О празднике Швуэс, законах и обычаях, связанных с ним.
Праздник Швуэс отмечается 6-го сивона (вне Эрец-Исроэль — 6-го и 7-го, в этом году — 17-18 мая). Мы празднуем его в честь великого события: Синайского откровения. В этот день сыны Израиля получили от Всевышнего Тору и Десять заповедей — морально-этическую основу всей западной цивилизации. Тору нельзя было вручить иначе, как в «громах и молниях», в «огне и пламени», когда «вострепетал весь народ». Мы не знаем, что в точности происходило на Синайской горе, но само это уникальное духовное переживание оказало неизгладимое воздействие на характер и судьбу еврейского народа.
В молитвах Швуэс называется зман матан Торосейну — «временем дарования Торы нашей». На вопрос, почему его не называют «временем принятия Торы нашей», мудрецы отвечают, что лишь дарование Торы можно отмечать как знаменательный момент, тогда как принятие Торы — вечный процесс, не ограниченный ни временем, ни пространством.
Название Швуэс, которое дано этому празднику в Торе, означает «недели» и обусловлено тем, что его отмечают после отсчета семи недель, начиная со второго для Песаха (семь недель «оймера»). В Талмуде употребляется еще название Ацерес («завершающий праздник»), которое показывает, что мудрецы считали день дарования нам Торы неразрывно связанным с днем нашего освобождения из рабства.
В ночь праздника Швуэс принято бодрствовать и изучать Тору. Многие читают специальный сборник — «Тикун лейль Швуэс», в котором собраны отрывки из всех книг Танаха, из всех разделов Мишны и Талмуда, а также фрагменты из других еврейских источников. Утром, до утренней молитвы, принято окунуться в микву (естественный водоем или бассейн), чтобы молиться в этот праздничный день в состоянии чистоты.
Молитвы праздника Швуэс — такие же, как и в другие праздники. Во время чтения Торы зачитывают главы из книги Шмойс, повествующие о событиях дня — о Синайском откровении. Центральным моментом чтения Торы являются Десять заповедей, которые читают на особый напев. Все присутствующие слушают чтение стоя, стараясь не пропустить ни одного слова.
Приходят в синагогу на чтение Десяти заповедей все члены семьи — включая детей (даже маленьких).
После чтения Торы (вне Эрец-Исроэль — во 2-й день праздника) читают поминальную молитву «Изкор».
...В Швуэс принято есть молочные блюда. Существует несколько объяснений этому древнему обычаю. Некоторые считают его символом страны, «текущей молоком и медом». Другие отмечают, что до дарования Торы евреи не знали никаких запретов на продукты питания и после Синайского откровения были вынуждены ограничиться молочной трапезой, так как вся остальная приготовленная еда оказалась некошерной. Кроме того, стихи Торы, в которых сказано о принесении в жертву плодов первого урожая, завершаются заповедью «Не вари козленка в молоке матери его» (Шмойс, 23:19, 34:26).
В то же время, в праздники принято есть мясо, поскольку наши мудрецы говорят, что «без мяса нет радости». Поэтому, устраивая в один день и молочную, и мясную трапезу, нужно остерегаться, чтобы не нарушить запрет на смешение молочного и мясного. После мясной трапезы необходимо выждать 6 часов, прежде чем есть молочную пищу; после молочной ждут 1 час. В любом случае, мясную и молочную пищу не следует есть в пределах одной трапезы.
Источник: Из газеты «Шомрей Шабос» №32 (374)
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.