Притча рассказывает о пессимисте, видящем в налитом до половины стакане воды только пустую его половину, и об оптимисте, видящем в том же стакане половину полную.
Многие израильтяне были буквально шокированы, вплотную познакомившись с алией 1990 года. По их ли, по нашей ли вине они разглядели только пустую половину стакана.
— Вы видели наших новых соседей? Мало того, что они выглядят, как казаки и не знают ни слова по-еврейски, они оказывается и о праздниках наших не слыхали. Каким же боком они евреи?
«Горько слышать, там мы были евреями, а здесь стали русскими», — говорят олим.
Нельзя сказать, чтобы израильтяне были совсем неправы: олим не просто мало знают о еврействе, порой кажется, что они не знают буквально ничего. Обвинять их в этом никто не решится, зная историю нашей многомиллионной общины, но и не заметит этого только слепой.
И все же есть и полная половина стакана: духовная жажда, интерес к истории и традициям, украденным у нас. Перед каждым праздником оживляется вся русскоязычная пресса Израиля, в будни безразлично-враждебная к религии и, уж конечно, религиозным. Читатели хотят получить свою предпраздничную порцию еврейства и получают ее. Вот только с Йом Кипуром есть у них проблема: уж очень религиозный это день. Не в память о военных победах, не в память об освобождении из рабства празднуется он, не привязан он и к сельскохозяйственному календарю, севу, жатве.
Вопреки очевидной логике остался этот день кульминацией года и для нерелигиозной части Израиля и для ассимилированых общин диаспоры. Тот, кому доведется в этом году впервые провести Йом Кипур в Израиле не узнают, проснувшись утром, свой город, своих соседей: нет машин и автобусов, те, кто вчера смеялся над всем еврейским, надевает провалявшуюся в шкафу целый год кипу и отправляется в синагогу, все постятся. Да и многие из «русских» помнят о дне, когда наши советские старички постились, не отвечая на недоуменные вопросы внуков.
Но нет в этом феномене выживания ничего загадочного: идея Йом Кипура естествена и необходима даже для еврея, который позабыл о своем еврействе. Если бы не этот день, в повседневной суете еврей в течение всей жизни не нашел бы паузы, чтобы задуматься о прошлом и спланировать, насколько это зависит от нас, будущее.
Это день тшувы, возвращения, возвращения к народу, его Б-гу, его Торе. Возвращение к прерванной насилием и соблазнами золотой цепи традиции, связывающей нас с праотцом Авраамом. Возвращение, которое покажет и нам самим, «каким боком мы евреи».
Источник: «Возрождение» №12
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.