интересно, хорошо написано

История
Броня крепка...
Марк Штейнберг

Главная ударная сила сухопутных войск ЦАХАЛа — его бронетанковые соединения, на иврите называемые «Хэль ширьон». История их зарождения и развития восходит к июлю 1948 года, когда в разгар Войны за независимость была сформирована 8-я бронетанковая бригада. В ее состав вошли 10 приобретенных во Франции легких танков типа «Гочкис», изготовленных еще в 1939 году, два британских танка «Кромвель» и три американских «Шермана». Кроме танков, в бригаду включили несколько американских полугусеничных бронетранспортеров и так называемых «тендеров» — дизельных броневиков с установленными в кузовах пулеметами.

Несмотря на скудное и примитивное оснащение, 8-я бригада вскоре стала вполне существенной силой, наносившей немалый урон арабским армиям. Безусловно, такое стало возможным потому, что этими боевыми машинами командовали опытные танкисты, воевавшие с немцами в рядах Красной и союзных армий. После Войны за независимость руководство Израиля, оценившее значение бронетанковых сил, предприняло экстренные меры для оснащения «Хэль ширьон» боеспособными машинами. Упор, однако, был сделан на танки времен Второй мировой войны, ибо современных не продавали, а производить их в то время в Израиле еще не могли. Такими танками в основном были американские «Шерманы» различных модификаций, которые можно было приобрести в любой стране — от Филиппин до Италии — и по цене металлолома. Зачастую от этих машин удавалось использовать лишь корпуса, устанавливая на них новое вооружение, меняя двигатели и трансмиссии. Огневую мощь значительно усиливала английская 105 мм пушка, производство которой освоили в Израиле. На базе «Шерманов» была создана серия бронированных машин: самоходные орудия и минометы, инженерные машины и полевые госпитали. На них монтировались направляющие для реактивных снарядов и телескопические наблюдательные вышки.

Именно эти танки, в основном типа МК-3, состояли на вооружении «Хэль ширьон» в период Синайской кампании. Кроме того, французы поставили израильтянам 200 легких танков АМХ-13 и 100 «Супершерманов». Имелось также около 600 американских полугусеничных бронетранспортеров.

На таких разномастных и несовременных боевых машинах израильские танкисты тем не менее вполне успешно справились с выполнением оперативных планов Синайской операции. Кроме немалого количества уничтоженных египетских машин, были захвачены неповрежденными около 40 советских Т-34, полсотни «Шерманов», 43 самоходные пушки советского и английского производства.

После Синайской кампании руководство Израиля решило активно наращивать бронетанковые силы страны. Такая политика диктовалась сведениями о массированных поставках советской бронетехники Египту, Сирии и Ираку и их почти нескрываемой подготовке к нападению на еврейское государство. В то время командование «Хэль ширьон» принял генерал-майор Исраэль Таль, который и провел ряд весьма эффективных мероприятий для увеличения численности боевых машин и их стандартизации, с учетом того, что производились они в разных странах.

К Шестидневной войне танковый парк ЦАХАЛа состоял из «Супершерманов», оснащенных израильскими пушками и новыми двигателями, «Паттонами» М-48, британскими «Центурионами» и французскими легкими АМХ-13. Один батальон был укомплектован захваченными у египтян «тридцатьчетверками», на которых установили израильскую 105-миллиметровую пушку.

Им противостояли советские Т-34 и тяжелые ИС-3 времен Второй мировой войны, а также Т-54 и Т-55, средние танки, принятые на вооружение в 50-х годах. По своим тактико-техническим характеристикам они не уступали машинам «Хэль ширьон», а по численности значительно их превосходили. Тем не менее арабские армии потерпели сокрушительное поражение благодаря высокому оперативному и тактическому мастерству израильского командования, доблести и боевой выучке рядовых танкистов.

В ходе боев немалое количество арабских танков досталось израильтянам в исправном состоянии. Часть из них поступила на оснащение «Хэль ширьон». На них также заменили орудия и провели реконструкцию некоторых агрегатов. Кстати, руководил модернизацией бывший советский танкист, ветеран войны полковник Аркадий Тимор. Из этих танков сформировали бригаду численностью 156 машин, которая приняла участие в Войне Судного дня.

В сражениях той войны 1700 израильских танков противостояли 2200 египетским и 1100 сирийским. Кроме того, в войне приняли участие иракская бронедивизия — 310 советских танков, саудовский экспедиционный корпус — 150 французских машин и иорданская бригада, вооруженная сотней «Центурионов». Таким образом, арабы имели 2,5-е превосходство в численности танков. Но и кроме того на их стороне сражались в основном однотипные машины советского производства, в том числе — наиболее современные танки того периода Т-62. Израильтяне же в качестве наиболее передового танка имели только три сотни «Паттонов» послевоенной постройки. Попытки Израиля закупить в конце 60-х годов новейшие британские тяжелые танки типа «Чифтен» закончились неудачей. И тем не менее израильские бронетанковые войска сумели нанести арабским армиям сокрушительное поражение. В том числе они выиграли самую масштабную со времен Второй мировой войны битву 14 октября 1973 года, когда на юге Синайского полуострова в яростной схватке столкнулись более 2000 танков.

Несмотря на победный результат, анализ военно-технических аспектов той войны вполне убедительно показал, что в танковой компоненте ЦАХАЛа Израилю необходимо ориентироваться на собственное производство. Благо, к тому времени его промышленные возможности вполне позволяли это сделать. Было решено не копировать передовые модели зарубежных танков, а создавать собственный, оригинальный танк. Все работы по его проектированию возглавил генерал-майор Исраэль Таль — не инженер, не конструктор, а боевой офицер-танкист. Поэтому в проект были заложены наработки опыта всех арабо-израильских войн, активнейшим участником которых он был.

Полномасштабная разработка началась в начале 70-х, а уже в октябре 1978 года первый серийный танк сошел с конвейера и был передан в войска. Он получил наименование «Меркава» (в переводе с иврита — «Боевая колесница»). В производстве участвовали — и участвуют — около 200 государственных и частных фирм, более 70 комплектующих изготавливаются в Израиле, двигатели и трансмиссии поступают из США. Сборка «Меркавы» ведется на заводе фирмы IMI в Тель ха-Шомере. За 15 лет, прошедших после выпуска первого танка, проведены две масштабные его модификации, и сегодня с конвейера сходит «Меркава МК-3». Сохраняя габариты первого образца, эта машина имеет особенности, которые резко выделяют ее среди самых передовых машин нашего времени. Главная из них — высочайший уровень броневой защиты. Правда, такая же задача была выполнена создателями и первого танка, но с тех пор требования и возможности существенно возросли. Для защиты «Меркавы МК-3» применена модульная броня высокой снарядостойкости, что обеспечивает переменная твердость стали. Защищенность экипажа увеличивается установкой блоков динамической реакции, которые вызывают преждевременный подрыв кумулятивных снарядов и ракет. Кроме того, наиболее уязвимые места защищены навеской дополнительных экранов. Опыт войны 1982 года в Ливане подтвердил: из 50 подбитых танков «Меркава МК-1» безвозвратно потеряно было только 7 машин, ни одна не загорелась, погибло лишь 9 членов экипажей, ранено 27, не пострадало более 150 танкистов.

«Меркава» снабжена мощным вооружением: 120 мм гладкоствольная пушка, стреляющая снарядами пяти типов со сгорающей гильзой, крупнокалиберный пулемет и 80-миллиметровый миномет. Все виды вооружения имеют современнейшую систему целеуказания, наводки ночного ведения огня и стрельбы с хода.

Израильский танк отличается от всех других современных машин тем, что в кормовой части корпуса имеется отсек, в котором может размещаться резервный экипаж, либо отделение десантников, либо две пары носилок для раненых или дополнительный боекомплект.

На базе «Меркавы» сконструирована 155-миллиметровая самоходная пушка «Сламмер» и смонтированы многие боевые инженерные и специальные машины. В настоящее время завершена разработка его новой модификации — четвертой, которая отличается более высокой проходимостью. Кроме «Меркавы» израильская промышленность производит легкий танк «Магах-7» и бронетранспортер «Ахзарит».

По данным авторитетного справочника «Милитэри белэнс», на 1 января 2003 года регулярные войска ЦАХАЛа насчитывали 120 тысяч солдат и офицеров в своей сухопутной компоненте. Они образуют личный состав четырех армейских корпусов. В мирное время эти корпуса состоят из восьми дивизий: пяти пехотных, двух бронетанковых и одной десантно-штурмовой. Резерв сухопутных войск насчитывает 400 тысяч человек, из числа которых в военное время развертываются еще 20 соединений, в том числе — восемь бронетанковых дивизий.

Таким образом, в случае войны командование ЦАХАЛа будет располагать десятью мощными бронетанковыми соединениями, каждое из них оснащено тремя сотнями танков. Однако и сегодня в этих соединениях далеко не все танки однотипны и не все произведены в Израиле. Всего в сухопутных войсках 3700 танков: 1600 «Меркава» разных модификаций, 900 американских «Абрамс» М60А1, 300 британских «Центурионов», 250 американских «Паттонов» М48, 200 советских Т-55,100 советских Т-62, 400 израильских «Магах-7».

Как видим, почти половина танков «Хэль ширьон» пока произведена за рубежом (в трех странах) и, естественно, они обладают нестандартными тактико-техническими характеристиками. Машины, правда, прошли существенную модернизацию, на британских и советских заменены орудия, установлены новейшие израильские системы целеуказания и наводки. Кроме того, эти машины почти все находятся в резерве и постепенно выводятся из парка действующих за счет поступающих в войска отечественных танков.

Если говорить о пехотных соединениях ЦАХАЛа, то они полностью моторизованы и тоже защищены броней на марше и в бою. С этой целью в их составе насчитывается 6100 бронетранспортеров — израильских «Ахзарит» и американских М-113, более 400 боевых разведывательных машин и 1200 бронированных джипов.

В случае войны боевые действия сухопутных войск ЦАХАЛа будут поддерживать около 30 пусковых установок тактических и оперативно-тактических ракет класса «земля — земля», тысяча самоходных и 550 буксируемых полевых орудий, около 200 реактивных установок залпового огня, 6500 тяжелых и средних минометов. Как видим, колоссальная огневая мощь в сочетании с высокой подвижностью, не уступающая по численности передовым европейским странам. Для сравнения, в армии Германии — 1800 танков, Италии — 1100, Великобритании — 600.

Для чего же Израилю так много? Да потому, что только в двух арабских странах, армии которых всегда входили в состав антиизраильских коалиций, боевых машин гораздо больше: в Египте 3860 танков, в Сирии — 4700!

Но если речь пойдет о вторжении извне, то, учитывая опыт и боевое мастерство израильских командиров, выучку и мужество солдат, проявленные в войнах с превосходящими силами арабских коалиций, можно вполне уверенно прогнозировать, что в сочетании с нынешней технической оснащенностью ЦАХАЛа эти качества его воинов позволят отразить любое вторжение и разгромить противника на его же территории, как это и было прежде.

Источник: «Форвертс»


Перспективы «Меркавы-4» пока туманны, поскольку Штаты активно продвигают свой «Абрамс» и даже предлагают Израилю финансовую помощь при условии, что на эту помощь будут покупать «Абрамсы». С другой стороны, производя танки самостоятельно и продавая их, например, Индии, Израиль получит прибыль эквивалентную американской помощи, но прибыль эта будет вложена в собственную промышленность, а не в американскую. Какое решение примет правительство — покажет время.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Броня крепка...
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 03:02:08
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет"