БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Новая иудаика — как новое оживление иудаизма.
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
Новая иудаика — как новое оживление иудаизма.
р. Меир Брук

В относительно недавнем прошлом возникло разделение в терминах, связанных с еврейской традицией. Было выбрано два термина — иудаизм и иудаика, представлявшие еврейскую традицию.

В относительно недавнем прошлом возникло разделение в терминах, связанных с еврейской традицией.
Было выбрано два термина — иудаизм и иудаика, представлявшие еврейскую традицию.
Увеличение терминов часто помогает более точному и глубокому постижению материала. Но часто побочный (или сознательно введенный) эффект от процесса — может быть чреват большими проблемами.
Термин иудаика — имел под собой множество факторов.
С первой и очевидной стороны, идея выделения иудаики преследовала цель разделить две точки зрения (или две перспективы):
иудаизм — это «взгляд» изнутри — со стороны носителей еврейской традиции.
Иудаика — это «взгляд» снаружи — со стороны изучателей.
Второй фактор — подразумевалось, что в иудаике — взгляд будет не только внешний, но и научно-объективный, по контрасту с «анти-научным» «мракобесием» иудаизма.
В результате второго фактора возникли два серьезных побочных эффекта.
а) научный взгляд был резко сужен до «объективно»-научного взгляда — при котором от всего богатства еврейской культуры — осталась только его внешняя часть, которую можно было объективно предъявить.
То есть иудаика — изучает текст книги, но не то, как эта книга влияет на внутренний мир человека. Иудаика изучает форму ханукального светильника, но не тот огонь, который «загорается» внутри человека, глядящего на ханукию.
б) Возникало противопоставление между двумя подходами. При этом человек, который считал себя современным и «ученым» (или хотя бы интеллигентным) — выбирая иудаику как современную и научную — автоматически отвергал иудаизм как оппонента иудаики.
У меня были несколько друзей, которые после окончания учебы на «факультете иудаики» - не могли воспринимать еврейскую мудрость иначе как через призму иудаики. Этот взгляд — лишал этих людей доступа к «живой традиции иудаизма».
Это подобно паталого-анатому, который воспринимает тело только как объект рассечения при вскрытии. Живое тело его уже не интересует.
Эта ситуация не так уж и безобидна.
Когда в бывшем Союзе — с началом перестройки упали запреты на возвращение к традиции — перед русскоязычными евреями внезапно возник «чреватый» выбор — знакомиться с традицией в виде иудаизма или в виде иудаики.
Понятно, что правильный ответ: «лучше быть богатым и здоровым», но если в этой шутке — богатство и здоровье — не противоречат друг другу, то в случае иудаики и иудаизма — момент взаимной исключительности — довлел над выбором.
И если человек считал себя современным и интеллигентным, то иудаика побеждала и подавляла иудаизм.
Причем это верно не только для тех, кто собирался профессионально посвящать свою жизнь изучению иудаики — этот выбор довлел и над просто интеллигентными людьми.
Выбор мог стоять в виде — ставить на полку в доме книгу Тора или книгу — коллекция изображений еврейских ритуальных предметов. Драма состояла в том, что одно вытесняло другое, и зачастую на подсознательном неосознаваемом уровне.
Каков же выход?
На самом деле — не все так плохо.
Иудаика — как и вся наша цивилизация — должна пройти несколько этапов созревания и взросления.
Современная наука начинала с изучения очень узкого сегмента реальности — того, что можно «пощупать и измерить». В этой парадигме — человек сводился к роботу.
Но (в частности с появлением психологии) наука вынуждена была расширить список своих методов восприятия реальности.
Психология — уникальная наука. Она никогда не описывает объективную реальность внутреннего мира человека, так как внутренний мир человека — это не материальный объект.
Но с другой стороны, внутренний мир влияет на человека зачастую гораздо более весомо чем мир внешний.
Что же сделала психология?
Она в частности перешла на работу с моделями.
Модель — это некоторая схема описания реальности, которая не обязательно копирует реальность, но помогает понять ее функционирование.
Это объясняет, почему в психологии возникает множество школ. Каждая школа может предложить свою модель. При этом разные модели могут описывать одну и ту же реальность.
Таким образом, психология резко расширила границы исследуемого мира.
И учение четко разделяли различные виды наук, чтобы знать — что ожидать от каждой из наук.
= - =
Подобный подход — должен быть применим к иудаике.
На самом деле в иудаике содержится мощнейшая и полезнейшая вещь — взгляд на систему снаружи. То есть возможность рефлексии, осмысления ситуации — благодаря выводу точки обзора вовне.
Второе важное качество науки — выработка терминологического и понятийного аппарата. Для еврейской традиции — это может быть также очень полезным, чтобы выражать духовные идеи не только на языке метафор, но и на языке понятий.
Итак, два качества науки помогут нам глубже разобраться в еврейской мудрости — возможность взгляда извне и понятийный аппарат.
Если мы дадим возможность иудаике подрасти — то мы превратим ее из оппонента иудаизма в ценный ресурс по углубленному изучению иудаизма.
При этом — нашей задачей также станет снятие оппозиции или\или. Новая иудаика станет «взрослым» дополнением к иудаизму, который позволит говорить о древней традиции на современном языке, что поможет самой традиции приблизиться к современной аудитории.

Источник: http://meirbruk.net


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Новая иудаика — как новое оживление иудаизма.
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 03:13:01
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia