БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > «Множество жертв ваших»
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
«Множество жертв ваших»

Мы склонны считать эпоху, в которую живем, пиком здравомыслия и просвещения. Это забавно, но простительно: так думали о своем времени все поколения. К примеру, мы морщим нос, читая о жертвоприношениях. Это не для нас, это из примитивной древности! А вот и голоса из древности: «Неужели всесожжения и жертвы желанны Всевышнему, как и послушание гласу Всевышнего?» «К чему Мне множество жертв ваших? — говорит Всевышний» Это не цитаты из интервью современного гуманиста, это слова... пророков Шмуэля и Ишаяhу.

Стало быть, подобное отношение к жертвам — не наше изобретение И для великих мудрецов прошлого этот вопрос был куда как непрост: Рамбам в «Мишне-Тора» говорит о том, что в будущем, с приходом Мошиаха, будут возобновлены жертвоприношения. А в «Пyтeводителе заблудших» он же говорит о жертвоприношениях как об уступке Торы человеческим слабостям.

Именно эта неоднозначность «кровавого» служения в Храме должна заставить нас глубже разобраться в теме нынешней недельной главы.

«Когда человек [пожелает] принести от вас жертву Б-гу...» (Ваикро, 1:2). Человек должен приносить в жертву «от себя», часть себя. Часть своего ли горячо любимого имущества (ох, как больно!), часть ли своего «Я»... И если пролитие крови жертв в Храме оказывается просто ритуалом и не отрывает «с мясом» от нас, любимых, куски гордыни и самодовольства, тогда и звучат слова пророка: «К чему Мне множество жертв ваших? — говорит Всевышний».

Здесь, может быть, стоит остановиться и подумать. Только ли о жертвах мы говорим? Скажем, молитва многим представляется более совершенным, духовным, нежели жертвоприношение. Но что, если она превращается в автоматическое бормотание? Или благотворительность, великое дело: а если человек дает деньги бедным, чтобы прославиться своими добродетелями? Что, если наложение тфилин превращается в бессмысленное наматывание ремешков? А соблюдение субботы — в томительное ничегонеделанье?

Первое побуждение — ответить на поставленный вопрос так: любой акт праведности, любой путь служения должен быть основан на глубоком внутреннем настрое души (кавона). Иначе и молитва, и благотворительность, и жертвы — все превращается в механическое бездуховное действие. И тогда Всевышний говорит вместо «К чему Мне множество жертв ваших?» — «К чему Мне множество молитв ваших?»

Сказанное более чем тривиально. Более того, рассуждения о необходимости кавоны можно встретить (в других терминах) и вне иудаизма. Рассуждения эти верны, но недостаточны: некоторые могут плавно развить их в совсем уж нееврейскую идею о том, что лучше искренне ничего не делать, чем автоматически или неискренне делать нечто...

Недаром у евреев бытует ироничная пословица: «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». Действительно, лучше с рвением соблюдать заповеди, чем без рвения ими пренебрегать. Но жизнь не вписывается в черно-белый расклад. Она сложнее и часто задает вопросы вроде: «Кавоны нет, желания тоже нет. Исполнить заповедь или ну ее?» Иудаизм однозначно отдает предпочтение действию. Сопровождается оно кавоной — отлично. Нет — есть надежда, что за действием придет и понимание, и желание, и радость.

Все это напрямую не связано с жертвоприношениями. Но именно заповедь о принесении жертв может служить пробным камнем понимания духа иудаизма. Тот, кто принимает заповеди как указание к действию, понятны ли они ему или нет, вызывают ли отклик в сердце или нет, — тот и к жертвам в Храме отнесется как к должному. Тот, кто привык сортировать заповеди на симпатичные ему лично и не симпатичные, а значит, необязательные, первым делом отреагирует на «маргинальность» жертвоприношений. Потому-то первым, что удалили реформисты из молитвенника, были именно тексты о жертвоприношениях. Вот только из Торы их удалить не удалось...

Источник: «Шомрей Шабос», № 26(416)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > «Множество жертв ваших»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 03:29:18
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl