БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Молитва — служение сердцем
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
Молитва — служение сердцем

Рисунок Рембрандта из коллекции Де-Гротта в Гааге изображает пророка Даниэля в логове львов. За что же угодил в львиное логово еврейский пророк?

Даниэль вместе с другими тремя еврейскими юношами знатного происхождения был пленен и вывезен в Вавилон еще до разрушения Первого Храма. Они содержались при дворце самого Навуходоносора. Вскоре представился случай, который помог Даниэлю выдвинуться и даже стать правой рукой царя. Даниэль оставался но дворце и при преемниках Навуходоносора: Эвил-Меродахе и Белшацаре. Когда Вавилон был покорен персами, Даниэль снискал расположение царя Дария и был поставлен им над всеми придворными. Завистливые вельможи всячески пытались навлечь на Даниэля гнев властелина, но лояльность и добросовестность его сводили на нет все их козни. Наконец они решились на такую уловку. Якобы с целью упрочения авторитета Дария они посоветовали ему издать указ, предписывающий всем подданным в течение месяца направлять все свои прошения одному лишь царю, А если кто-либо в течение этого периода попросит что-либо у человека или б-жества — казнить его, бросив в яму с голодными львами (как свидетельствуют современные раскопки нa территории древнего Вавилона, именно такое наказание следовало за неповиновение царю). Не подозревая об истинной цели своих советников, Дарий, который действительно нуждался в упрочении своего авторитета, охотно издал такой указ.

Дальше Писание рассказывает: «Даниэль, узнав об этом [письменном] распоряжении, поднялся в дом свой, и окна у него наверху были открыты в сторону Иерусалима, и три раза в день он преклонял колена, и молился, и славил Б-га, как делал он и прежде» (Даниэль, 6:11). Ненавистники тут же донесли царю и потребовали наказать строптивого иудея. Только теперь Дарий понял истинный замысел сановников. Но было поздно: по законам персидского царства, он и сам не мог отменить своего указа. «Тогда повелел царь, и привели Даниэля и бросили его в яму со львами: возопил царь и сказал Даниэлю: Б-г твой, Которому ты служишь постоянно, да спасет тебя!» (там же, 6:17). Яма была закрыта большим камнем и опечатана царской печатью. Всю ночь царь не спал и постился, а назавтра оказалось, что львы Даниэля не тронули...

Из этого повествования Талмуд извлекает несколько весьма существенных указаний, касающихся молитвы: что молитву следует произносить, стоя лицом к Иерусалиму (ведь упомянуто, что у Даниэля были открыты окна, обращенные к Иерусалиму, и именно у этих окон его видели молящимся), и что молиться следует три раза в день.

Что вообще еврей должен время от времени обращаться к Б-гy с молитвой, неоднократно упоминается и Пятикнижии, и поэтому многие включают это предписание в число 613 заповедей Торы. В нынешней недельной главе «Экев» сказано: «Перед Б-гом твоим благоговей, Ему служи...» (Дворим, 10:20). Под служением Б-гy следует понимать молитву, что мы тоже знаем из истории с Даниэлем. Царь говорит пророку, пойманному за молитвой: Б-г, Которому ты служишь, да спасет тебя». Несколько ниже в главе «Экев» говорится: «Служить Б-гу всем сердцем». Пo поводу этих слов талмудические ученые замечают: «Что есть служение сердцем? Это — молитва» (трактат «Таанис», 2а).

Однако, как указывает Рамбам, Тора, предписывая еврею молиться, не определяет текста молитвы и не называет времени чтения молитв. О сути этого предписания Рамбам говорит: «Обязанность, определяемая этой заповедью, такова: каждый человек должен ежедневно молиться: воздавать хвалу Всевышнему, затем просить о своих нуждах, а затем благодарить Б-га за ниспосланные блага. Если был он красноречив — он молился долго, косноязычный молился как мог... число молитв было различным: один молился раз в день, другие — по много раз. Но все молились, стоя лицом к Храму..» Так было, пишет Рамбам, от Моше до Эзры. Дальше он объясняет, почему еврейская молитва приняла тот вид, который она имеет сейчас.

«Евреи, изгнанные в царствование злодея Навуходоносора, смешались с персами, греками и другими народами. У них родились дети в чужих землях. Язык этих детей был смешанным. Они не владели в совершенстве ни одним языком. Говорили с ошибками. И по-еврейски они не могли говорить. Поэтому, когда кто-либо из них молился, ему не хватало слов, чтобы выразить свою просьбу или воздать хвалу Всевышнему на святом языке, пока он нe примешивал к нему чужие слова. Когда Эзра и суд, который он возглавлял, увидели это, они учредили стандартный текст, состоящий из 18 брохос (благословений). Первые три из них — воздаяние хвалы Создателю, а последние три — благодарение за блага; средние 12 содержат в себе просьбы, которые, в общем, охватывают все, в чем нуждается как отдельный человек, так и общество в целом. Этот текст могли выучить все, и отныне молитва косноязычных была такой же совершенной, как и молитва риторов».

Текст, о котором говорит Рамбам, учрежденный два с половиной тысячелетия назад Эзрой, получил название Шмоне-эсре, т.е. «восемнадцать», по числу входящих в него благословений.

Но примерно через шесть столетий после Эзры в этот текст было введено еще одно благословение: просьба к Всевышнему избавить еврейский народ от всякого рода злодеев. Автор этого благословения — известный талмудический ученый, астроном и врач Шмуэль. Таким образом, общее число благословений стало 19. Однако название Шмоне-эсре осталось за молитвой.

Чтение Шмоне-Эсре вполне удовлетворяет приводимому в главе «Эйкев» предписанию относительно молитвы. Прочесть этот текст обычно занимает несколько минут. Почему же евреи по утрам проводят за молитвой час или более? Во-первых, непосредственно перед Шмоне-эсре читается текст Шмa, Исроэль вместе с сопутствующими благословениями. Этот текст, хоть иногда и называется молитвой, никак таковой не является. Он читается в силу особой заповеди, приводимой в главе «Воэсхонан». А перед этим еще читается текст Псукей дезимра,который включает в себя отдельные Давидовы псалмы, отрывки из книг «Диврей ha-йомим» (Хроник) и книги пророка Нехемии, «Песнь моря» из главы «Бешалах» книги Шмойс, а также другие отрывки из Танаха. Этот текст тоже нельзя назвать молитвой. Цель чтения Псукей дезимра — подготовить человека, настроить его на разговор с Б-гом.

Чтение Псукей дезимра, как и текста Шма, Исроэль с его благословениями, нельзя прерывать ни одним посторонним словом. Если в это время вы что-нибудь спросите у молящегося, он не ответит. Но он может выразительно в ответ прожестикулировать. А еврейская жестикуляция может, как известно, заменить не только слова, но целые повествования. Но это — до собственно, молитвы, до Шмоне-эсре. Читая же Шмоне-эсре, молящийся еврей ничего не видит и не слышит: ведь он разговаривает с Самим Всевышним!..

Источник: «Шомрей Шабос»


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Молитва — служение сердцем
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 02:21:06
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl