БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Еврейская Вена > Конец столетия и прорыв в современность
Оглавление

Конец столетия и прорыв в современность

В течение столетий репрессивные законы не давали евреям доступа к многим профессиям и областям образования. Теперь, когда считалось, что все двери для них открыты, многие евреи обнаружили тягу к профессиональному успеху и к получению знаний, тем более, что они сталкивались во все времена с конкуренцией. Большое уважение, которым с давних времен пользовалась религиозная ученость среди евреев, была перенесена, в значительной мере, секуляризированными евреями-переселенцами на образование и науку, которые стали теперь для них, в конце концов, доступными. По статистике 1912 и 1913 года треть всех гимназистов, свыше 40% студентов-медиков и больше четверти студентов-юристов были евреями. Они отдавали предпочтение свободным профессиям адвоката и врача. Уже в 1889 году евреи составляли больше половины венских адвокатов. Настроения прорыва в науку и искусство поддерживались щедрыми пожертвованиями со стороны основателей еврейских фондов и меценатов. Они принадлежали к основателям Венского музыкального союза и групп художников господствующих направлений искусства, создали такие научно-исследовательские центры, как Венская народная обсерватория, средства на которую предоставил Мориц Куффнер, или унаследовали виллы с парками, с намерением превратить их в общедоступные (парк Вертгеймштейна вместе с виллой, ныне окружной музей Д?блинга по улице Д?блингер Гауптштрассе, 96).

Но при этом следует учесть также то, что, наряду с изменением профессиональной и социальной структуры венского еврейства, и наряду с постоянно прогрессирующей секуляризацией всего общества, неотвратимо возрастала ассимиляция, вследствие чего многие еврейские интеллектуалы утратили свою традиционную связь с еврейством. Поэтому еврейское происхождение многих научных работников, художников и других интеллектуалов сегодняшнего дня, с точки зрения исторической ретроспективы, является проблематичным и легко подпадает под подозрение, что была проведена «расовая политика с противоположным знаком». Еврейское происхождение снова приобретает значение лишь во время преследований всего еврейского национал-социалистами и осознается только через «изгнание духовного», что связывало еврейство с австрийской культурой и наукой XIX и XX столетий. Из огромного количества личностей здесь можно вспомнить лишь некоторых известнейших в разных областях культурной и духовной жизни.

Слава венской медицинской школы, в значительной мере, обязана достижениям врачей еврейского происхождения: Юлиуса Тандлера, Эмиля Цукеркандля, Эрнста Фукса, Йозефа Бройера, Карла Штернберга, Юлиуса Шнитцлера, Людвига В. фон Маутнера, Эрнста Л?венштейна, Роберта Баране, Отто Л?ви, Давида Груби, Йозефа Гальбанса, Адама Политцера, Виктора Э. Франкля, Леопольда Фрейнда и специалиста по индивидуальной психологии Альфреда Адлера.

Г. Баране (1914 год) и О. Л?ви (1936 год) за их заслуги даже была присуждена Нобелевская премия в области медицины. Наиболее выдающейся и известной в мире фигурой в истории науки и культуры является, наверное, Зигмунд Фрейд, который, наряду с развитием психоанализа, разработал новые исследовательские приемы для изучения психики человека и лечения психических заболеваний, и за несколько месяцев до своей смерти был изгнан нацистами в лондонскую ссылку. Его бывшая квартира и лаборатория по улице Берг-гассе, 19, ныне является музеем.

Преподаватель юриспруденции Ганс Кельзен был одним из выдающихся представителей правового позитивизма и автором австрийской конституции. В области естественных наук можно, в качестве примера, упомянуть Зигфрида Маркуса как изобретателя автомобиля, физиков Лизу Мейтнер, Вольфганга Рафаэле (Нобелевская премия 1945 года) и Феликса Эренгафта, биохимика Макса Ф. Перутца (Нобелевская премия 1962 года), ботаника Юлиуса фон Визнера, химиков Фрица Фейгля, Лео Грюнгута, Эдмунда фон Липпмана и Отто фон Фюрта, а также астронома Самуэля Оппенгейма.

Особенно разительным является задел венских евреев в области музыки, литературы, прессы, изобразительного и театрального искусства конца XIX столетия и первых десятилетий XX столетия. В прорыве Вены в современность венские евреи принимали участие как на стороне меценатов и заказчиков, так и будучи деятелями культуры. В салонах крупной еврейской буржуазии художники находили подходящий форум для воплощения своих новых идей, здесь дизайнеры Венской мастерской и архитекторы стиля модерн получали значительную часть заказов на свое творчество. В салоне Берты Цуккеркандль родилась также идея об учреждении и строительстве Венской сецессии (объединения художников наиболее современных направлений искусства).

Берта Цуккеркандль (1864-1945 гг.) происходила из зажиточной еврейской семьи из Галиции. Е? отец, Мориц Сцепс, был известным журналистом, основателем либеральной газеты «Нойе Винер Тагблатт» и близким советником крон-принца Рудольфа, сына императора Франца Иосифа. После бракосочетания с врачом Эмилем Цуккеркандлем ее дом по улице Винер Нуссвальд-гассе быстро превратился в любимое место встреч венских деятелей искусства и литературы. Здесь регулярно встречались Герман Бар, Густав Климт, Рихард фон Краффт-Эбинг и представители авангарда стиля модерн. Публицист Карл Краус один раз саркастически назвал Берту Цуккеркандль «повитухой культуры».

В классической музыке на сломе столетий выдающиеся позиции занимали такие композиторы, как Густав Малер, Арнольд Шенберг, Эгон Веллес, Эрих Корнгольд и Александр Цемлинский, а в жанре оперетты с блеском выступили Оскар Штраус, Эммерих Кальман, Лео Фалль и Эдмунд Эйслер. Тот факт, что Иоган Штраус (сын), король венского вальса, имел предков-евреев, также замалчивался национал-социалистами.

Список венских писателей и публицистов еврейского происхождения особенно длинный и охватывает значительную часть истории австрийской литературы XX столетия: Артур Шнитцлер в своем романе «Путь к свободе» занимался всеми проблемами, с которыми сталкивался еврей его времени, а именно — ассимиляцией против традиции, антисемитизмом, сионизмом, социализмом; Рихард Беер-Гофман, который, в противовес большинству своих коллег, представлял свое еврейство с гордостью и осознанием, стал знаменитым благодаря своему трогательному стиху, написанному для дочурки, под названием «Колыбельная для Мириам». Другие имена: Герман Бар, Гуго фон Гофманнсталь, Петер Альтенберг, Карл Краус, Якоб Вассерман, Альфред Польгар, Франц Верфель, Стефан Цвейг, Франц Кафка, Фридрих Торберг, Ганс Вейгель, Элиас Канетти, Гуго Беттауер, Фриц Гохвельдер, Йозеф Рот, Феликс Зальтен, Гильда Шпиль, Юра Зойфер, Манеш Шпербер, Викки Баум, и т.п. Каждый из них дает свой особый пример австрийской литературы, причем под словом «австрийский» следует понимать территорию габсбургской монархии, откуда они прибыли в Вену, поскольку многие из приведенных писателей родились в разнообразнейших регионах империи и сделали в Вене художественный прорыв еще и потому, что евреи стали подвергаться преследованиям и унижениям со стороны национал-социалистов. Это касается также таких публицистов как Эгон Фридель, Карл Ауш, Фридрих Аустерлитц или Антон Ку, философов Людвига Виттгенштейна, Карла Поппера, Мартина Бубера, Йозефа Поппер-Линкеуса, авторов, которые писали для театр-кабаре, Карла Фаркаша, Фрица Грюнбаума, Германа Леопольде или Гуго Винера, режиссеров Макса Рейнгардта, Фрица Кортнера или Леопольда Линдтберга. Некоторые из них, вследствие преследований, были забыты, другие смогли, если посчастливилось пережить нацистский террор, продолжить свою карьеру после Второй мировой войны. Кое-кто из них сделал большую карьеру лишь в эмиграции, например, Билли Уайлдер, Фред Циннеманн и Отто Премингер, которые стали синонимом для голливудских фильмов, которые пользовались большим успехом.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Еврейская Вена > Конец столетия и прорыв в современность
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-18 02:34:06
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов