БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Глава «Шмойс», 20 тейвеса 5769 года
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+35
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
Глава «Шмойс», 20 тейвеса 5769 года
р. Авроом Вольф

На следующей неделе вступает в должность 44-й президент США Барак Хусейн Обама. Мы желаем ему больших успехов на этом посту, несмотря на то, что его второе имя, «Хусейн», поневоле ассоциируется с другим главой государства, которому мы бы не стали желать ничего хорошего… Вообще, я часто задумываюсь над именами людей и их значением, особенно перед церемонией брис-мило или наречения имени девочки, когда родители говорят мне, почему они выбрали то или иное имя для своего ребенка.

Имя, его значение, происхождение, вопросы выбора имени дают богатый материал для научных исследований: филологических, социологических, исторических и других. Лично меня очень интересует происхождение имен. Например, когда я был ребенком, все знали слово «барак» — это «молния» на иврите. Когда я немного подрос, то узнал, что есть такая еврейская фамилия «Барак»: газеты писали об офицере (позже генерале) Эхуде Бараке, впоследствии — главе правительства Израиля. Сегодня все дети в мире знают, что Барак — не только фамилия, но и имя человека: Барак Обама — президент США.

Есть еще одно очень известное еврейское имя, возможно, самое известное в мире (хотя сбором статистики я, естественно, не занимался) — «Моше». Имя это Батья, дочь фараона, дала маленькому мальчику, который лежал в корзинке из тростника, выловленной из вод Нила, и плакал, а ангел смерти повис над его головой…

Все знают эту историю из сегодняшней недельной главы «Шмойс». Фараон тогда распорядился, чтобы все новорожденные еврейские мальчики были утоплены в реке. Несмотря на большую опасность, Амрам и Йохевед, руководители поколения, решились завести еще одного ребенка в семье, и у них родился мальчик. Некоторое время родители укрывали его в своем доме, но далее это становилось опасным, так как стража фараона могла обнаружить ребенка. Йохевед уложила младенца в корзину, обмазанную глиной и смолой, и опустила в воды Нила, отдав, таким образом, его жизнь в распоряжение Всевышнего. Тора рассказывает: «И спустилась дочь фараона, чтобы омыть себя, к реке, а ее девицы ходили подле реки; и увидела она корзину, и послала свою рабыню, и та взяла ее. И открыла она, и увидела дитя, и вот мальчик плачет, и сжалилась над ним и сказала: «Из детей евреев он»… И стал он ей сыном, и она нарекла ему имя Моше и сказала: «Ведь из воды извлекла я его».

В детстве я часто спрашивал себя, почему право дать имя первому руководителю еврейского народа было отдано чужой для него женщине, к тому же нееврейке? Ведь родители, так любившие своего сына, без сомнения, сделали ему обрезание на восьмой день и дали ему имя (есть, правда, мнение, что Моше родился обрезанным, но в любом случае родители должны были дать ему еврейское имя). Когда я стал старше, то прочитал в мидрашах, что у Моше было не одно, а целых десять (!) еврейских имен: Йеред, Авигдор, Хавер, Ави Сохо, Екутиэль, Ави Зануах, Товия, Шмайя, Бен Нетанэль, Леви. Однако мидраш завершает их перечисление словами: «Хотя у Моше было много еврейских имен, но во всей Торе он назван именем, которое дала ему фараонова дочь». Как это понять?!

Прежде чем начать поиски ответа на этот вопрос, я хотел бы вспомнить еще одно еврейское имя — Сендер. На самом деле, «Сендер» — производное от… греческого имени Александр. История того, как это имя стало еврейским, заслуживает отдельного упоминания. Это случилось во времена завоеваний Александра Македонского. Самаритяне, враги евреев, подстрекали Александра разрушить Храм, утверждая, что храмовое служение является бунтом против царя. Александр поверил им и вместе со своим войском направился к Иерусалиму. Когда первосвященник Шимон-праведник узнал, что Александр с войском на подходе к городу, он облачился в свои восемь храмовых одеяний, которые носил, совершая служение в Храме, и приказал, чтобы все остальные коѓены тоже надели священные облачения. После этого он вместе с коѓенами вышел за ворота Иерусалима, чтобы встретить царя. Завидев приближающегося к нему первосвященника, Александр сошел с колесницы и, ко всеобщему изумлению, простерся перед ним ниц! Он рассказал потом, что однажды увидел во сне величественного старца в священническом облачении, похожего на Шимона-праведника, который возвестил ему о будущих победах. Первосвященник объяснил царю, что евреи на самом деле молились в Храме о его благоденствии, и Александр внял его словам! И вообще, он всегда был милостив к евреям и не мешал им соблюдать законы Торы. В благодарность за это первосвященник распорядился, чтобы всех мальчиков, родившихся в этом году, назвали Александрами. Так это имя вошло в еврейскую традицию, и я уверен: каждый еврейский ребенок с тех пор знает, что это еврейское мужское имя. Однако совсем недавно выяснилось, что похожее имя принадлежит женщине из Индии: «Сандра».

Я имею в виду трагедию, которая недавно произошла в городе Бомбее, где террористы ворвались в «Бейс-Хабад» и убили пятерых евреев, в том числе рава Габриэля Хольцберга и его жену ребецн Ривку. Черный цвет этого огромного горя пробил маленький лучик утешения: Мойшеле — маленький сын Габриэля и Ривки — был спасен. Няня-индианка Сандра уложила его спать на верхнем этаже, где располагались жилые комнаты, и спустилась вниз, чтобы уйти домой. Как раз в этот момент в «Бейс-Хабад» ворвались террористы и начали стрелять. Сандра спряталась в подвале вместе с еще одним работником. Там они провели всю ночь, около 13 часов. Утром, к своему удивлению, няня услышала, как мальчик зовет ее: «Сандра, Сандра!» Она поняла, что ребенок проснулся, подошел к своим родителям, но они были мертвы. И тогда ничего не понимающее дитя позвало свою любимую няню, к которой он привык, и которая была для него самым близким после родителей человеком. Она хотела сразу же бежать к ребенку, но мужчина, который прятался вместе с ней, сказал: «Не выходи! Это опасно!» Сандра очень боялась, что террористы, не дай Б-г, могут обнаружить мальчика и убить его. Мгновенно приняв решение, Сандра выбежала из подвала. Маленький Мойшеле стоял посреди комнаты в лужах крови убитых накануне родителей и плакал. Она схватила его на руки и опрометью бросилась вон, подальше от этого страшного места. Слава Б-гу, террористы в это время были на самом верхнем этаже и не обратили внимания на то, что происходит внизу. Так индийская женщина спасла жизнь еврейскому мальчику. Сегодня они живут вместе в Израиле в доме его дедушки и бабушки. Сандра помогает растить Мойшеле и ухаживает за ним как родная мать…

Раввин Исроэль-Меир Лау, бывший главный раввин Израиля, а ныне главный раввин Тель-Авива, родился в 1937 году в Польше в семье потомственных раввинов. Брат Нафтоли (Тулик) опекал его во время войны, другой брат Шмуэль-Ицхок (Милек) погиб от рук фашистов. Первые годы войны рав Лау провел в гетто своего родного города Петркув-Трыбунальски, первом еврейском гетто на территории оккупированной Польши. В 1942 году его отец и братья вместе с большинством евреев этого города были заключены в лагерь смерти Треблинка, где погибли. Ему и его матери удалось избежать заключения. Она отдала маленького Меира на попечение старшего брата Нафтоли, которого должны были отправить в другой концлагерь. После этого мать погибла, а братья попали в лагерь в городе Ченстохове, откуда были переведены в Бухенвальд. Когда лагерь освободили, восьмилетний Лулек (такая у него была кличка) оказался одним из самых маленьких заключенных.

В своей речи на траурной церемонии похорон погибших в Бомбее рава Габриэля Хольцберга и его жены ребецн Ривки, да отомстит Всевышний за их кровь, рав Лау сказал: «Мне знаком этот детский крик: «Мама! Мама!» Я много раз слышал, как из вагонов поездов или из-за колючей проволоки кричали дети, ища глазами своих мам, из рук которых они были жестоко вырваны за несколько минут до этого. Именно так они кричали: «Мама! Мама!» История повторяется. В крике маленького Мойшеле, оставшегося без родителей, я услышал голоса детей Катастрофы». Потом рав Лау сказал: «Мойшеле — это имя носил первый еврейский ребенок, избежавший верной погибели. Мать положила его в корзине в воды Нила. Над ним нависла опасность утонуть. Но пришла дочь чужого народа, дочь фараона, который приказал топить всех еврейских мальчиков в Ниле. И именно она стала посланницей Небес, протянула руку, взяла короб, открыла его, увидела плачущее дитя, и сжалилась над ним… И нарекла ему имя Моше, сказав: «Ведь из воды извлекла я его». «Так и Сандра, — продолжал со слезами в голосе рав Лау. — «не знаю, здесь ли она и слышит ли это, но придет день, и она услышит, придет день, и мальчик вырастет и услышит это: все человечество и особенно еврейский народ безмерно благодарны тебе, праведница мира Сандра из Бомбея! Ведь она могла просто убежать! Вокруг раздавались выстрелы, слышались взрывы и лились потоки крови!.. При малейшей возможности спастись инстинкт подсказывал бежать. Но услышав, как ребенок зовет ее, она без колебаний бросается ему на помощь, поднимается наверх, видит безжизненные тела отца и матери ребенка и спасает двухлетнего мальчика, вырывает его из когтей смерти, из лап Сотона. Она извлекает его не из потоков воды, а из потоков крови, из огня и клубов дыма. И за это наше ей человеческое спасибо. Мы отдаем ей дань уважения. Она доказала, что существуют самоотверженные среди людей. Не перевелись герои! Есть изречение: «Когда воодушевился народ — благословите Г-спода!» Сандра, ее самоотверженный поступок, спасший ребенка из ада, будет жить в памяти из поколения в поколение», — так закончил рав Лау свою речь. И я подумал тогда: «Может быть, это и есть истинная причина, по которой Моше называют Моше, а не другими именами?!»

Талмуд в трактате «Сота» рассказывает, что девушки, которые помогали Батье, дочери фараона, увидев, что она хочет спасти Моше, сказали ей: «Вы нарушаете приказ вашего отца!» Они всячески пытались уговорить ее не делать этого. Однако дочь фараона спасла мальчика. Мидраш говорит: «Сказал Всевышний дочери фараона: «Моше не был твоим сыном, но ты назвала его своим сыном. Хотя ты не Моя дочь, Я называю тебя Батья» (на иврите это имя означает «дочь Б-га»). Всевышний дал этой необыкновенной женщине необыкновенное имя, подчеркивающее Его особенную любовь и одобрение того, что она совершила.

Батья была первой, но не единственной праведницей мира. Еврейская история хранит имена многих праведников мира: мать римского императора Антония, спасшая рабби Йеѓуду ѓаНоси, Оскар Шиндлер и Рауль Валленберг, спасшие тысячи евреев во время Второй мировой войны, и сотни тысяч других, кто был готов подвергнуть риску свои жизни ради спасения евреев. Список этот очень-очень длинный. А недавно в него было внесено имя госпожи Сандры, благодаря которой есть надежда продолжения у еще одной еврейской семьи…

Всевышний оставил нам праведников мира в каждом поколении, чтобы мы не потеряли веру в человечество. Представьте себе (я знаю, что это трудно, почти не реально, но попробуйте это сделать), что творилось в душах родителей рава Габриэля Хольцберга, попробуйте проникнуть в мысли родителей его жены ребецн Ривки, когда они смотрели на экраны телевизоров и видели «Бейс-Хабад» в Бомбее. Они знали, что там находятся их дети, их внук Мойшеле. Они видели снаружи оцепление полиции и индийской службы безопасности, а внутри — о ужас! — их дети в руках страшных убийц, которые только и умеют, что мучить и убивать. Родители, отделенные от своих детей расстоянием в тысячи километров, молятся, плачут и взывают о спасении. Между тем, время идет, приходят новости из других мест, захваченных террористами. Известия оттуда совсем не утешительные: террористы убивают всех, кто стоит на их пути. Родители не теряют веру в то, что Всевышний спасет их детей. Однако вера в то, что их детям помогут люди, постепенно ослабевает. Может быть, бабушка говорит дедушке: «Смотри, все человечество против нас! Некоторые прямо действуют против нас, а остальные смотрят на это сквозь пальцы, ничего не предпринимают, чтобы спасти наших несчастных детей». И он наверняка отвечает ей или шепчет себе: «Нет надежды! Все кончено! Не на кого там надеяться!» И вдруг на экране что-то меняется: они видят женщину, которая выбегает наружу, держа на руках маленького ребенка. «Там что-то происходит!» — кричит бабушка дедушке, а, может, дедушка бабушке. И тут одна из сестер кричит: «Это Мойшеле!» В столь тяжелую для них минуту Всевышний говорит им и нам, что даже в такой трагедии есть искры надежды. Б-г показывает, что есть люди, неевреи, которые готовы рисковать своей жизнью, чтобы спасти еврея. Есть лучики света, проникающие в царство тьмы! Не надо отчаиваться! Мир состоит не только из зла! Наоборот, мир полон добрых людей и праведников мира! В нем царит надежда!

В заключение я хочу привести слова мидраша «Ваикро рабо», отвечающие на вопрос, который был задан в начале: почему же Всевышний выбрал из всех имен именно имя Моше для Моше-рабейну? Говорит мидраш: «Ваикро эль Моше — и воззвал [Г-сподь] к Моше, говоря: «Ни одним из имен, что называли тебя, не зову тебя, а только тем именем, что назвала тебя Батья, дочь фараона». Этим была она вознаграждена за свое доброе сердце и за свой мужественный поступок, благодаря которому евреи спаслись из Египта. Благодаря одинокому лучику света, прорезавшему тьму, евреи удостоились спасения!

И сегодня, когда тьма наступает и пытается накрыть все мироздание, в Бомбее появился такой же одинокий лучик света. Имя ему Сандра. Она принесла в этот мир новый свет и спасла для нас маленького Мойшеле, она поможет нам двигаться вперед и привести для всех большой свет, свет спасения настоящего и истинного. И да станет этот день днем большой надежды!

Источник: «Шомрей Шабос»


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Глава «Шмойс», 20 тейвеса 5769 года
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-24 06:16:08
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia