БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Еврейская Вена > На пути к гетто — Нижний Верд
Оглавление

На пути к гетто — Нижний Верд

В скором времени стали ощутимыми отрицательные для экономики следствия первого изгнания. Однако, в течение почти двухсот лет систематического поселения евреев в Вене не происходило. В хрониках упоминается лишь о частных случаях, когда через город проезжали евреи. Пребывание евреев в Вене было урегулировано в 1536 году собственным уставом об евреях. О том факте, что евреи могли задерживаться в городе лишь на несколько дней, свидетельствуют старейшие могильные камни еврейского кладбища в переулке Зэе-гассэ (Вена-9) второй половины XVI столетия.

С 1570 года настала новая, относительно евреев, фаза в политике. Устав о евреях, выданный 18 мая 1570 года, касался временного пребывания местных и чужих евреев в Вене. Каждый еврей должен был получать разрешение от учреждения, по доверенности или по распоряжению которого он находился в Вене. Это разрешение на пребывание действовало несколько дней. Иностранные евреи получали такое разрешение от городского судьи. Тенденция шла в том направлении, лишь бы избавиться от любого влияния граждан города на еврейские дела.

По причине экономической необходимости привлечения евреев как заемщиков денег к такому важному месту, как Вена, стал развиваться статус так называемых «свободных» или «придворных свободных» евреев. Возникновение четко определенной с юридической точки зрения группы свободных придворных евреев шло бок о бок с поселением собственной еврейской общины в Вене. В 1571 году в Вене снова поселились семь еврейских семей, их численность быстро возрастала, поскольку в 1599 году венские евреи были уже в состоянии выплачивать 31.000 гульденов военной контрибуции. Статус «придворных свободных», который предоставлялся не только евреям, а и христианам, связывался с отправлением определенной службы для двора. Двор освобождал евреев от ношения желтого круга на одежде, о чем король Фердинанд выдал приказ 1551 года, а также от уплаты таможенной пошлины. Они получали право на свободный проезд, на поселение и на свободную торговлю.

То, что готовность снова поселить евреев в Вене происходила не от чрезмерной приязни, а из трезвого финансового расчета, является очевидным. Войны с Турцией требовали огромных средств, а королевский двор вынужден был для рекрутирования солдат и закупки военного снаряжения находить все новые источники финансирования. Отдельные привилегии, когда председатель еврейского бюджетного правления платил за себя, за свою семью и свою челядь сбор с большой уступкой, предоставляли богатые возможности для этого. Одновременно еврейские купцы, благодаря своим широким торговым связям, могли срочно поставлять большое количество таких необходимых товаров, как ткани для пошива военной формы, кони, продовольствие, оружие и тому подобное, то есть выполнять те задачи, которые позднее полностью перешли в ведение так называемых «придворных факториев».

В это же время было также заложено новое кладбище в Россау (Вена-9, Зэе-гассэ 9-11). Тому, что части этого кладбища сохранились и сегодня, следует благодарить, между прочим, Самуэля Оппенгеймера, который его выкупил в 1686 году. В 1784 году оно, как и все кладбища в границах линейного вала, было по распоряжению императора Иосифа II закрыто. Во времена национал-социалистов большая часть кладбища была разрушена, в том числе и могилы Самсона Вертгеймера и Самуэля Оппенгеймера. Приблизительно 700 надмогильных камней было вывезено. После Второй мировой войны часть кладбища, которая осталась, была реставрирована.

6 декабря 1624 года император Фердинанд II назначил для венских евреев привилегию, которая предоставляла им полные права и выделяла им вне границ городских стен на ближайшем к городу дунайском острове территорию для поселения. Этот еврейский городок на Нижнем Верде (сегодня Второй городской округ) расположился к западу от нынешней улицы Табор-штрассе. Основную ось создавала улица Большая Шперль-гассе между переулком Кармелитер-гассе и Малой Пфарр-гассе. В центре располагалась большая синагога (Большая Пфарр-гассе, 15), напротив находилась более старая маленькая синагога. Численность жителей выросла приблизительно с 300 — в 1624 году до 1300 — в 1660 году. Возле монастыря кармелиток еврейский город был отмечен межевыми столбами, из которых остались три (один можно увидеть в музее города Вена).

Пока жители города были мелкими торговцами, они имели в городе свою «нишу», в особенности в районе площади Рупрехтсплатц. Еврейский городок управлялся, в значительной мере, автономно и имел свое собственное судопроизводство. Наиболее известным раввином был Йомтов Липман Геллер. Хотя правящую прослойку в Нижнем Верде формировали поставщики королевского двора, однако тогда, в отличие от более поздних времен, в Венской еврейской общине были представлены все социальные прослойки факторий Оппенгеймера и Вертгеймера. Однако, эти более или менее надежные условия жизни снова очень быстро ухудшились, поскольку при императоре Фердинанде III (1637-1657 гг.) бывшее автономное управление гетто было подчинено магистрату города Вена. Временно у евреев отобрали даже права на торговлю внутри города. После их возвращения началась кампания преследований и клеветы со стороны горожан-христиан, которые хотели окончательно избавиться от нежелательной конкуренции еврейских купцов. Преисполненные ненависти проповеди Абраама в церкви Санта-Клара дополнительно раздували вражду к евреям, в результате чего венские граждане снова обратились в магистрат с просьбой навсегда выгнать евреев.

После коронации Леопольда I в 1658 году положение ухудшилось еще больше. Глубоко религиозный император находился не только под сильным влиянием своей жены Маргариты-Терезы, которая происходила из Испании и была строгой католичкой, а и подхватил, наконец, обвинение, которое были вынесено следственной комиссией относительно шпионажа евреев в пользу турок, и приказал в своем декрете от 28 февраля 1670 года выгнать всех евреев из Вены. Решающим толчком к изгнанию, правда, было то обстоятельство, что граждане города Вена были готовы платить императору из собственного кармана таможенную пошлину за нетерпимость к евреям в размере приблизительно 10.000 гульденов ежегодно. Таким образом, около 3000 евреев до 25 июля 1670 года вынужденны были покинуть город. На этот раз обошлось, правда, уже без человеческих жертв. Синагога была «конвертирована» в церковь, на месте которой на Большой Пфарр-гассе сейчас стоит приходская церковь св. Леопольда, построенная в стиле барокко. Надпись над порталом Synagoga perversa in ecciesiam conversa напоминает поныне об этом событии «под милосердным правлением» Леопольда I. Со времен этой «второй венской гзэры» венцы стали называть район, в котором находился Нижний Верд, «Леопольдштадт» (городом Леопольда), и это название закрепилось за Вторым округом Вены до настоящего времени.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Еврейская Вена > На пути к гетто — Нижний Верд
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-24 07:59:24
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов Dr. NONA