БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Пурим > Пережитое нашими предками поучительно для каждого
Оглавление

Пережитое нашими предками поучительно для каждого
Из Бесед и Посланий к празднику Пурим Любавичского Ребе** <br> **** </br> ** Рабби Менахем М. Шнеерсон שליט&#x;״א‎

О Пурим в Торе1 сказано: «...и эти дни Пурим не забудутся евреями, и память о них не исчезнет у потомков».

Это означает, что события Пурим должны служить указанием для всех поколений, и в плане духовном нам следует поступать так, как действовали евреи, когда нужно было помешать замыслам Амана.

Тогда народу грозила опасность быть уничтоженным, да сохранит Всевышний, и указ об этом был объявлен в городе Шушане, столице персидской Империи. В результате усилий евреев указ был отменен, и то, как поступили евреи тогда, служит нам уроком и наставлением.

История праздника Пурим восходит ко времени, когда евреи находились под чужеземным игом, но под властью «либеральной» и дружественной, начиная с персидского императора Корэша, который предоставил евреям в вавилонском изгнании значительную свободу и самостоятельность. В период владычества Ахашвероша евреи также пользовались некоторой религиозной, экономической и политической свободой и жили под духовным руководством праведного Мордехая, который был главою Синедриона (Высшего Еврейского Суда) и в то же время важным сановником при дворе императора.

Несмотря на высокое положение, Мордехай никогда не забывал, что он изгнанник и что его родина — Иерусалим. Но были и другие, кто хотел забыть Иерусалим и Бет-Амикдаш2. Они полагали за честь принять участие в трефном обеде Ахашвероша и попали в ловушку Амана, подготовившего тайный план уничтожения всего еврейского народа.

Мордехай избрал единственно верный путь, который позволял расстроить замыслы Амана: он начал укреплять воспитание еврейских детей в духе Торы. Как рассказывают наши мудрецы, Мордехай собрал тысячи детей и обучал их Торе с таким вдохновением, что дети были готовы вместе с Мордехаем самоотверженно погибнуть во Имя Б-га.

Вопросы Торы, которые изучал с детьми Мордехай, не имели отношения к надвигающейся гибели и на первый взгляд не могли принести никакой «практической» пользы. Эти занятия имели единственную цель — познание самой Торы.

И Тора предотвратила замыслы Амана. Гемара рассказывает: когда Аман, проходивший мимо, увидел, что глава верховного суда Мордехай учит Торе ради нее самой, что его не тревожит нависшая над евреями опасность и занятия еврейских детей для Мордехая важнее всего, — Аман понял, что потерпел поражение.

История Пурим — это четкое указание для всех времен и всех случаев жизни. Мордехай и Эстер — это живой пример для всех поколений, мужчин и женщин, а Чудо Пурима — вечное напоминание о том, что воспитание еврейских детей в духе Торы — это основа существования еврейского народа и залог его вечного будущего.

...Память о каждом историческом событии связана у евреев с практическими действиями. Заповеди, предписывающие вспоминать далекие события истории еврейского народа, — не только заповеди-напоминания. Вспоминая эти события, человек должен пережить их так, как если бы это случилось с ним сегодня, сейчас; тем более Освобождение, которое мы празднуем в Пурим, имеет связь с Освобождением из Египта, и Гемара предписывает отмечать эти праздники близко по времени друг от друга, чтобы «присоединить избавление к избавлению». Такое живое воспоминание предписывает Истинная Тора. Тора есть Истина, и она требует, чтобы воспоминание стало истинным переживанием. И так происходит в каждом государстве, в каждом городе, в каждой семье — собираются евреи, вспоминают Пурим и после чтения Мегилы вживаются в прочитанное, и оно вновь «совершается», как когда-то.

Если вдуматься в слова Мегилы о народе, «рассеянном и разделенном среди народов», «не исполняющем законов правителя», и вспомнить, что во всех поколениях нас не любили окружавшие нас, а Всевышний постоянно «спасает нас от их руки», мы увидим — ничто не изменилось. Разница в том, что чудо тогда было явным, а сегодня — требует напоминания и объяснения. Однако, как написано: «Тот, с кем происходит чудо, его не замечает». Оно не всегда очевидно, но ежедневно «Всевышний спасает нас от их руки».

Праздник Пурим предназначен для того, чтобы почувствовать, что Всевышний хранит евреев в их рассеянии, когда «их законы отличаются от [законов] всех народов», и они ни в коем случае не смешиваются с окружающей их чужой средой, независимо от того, враждебен ли к ним народ, среди которого они живут, или же он относится к ним хорошо и предоставляет им все необходимое. Это не устраняет преграды «между Израилем и народами», не меняет их образа жизни, народ остается таким, каким Всевышний повелел ему быть.

Вследствие переживаний и раздумий о Пурим приходит сознание, что у нас есть Б-г, который охраняет всех евреев всегда, во все времена, где бы евреи ни находились. Это связано с тем, что, хотя наш народ, «разбросанный и рассеянный между другими народами», все же евреи, «один народ» — народ единый и обособленный, ибо «законы их отличаются от законов всех народов». Это надо рассказывать и объяснять мужчинам, женщинам и детям в один и тот же день.

Неверно утверждение, что только люди, занятые проблемами философии и вопросами мироздания, должны знать о событиях давних времен и сравнивать их с сегодняшним днем, потому что это их профессия и кругозор их достаточен для понимания тех событий. А еврейским женщинам, на плечах которых лежат домашние заботы, не обязательно рассказывать об угрозе, нависшей над еврейским народом в далеком прошлом, и о том, что основой поведения евреев должно быть: «Законы их отличаются от законов всех народов».

Следует напомнить: хотя чудо и Б-жественное спасение, происшедшие в этот день, были заслугой и Мордехая, и Эстер, Мегила называется именем одной Эстер. Этим Тора подчеркивает особую роль еврейской женщины не только в событиях, о которых рассказывает «Мегилат Эстер», но и во все критические периоды истории евреев, включая и наше время. Роль еврейской женщины не второстепенна, а, наоборот, столь же велика и даже во многом важнее ответственности и заслуг мужчины, главы семьи...

И опять же не правы утверждающие, что излишне забивать знаниями нашей истории головы детей: пусть, мол, будет у них спокойная жизнь, пусть не чувствуют, что отличаются от детей других народов. Надо дать ребенку вырасти и стать самостоятельным, тогда расскажем ему обо всем, и он сможет выбрать дорогу в жизни по своему усмотрению. И тогда, если захочет, пусть читает «Мегилат Эстер».

Говорят, детей нельзя принуждать, надо предоставить им свободу выбора. Пусть растут. Потом, когда им будет восемнадцать, семнадцать, двадцать лет, они сами решат, избрать ли Тору и все, что ею предписано, или, сохрани Всевышний, — наоборот.

Но такие дети оказываются потерянными не только для еврейства, но и для самих родителей, которые воспитывали их по своему разумению, а не так, как повелел Всевышний.

Мы говорим — нет! Все это должно быть «в один день», нельзя ждать, пока ребенок вырастет, потому что эти знания важны и нужны ребенку сейчас, когда формируется его характер, поведение, привычки. Когда приходят дни праздника Пурим, не только мужчины, но и женщины и дети — каждый должен иметь возможность понять все события Пурим.

Конечно, объяснение должно даваться на понятном языке. Тому, кто знает древнееврейский, «Мегилат Эстер» понятна без объяснений. Если же еврей еще не понимает по-древнееврейски, надо объяснить ему содержание книги на его родном языке: на английском, русском или любом другом. Но следует рассказать всю «Мегилат Эстер» — от начала и до последнего слова.

Зачем детям знать — спрашивают иногда — что Мордехай был премьер-министром при дворе императора Персии Ахашвероша и что владычество Ахашвероша распространялось на 127 государств?! Ответ на этот вопрос известен только Б-гу. Он создал человека и знает, какое воспитание должен получить еврейский ребенок, чтобы впоследствии стать здоровым человеком как в духовном, так и физическом отношениях. Несомненно, нет никого, кто знает это лучше, чем тот, кто создал человека. Если Б-г — создавший человека и направляющий его действия — оставил такой наказ, нужно выполнять его, и можно не сомневаться: ребенок поймет все, что ему рассказывают.

Ошибаются родители, когда думают, что чудо — сложное понятие для ребенка. Это абсолютно неверно. Детская вера гораздо чище и проще, в ней нет сомнений. Если родители передают ребенку всю полноту повествования, ничего не сокращая и не добавляя от себя, не искажая истину и не превращая ее в полуправду, — такой рассказ ребенок воспринимает просто, живо и непосредственно, он становится частью его жизни, и тогда действительно «память о них не исчезает у потомков». Ребенок почувствует связь с родителями — отцом, матерью, дедушкой и бабушкой, семья не будет разделена, никто не будет жить отчужденно в своем особом мире. В семье, как написано в «Мегилат Эстер», воцарят «свет, радость, веселье и почет»: «свет» — светлая совместная жизнь, «радость» — общая радость, «веселье» — ощущаемое вокруг, и «почет» — взаимное уважение, ибо отец и мать следуют по пути своих родителей, и, разумеется, благословение Всевышнего покоится на них, и они удостоены того единства, когда дети их и внуки идут с ними вместе, единой семьей.

И тогда отдельные люди объединяются в семьи, а единые здоровые семьи сливаются в единый здоровый еврейский народ, которому абсолютно нечего бояться народов 127 государств, потому что мы идем вместе с Б-гом. Как «Один народ», который связан с «Одним и единственным Б-гом», и наши законы — это: «Законы их отличаются от законов других народов», и они соответствуют указаниям нашей «Тора, Одна». Если так поступают изо дня в день, тогда эти дни становятся светлыми, радостными, полными почета, и евреи делятся с окружающими своим весельем. Из таких дней складывается целый год — год, наполненный счастьем.

Чтение «Мегилат Эстер» приводит нас к еще одному важному выводу. Несмотря на то, что мы «разбросаны и рассеяны между другими народами», разделены друг от друга большими расстояниями, везде, где бы ни находились евреи, «законы их отличаются от законов других народов» — своим жизненным укладом они отличаются от других народов.

Во все времена евреи, жившие в разных государствах, были духовно связаны друг с другом, и чувства их были одинаковы. Так было во всех странах во всем мире, и к такому образу жизни их никто не понуждал.

Это учит нас тому, что еврей, где бы он ни находился, среди какого бы народа он ни жил и как бы он ни выглядел внешне, принадлежит к тому же самому народу, к которому принадлежат все евреи во всем мире. Более того, он принадлежит к евреям, жившим поколением раньше, двумя поколениями раньше, десятками поколений раньше, вплоть до тех евреев, которые получили Тору у горы Синай.

Даже неевреям известно, что все мы со времени Синайского Откровения до пришествия Мошиаха и далее принадлежим к одному и тому же вечно живому народу. Хотя в «Мегилат Эстер» это сказано неевреем, умный и мудрый еврейский народ не должен ждать, пока нееврей напомнит ему об этом. Еврей не отделен от своего прошлого и будущего. Он — звено золотой цепи, протянувшейся от Синайского Откровения к нашим дням и далее — в бесконечность. Когда Аман решил уничтожить еврейский народ, для него не имело значения, в какой из ста двадцати семи провинций живут эти евреи. Так поступали все аманы последующих поколений, в том числе тот (да будет стерто его имя), который в нашу эпоху уничтожал любых евреев, даже и тех, кто давно ассимилировался.

Меняется облик аманов, но не меняется их сущность. Как в дни Мордехая и Эстер, они все так же стремятся отдалить евреев от Торы и заповедей, привлечь их к «авода зара» — «чужому служению». Гемара говорят: Мордежай не признавал «авода зара» — любого служения, идей или занятий, чуждых еврейскому духу и образу жизни. Как и Мордехай, евреи не должны поклоняться чужому, обязаны сохранять свое естество, свою сущность. В этом — источник силы, хранившей нас в поколениях, залог здоровья и радости еврейского народа, который станет примером миру, как и написано: «...и чудом я представлялся многим».

Единственное, веками проверенное средство в борьбе с аманами и современным идолопоклонством — это углубленное еврейское воспитание, когда детям прививается подлинная любовь к Торе и заповедям — любовь, граничащая с самопожертвованием, как в дни Мордехая и Эстер в древней столице Шушан.

От мала до велика мы должны твердо знать, что народ наш, «рассеянный и разделенный среди народов», — это «один народ». Где бы или когда ни жил еврей, он — часть этого единства, часть народа, «законы которого отличаются от (законов) всех народов», и это дает нам силу и жизнестойкость, возможность пережить другие народы. Они пошатнутся, а вы останетесь незыблемы, как свет дневной, — так комментирует Мидраш сказанное в Торе: «Вы все стоите сегодня».

...Где бы еврей ни жил, он живет там не случайно. Ему может казаться, что он живет не там, где следует, но это не так — «шаги мужей направляет Всевышний». Каждого человека, а в особенности еврея, Б-г направляет туда, где ему наиболее целесообразно быть. Именно там Всевышний велит ему праздновать Пурим так, как предписывает «Шулхан Арух» — с женой и детьми, даже с самыми маленькими. И тогда «память о них не исчезнет у потомков».

Каждый еврей, где бы он ни был, принадлежит к еврейскому народу, который существует со времени Синайского Откровения и един во всех поколениях, во всех местах своего рассеяния, и единство это распространяется также на тех, кто в силу не зависящих от них обстоятельств не может праздновать Пурим радостно и открыто, и особенно на тех, кто находится за железным занавесом. И сознание, что есть евреи, которые удостоились свободно праздновать Пурим так, как повелел то Всевышний, придает силу и оживляет дух тех, кто еще не может выйти на улицы и радостно танцевать, кто вынужден отмечать этот праздник тайно, при закрытых дверях и окнах.

Если те, кто свободны, будут праздновать Пурим, как повелел Всевышний, это принесет силы и освобождение лишенным свободы. И с их освобождением мы вместе будем праздновать следующий Пурим.


1 Слово Тора означает «указание, поучение».
2 Священный Храм еврейского народа, разрушенный вавилонским войском после взятия Иерусалима.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Пурим > Пережитое нашими предками поучительно для каждого
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 08:50:09
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia Dr. NONA