БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Еврейская Вена > Начало: Школьный двор / Еврейская площадь
Оглавление

Начало: Школьный двор / Еврейская площадь

Первые ссылки на евреев в Придунайском регионе можно найти в таможенном кодексе Раффельштеттена (около 906 года), которые, правда, позволяют строить заключения лишь относительно торговых путей, которыми пользовались евреи, а не относительно еврейских поселений. Первым упоминанием об евреях в Вене является упоминание в 1192-1196 годах про какого-то Шломо, который был чеканщиком монет у герцога Леопольда V. Он, якобы, должен был чеканить монеты из выкупа, которого требовал и получил бабенбергский правитель за английского короля Ричарда I ("Ричард Львиное сердце") в размере около 50.000 марок. Шломо владел имениями, в Баумгартэне на Дунае он имел виноградники, а в самом городе — четыре земельных участка. Откуда он происходил, нам неизвестно, но его появление как собственника земли и как свидетеля в суде зафиксированно документально. Он занимался своим делом лишь на протяжении четырех лет, пока его не убили рыцари-крестоносцы. Вместе с ним были убиты еще пятнадцать венских евреев. Виновники убийства были приговорены бабенбергским герцогом Фридрихом I к смертной казни, поскольку он был заинтересован в недавнем поселении евреев в Вене.

После смерти Шломо евреи, которые занимались преимущественно займами денег, снова поселились в городе. Правда, к тому времени еще не существовало какой-то еврейской общины и в городе проживали лишь несколько семей. Еврейское поселение быстро увеличивалось. Хотя за период с конца XII и до середины XIII столетия упоминалось имя лишь одного еврея, можно исходить из того, что община быстро росла, поскольку в 1238 году штауферский император Фридрих II установил привилегии для венских евреев, которые урегулировали условия их проживания в городе. После этого в 1244 году был издан еврейский устав Фридриха Воинствующего для всей Австрии. Определенное в законодательстве о евреях, так называемое «servi camerae» («служение дому»), подчиняло евреев непосредственно властителю, который должен был обеспечивать евреям охрану как вознаграждение за их налоги. Тем самым евреи пользовались охраной от нападений на их синагогу и кладбище, и правом на свободное выполнение религиозных обрядов и автономное судопроизводство.

В XIII столетии евреи поселялись преимущественно в районе так называемого «школьного двора» (сейчас Еврейская площадь), включая переулки и современную улицу Випплингер-штрассэ. Это происходило, прежде всего, потому, что рядом находилась резиденция властителя земли, защиты которого они требовали. Еврейские семьи выстроили новую синагогу на Еврейской площади, о которой в хрониках впервые упоминается в 1294 году. Это готическое здание формировало духовный центр общины. Вокруг синагоги располагался еврейский город, который имел все учреждения, которые требовала еврейская община для своей ритуальной жизни: синагогу, микву (ритуальный бассейн для омовения), госпиталь, бойню, пекарню и кладбище перед воротами Кертнэр-Тор. Вскоре община стала настолько большой и влиятельной, что могла назначать раввинов, известных своей ученостью и набожностью.

Ицхак бар Моше из Богемии, который после обучения во Франции и Германии прибыл приблизительно в 1240 году в Вену, оставил потомкам талмудическое произведение «Ор Заруа» («Рассеяный свет»), которое до сих пор читают в ешиботе.

Во время раскопок на Еврейской площади в середине 90-х годов XX столетия были найдены фундаменты средневековой синагоги. Теперь они стали частью музейного комплекса из истории средневекового еврейства, расположенного в подвальном помещении дома по адресу Еврейская площадь, 8 (дом «Мизрахи» — сионистской религиозной организации).

Тогдашний еврейский город был окружен низкой стеной, которая служила скорее топографическим отделением, чем границей гетто, поскольку у евреев была возможность покупать дома и вне границ еврейского города. Давид Штэйсс, виднейший еврейский банкир в свое время, во второй половине XIV столетия владел домами вне границ еврейского города. Дом по улице Тухлаубен, 19, в котором еще сохранились уникальные фрески Нейдхарта, может служить примером того, как могло выглядеть помещение Штэйсса внутри вместе с украшениями, конечно, в соответствии с последними исследованиями одного средневекового еврейского дома в Цюрихе, который принадлежал одному из горожан. Как, очевидно, выглядел еврейский город и синагога, демонстрирует мультимедийная экспозиция в музее на Еврейской площади с ее аудиовизуальными реконструкциями, моделями и находками. Она позволяет заглянуть в повседневную жизнь Давида Штэйсса и его время. Дополняется эта экспозиция отображением религиозной и социальной жизни.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Еврейская Вена > Начало: Школьный двор / Еврейская площадь
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-25 09:28:10
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA