Рамбам пишет (в кодексе «Мишне Тора»): «Человек должен исследовать законы Святой Торы, пытаться, по мере сил своих, понять их внутренний смысл... И хотя все законы Торы — в принципе непостижимая воля Всевышнего (гзейра), следует вдумываться в них. Человек должен стремиться понять все, что доступно его разуму». Рамбам считал, таким образом, что постижение смысла заповедей — право и долг еврея.
Традиция указывает на два важных аспекта осмысления заповедей Торы: мировоззренческая самоценность и более полноценное исполнение Торы.
Сказано: «Ибо не пустое это дело для вас» (Дворим, 32:47). Иерусалимский Талмуд толкует эти слова так: «Заповеди — не пустое (бессмысленное) дело. Если же они кажутся вам бессмысленными — причина в вас самих, в том, что не трудитесь вы над Торой».
С другой стороны, полноценное исполнение заповеди возможно только если еврей вкладывает в них «все сердце». Как сказано: «Всевышний сердца желает». Меири (автор книги «Бейс hа-Бхира») пишет: «Нет лучшего исполнения заповеди, чем исполнение с пониманием». По мнению других комментаторов, именно об этом молился царь Давид: «Открой глаза мои и взгляну на тайны Торы твоей».
Но не все мудрецы прошлого считали постижение смысла заповедей необходимым. Характерны в этом смысле слова «Кузари»: «Говорю я — таков закон Всевышнего. И тот, кто принимает его бесхитростно и не мудрствуя лукаво, поступает лучше мудреца и исследователя. Тот же, кто все же ищет причины и намеки, пусть ищет в Торе, а не в человеческих вымыслах и логических построениях. Даже «Тур», ставший основой hалахических решений «Шулхан оруха», пишет: «И мы не должны искать смысл и замысел в заповедях, ибо в них безусловная воля Царя, понимаем мы ее или не понимаем».
В Талмуде мы находим обоснование подобной позиции: «Сказал рабби Ицхок: почему скрыт от нас смысл заповедей? Дважды был раскрыт смысл «царских» заповедей, и царь Шломо, мудрейший из людей, тут же нарушил их». Связь между знанием смысла заповедей и их нарушением приводится в книге «Хинух»: «Надо бы тебе знать, что для нашей же пользы остались смысл заповедей и вред от их нарушения тайной. Чтобы не сказал человек: сказанное Торой верно в определенном месте и в определенных обстоятельствах. Сокрытие внутреннего смысла заповедей помогает нам уберечься от этой ошибки».
Источник: «Шомрей Шабос» №13(403)
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.