БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Далекие огни
Разделы

Интересный иудаизм
Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+14
Интересно, хорошо написано
Далекие огни

Как-то в один из ханукальных вечеров я ехал в автобусе. Впереди сидела олимовская семья. Мать-еврейка, отец-нееврей и мальчик. Он увидел в окне, среди домов и деревьев, большую, «общественную» ханукию и спросил:

— А что это?
— А это елка, — уверенно ответил отец. — Евреи елку зажгли на кладбище.

Теперь ребенок понял. Теперь я понял, почему священники-Хашмонаи подняли восстание.

На лекции в учительской семинарии довелось услышать, что имела место «недопонятка». Греки не так уж преследовали нас по части религии. Не сравнить с римским императором Адрианом, который, борясь с еврейством, буквально все запретил. А эллинистический монарх Антиох Эпифан занес в черный список только несколько заповедей: обрезание, Шабат, кашрут, микву и пр. Хотел деспот в короне прорубить нам окно в греческую культуру.

Но эти восстали.

Брит-мила мешала Антиоху: согласно греческим правилам, соревноваться на стадионе полагалось совершенно без одежды. Деспот прикинул: евреи с обрезанием будут стесняться. Без — не будут. В чем-то он был прав: необрезанность тела влияет на душу. Стыд куда-то уходит, на стадионе и в других местах.

То же и с кашрутом: чтобы не мешали его законы ходить к эллинам на их пиры. Но за что Антиох невзлюбил нашу субботу?

Любавичский Ребе объясняет: в отличие от других важных дат в календаре (Рош а-Шана, полнолуние, год Шмиты), Шабат никак не связан с небесной механикой, которую так уважали народы мира. Седьмой день не отражается на небосклоне. Это чисто еврейский знак, напоминающий, что шесть дней шло Творение, а потом Всевышний отдыхал и заповедал это своему народу.

Знак Единого Б-га?! Этого Антиох стерпеть не мог.

А Хашмонаи не могли стерпеть ассимиляции, которая тихо, как штурмовой отряд, пробиралась в проломы, которые греческий царь сделал в стенах еврейства. Ели что попало, женились, на ком придется, и уже идол, установленный в Храме, не мешал домохозяевам погружаться в дрему. Тем более, что это было далеко, не в их квартале. Народы мира считают, что у евреев все идет шиворот-навыворот, и во многом они правы. Если по уму, то для роли восставших больше подходили ребята с мускулами, умеющие драться на копьях или натянуть тетиву. Но их, видно, задержали тренировки на стадионах. А за оружие взялись коэны, люди, у которых доброта — главное свойство. Впрочем, куда деваться, если под дамокловым мечом оказалась судьба еврейской души? На бой выходили те, кто эту душу видел, слышал и берег, а не умельцы давать в морду.

В мире Торы игра всегда начинается с центра, и в том залог успеха. Выйдя на войну с именем Б-га Единого, Хашмонаи быстро освоили копье и лук, отведали вкус победы. Независимость была следствием этой войны, но не ее целью. Хашмонаи подняли восстание против ассимиляции, против родных предателей, за право, дыша полной грудью, служить Творцу.

Мужа моей дочери нельзя назвать мальчиком с картинки. Несколько лет он прожил робинзоном на Синае, искал что-то в Южной Африке и пр. Сейчас у них родился сын. Во время осенних праздников Шауль клал в колыбельку свой этрог, чтобы малыш с пеленок прикасался к святости. Когда сын спросит: «Что там за огни?», отец ответит.

Источник: LJ ezrahovkin


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Далекие огни
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 06:15:09
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl