БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Маца — и плод древа познания
Разделы

16.04.2003 01:48
balu

Интересный иудаизм
Маца — и плод древа познания

Эта статья составлена по материалам книги «Браславская Агада», составитель — р. Йеhошуа Старрет. Текст рассчитан на подготовленного читателя.

«...сделаем человека...» («Брейшит», 1:26)

Первый человек, Адам, был сотворен с внутренне присущим ему знанием Всевышнего, которое было инстинктивным, — так ребенок знает своих родителей. И, подобно ребенку, сам Адам не отдавал себе отчет в том, что он знает Б-га. У него полностью отсутствовал тот аспект разума, который на языке кабалы именуется даат. Ибо человек осознает, что он что-то знает, лишь при условии, что ему известен антипод объекта познания. Могли бы мы осознать, что такое день, если нам не было бы известно, что такое ночь, что такое радость, если бы мы не знали, что такое страдание, и что такое жизнь, если мы не представляли себе, что такое смерть? Точно так же Адам, находясь в райском саду, не был способен осознать, где именно он пребывает, оставаясь в неведении относительно того, что находится за пределами сада.

Таким образом, Адам не мог полностью оценить всю доброту к нему Всевышнего. Разумеется, Всемогущий Б-г мог наделить Адама этим недостававшим ему осознанием, но тогда тот получил бы его в виде дара свыше, в то время как Творец пожелал, чтобы Адам дошел до этого самостоятельно, ибо человек должен заслужить свое место в райском саду.

И Г-сподь даровал Адаму возможность ощутить вкус того, что противоположно Б-жественному, — Он дал ему искушение. В преодолении его и заключалась для человека возможность осознать свое место в мире, благодаря чему он мог бы подняться на еще более высокий духовный уровень в райском саду.

«Змей же был хитрее всех земных животных...» (там же, 3:1)

Но Адам совершил ошибку. Он решил, что воля Всевышнего на самом деле заключается в том, чтобы человек согрешил, ибо только так научится осознавать и ценить Б-жественное. О, если бы только Адам удержался от искушения! Если бы только он воспринял его как повод к тому, чтобы взывать ко Всевышнему, умолять Его избавить его от соблазна, — одного этого было бы уже достаточно, чтобы постичь, что такое зло! Если бы только у него хватило сил держаться за Древо Жизни до наступления Шабата — тогда он мог бы на законном основании попробовать его плоды, а также плоды Древа Познания.

Но Адама одолело любопытство. Ему необычайно захотелось ощутить «несуществование» Б-га. Он, конечно, знал, что это знание было ему запрещено, но рассуждал так: «Ведь я смогу гораздо лучше служить Всевышнему, если постигну зло, то есть отсутствие Г-спода в мире. Если зло станет частью моего существа, я смогу его подавлять, и это станет величайшим достижением. Вот это и будет истинным служением Б-гу!» Такую мысль внушил Адаму коварный Змей. Почему человек последовал его совету? Он сказал себе: «Если я не послушаюсь Змея, то мне навеки не будет давать покоя вопрос — а вдруг он был прав?» Рассказывают, что раби Зуся из Аниполя спросил своего брата, раби Элимелеха: «Как мы могли позволить первому человеку согрешить?» (Как известно, душа Адама состояла из душ всех людей.) На это раби Элимелех ответил: «Мы с тобой подумали — а что, если Змей говорит правду?»

Грехопадение

Таким образом, Адам, обладая инстинктивным, внутренним знанием Творца, решился на эксперимент: узнать, что такое зло, ощутить «отсутствие» Б-га. Первый человек полностью погрузился во мрак, думая, что в результате он поднимется на более высокий уровень духовности. Адам получил то, чего ему так хотелось, но при этом, увы, попал во власть клипот — преград, мешавших его разуму постичь Создателя. Он утратил то инстинктивное знание Всевышнего, которым обладал прежде. Творец же, отвесив человеку звонкую пощечину, даровал ему новую возможность достичь духовного совершенства.

«СКАЗАЛ Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ [Г-СПОДЬ]: “ВОТ, ЧЕЛОВЕК СТАЛ КАК БЫ ОДНИМ ИЗ НАС В ПОЗНАНИИ ДОБРА И ЗЛА. А ТЕПЕРЬ КАК БЫ НЕ ПРОТЯНУЛ ОН РУКУ, ЧТОБЫ ВЗЯТЬ ТАКЖЕ [ПЛОДЫ] ДРЕВА ЖИЗНИ И ПОЕСТЬ, — И [СТАЛ БЫ]) ЖИТЬ ВЕЧНО!” ...И ИЗГНАЛ ОН ЧЕЛОВЕКА, А К ВОСТОКУ ОТ ЭДЕНСКОГО САДА ОН РАСПОЛОЖИЛ АНГЕЛОВ И ЛЕЗВИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ МЕЧА — [ЧТОБЫ] ОХРАНЯТЬ ПУТЬ К ДРЕВУ ЖИЗНИ» (там же, 3:22,24)

И Адам покинул райский сад, совершив тем самым очередную ошибку. Ему следовало бы воззвать к Всевышнему: «Нет! Я не уйду! Без Тебя моя жизнь не имеет никакого смысла! Да, я согрешил пред Тобою, но Ты можешь меня простить, ибо Ты — выше человеческого разумения!» А вот Моше-рабейну повел себя в аналогичной ситуации правильно. После того, как евреи совершили грех, изготовив золотого тельца, Всевышний сказал их вождю: «А теперь оставь Меня... и уничтожу Я их...» («Шмот», 32:10). Но Моше не смирился; он не подчинился этому приказанию, ибо знал, каково в действительности желание Б-га.

Адам должен был бы понять, что ангелы и вращающийся меч, охраняющие вход в райский сад, — не более чем наведенная Творцом иллюзия, преграда, не позволяющая человеку постичь Истину. Ему следовало догадаться, что слово теперь, сказанное ему Всевышним, означает: а теперь полностью забудь о прошлом; воздерживайся от ошибок теперь, начиная с этого момента, и тем самым ты исправишь прошлые ошибки! Но Адам чувствовал только обиду и боль. Всю свою жизнь он не мог придти в себя от пощечины, полученной от Отца.

«Это — книга истории человека...» (там же, 5:1)

История человека. История каждого из нас. Первое, что мы чувствуем, появляясь на свет, — это боль. Как сказано в Талмуде: «Ангел бьет новорожденного по верхней губе, и тот забывает всю Тору, которую выучил в утробе матери» («Нида», 30б). И всю нашу жизнь нас сопровождают боль и страдания — как общие для всех нас, так и индивидуальные, у каждого — свои... Мы пытаемся заглушить в себе боль, загнать ее в самые глубины души и забыть не только о ней, но и о ее Источнике: раз, мол, Ты со мной так обходишься, то Ты мне вообще не нужен! Необходимость терпеть боль вызывает у нас гнев на нашего Творца.

Но заглушить ее не удается. Если человек изгоняет Всевышнего из души, в нем остается гнетущее чувство пустоты, которую не могут заполнить все наслаждения мира. Даже знание Торы не дает ощущения осмысленности жизни, если оно остается чисто интеллектуальным достижением, не говоря уже о том, когда оно приобретается ради корыстных целей, таких как слава и почет.

Вот комментарий мидраша «Брейшит раба» (6:21) к приведенному выше стиху «...А теперь как бы не протянул он руку, чтобы взять также [плоды] Дерева Жизни и поесть, — и [стал бы] жить вечно!» — «А теперь как бы...» — нельзя сказать, что у Всевышнего были... сомнения в том, что Адам может это сделать. Но сказал раби Аба бар Кагана: «Что означают слова “а теперь”? Они означают, что Всевышний дал возможность человеку раскаяться, ибо эти слова во всей Торе указывают на возможность совершения тшувы, как сказано: «А теперь, Израиль, чего Б-г, Всесильный [Г-сподь] твой, требует от тебя? Только страха пред Б-гом, Всесильным [Г-сподом] твоим...» («Дварим», 10:12; здесь содержится намек на все грехи, совершенные в прошлом народом Израиля). В данном случае эти слова означают: оставь свои прошлые грехи, и отныне начни все заново. Точно так же Всевышний сказал Адаму: «Даже теперь, после того, как ты согрешил, раскаяйся, и Я приму твое раскаяние».

Следующее в Торе слово пэн («как бы») можно перевести и как «нет». То есть на это Адам ответил Всевышнему: «Я этого не хочу». И вообще слово пэн во всей Торе следует понимать как абсолютное отрицание («Эрувин», 96). Тогда сказал Всевышний: «Раз он не хочет совершить тшуву, то наверняка съест еще и плод с Древа Жизни». Эти слова предполагают вопрос: неужели Я оставлю его в райском саду, чтобы он поел плодов с Древа Жизни и стал бы жить вечно? Потому и изгнал его Б-г оттуда.

Мы утратили контакт с Творцом и живем в аду, ибо существование без общения со Всевышним, удовлетворение одних лишь материальных потребностей — это и есть ад. Что же может заполнить пустоту в душе? Только осознание господства Творца над миром. Еврейский образ жизни. Адам не испытал той боли, которую его потомки — все человечество во всех поколениях — испытывают на протяжении почти шести тысячелетий. Мы-то знаем, что такое боль. Каждому из нас ее на нашем веку хватало. Не пришло ли, наконец, время испытать радость?

«И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет...» («Шмот», 1:1)

Пытаясь спрятать свою боль, человек еще больше отдалился от Б-га. Этот процесс продолжался до тех пор, пока к духовному изгнанию человечества не добавилось физическое изгнание евреев из Эрец-Исраэль в языческую страну — Мицраим (Египет). Там евреи опускались все ниже и ниже. Все меньше они ценили свое еврейство, все слабее была их связь с Творцом. И — что самое страшное — они не отдавали себе отчет в своем духовном падении (как, впрочем, и мы сегодня). Утратив представление о Высшей Реальности, возможно ли верно оценить собственное состояние? Все познается лишь в сравнении...

Наконец, в евреях Египта отмерло все, что делало их евреями, за исключением самых последних признаков: жалких остатков приверженности традиции, языка, имен, одежды — и уже ничем не объяснимой верности своей общине. Какое-то чудо удерживало их от полного растворения среди идолопоклонников. Совсем как в наше время... И вот появляется Моше, провозвестник освобождения. Они поверили ему. Моше удалось постепенно возродить в них утраченные представления о Всевышнем, но они еще не могли изменить свою жизнь в соответствии с ними: сказались двести десять лет, проведенных в рабстве.

Вот уже год прошел с тех пор, как на Моше была возложена пророческая миссия. Уже позади девять казней — но фараон все еще непреклонен. Во время одной из них, когда вся страна очутилась в непроглядном мраке, гибнут миллионы евреев, не готовых к Исходу, — четыре пятых всего народа. Израиль приближается к пятидесятой ступени духовного падения — отчаянию. Если бы люди достигли этой ступени, не было бы больше никакой надежды. Все было бы кончено. Но Моше внушает им, что они — все еще народ Всевышнего. Они приносят пасхальную жертву и ждут развития событий. Все должно решиться в полночь.

Именно тогда, когда Израиль достиг самой низшей точки в своем падении, ему было открыто присутствие Всевышнего повсюду в мире и понимание того, что приблизиться к Нему можно не мгновенно, но, наоборот, — постепенно, осознав непреодолимость для людей расстояния, отделяющего их от Него. Мы будем страдать от этого, но утешать себя мыслью о том, что где-то там, в кромешной мгле, скрывается Он. Адам пытался приблизиться к Нему слишком поспешно и мы знаем, что из этого вышло. Но пребывание евреев в рабстве научило их терпению. И если первый за всю историю народа пасхальный седер был проведен в большой поспешности, это было сделано лишь по особому указанию Б-га. Адам действовал под влиянием гордыни, не осознавая, что между Ним и Б-гом разверста пропасть. Евреи же поняли, какое расстояние отделяет их от Него. В этом и заключалось исправление принципиальной ошибки Адама.

«И сказал фараон: “...Не знаю я Б-га..”» (там же, 5:2)

Отказ признать реальность приводит к узости сознания. Человек начинает жить в мире навязанных ему иллюзий. Мудрецы называли фараона «великим иллюзионистом», поскольку ему удалось убедить всех своих подданных в том, что Б-га не существует. Вопрос человека: «Почему я живу в мире иллюзий?» — идентичен вопросу: «Почему евреи страдали в Египте?» Ибо каждый из нас — капля воды в мировом океане, несущая в себе все его свойства. В сущности, фараон и Змей — это одно и то же: изначальный соблазнитель, чья задача — сузить наше сознание, ввергнуть нас в иллюзию. Это он выманил Адама из райского сада. Сначала первый человек поддался иллюзии, что грехопадение позволит ему постичь Б-га, затем попался в новую ловушку, в результате которой совершил очередную ошибку, покорно уйдя из сада. И до сих пор Змей-фараон держит нас в рабстве в этом мире — в аду. Но рано или поздно мы все выйдем из Египта и в конце времен вернемся в райский сад. Так что фараона не стоит принимать всерьез. Он существует лишь для того, чтобы испытывать нас. И если в прошлом мы согласны были его слушать, теперь пришло время сказать ему: «Маска, я тебя знаю! Ты мне неинтересен — я хочу узнать Б-га!»

Маца как искупление ошибки Адама

Адам вкусил запретный плод с Древа Познания. Многие ошибочно полагают, что это было яблоко. По одному из мнений, приведенных в Талмуде, этот плод был пшеничным зерном («Сангедрин», 70б; согласно одному из комментариев к Талмуду, до грехопадения Адама пшеница росла на дереве). В Гмаре сказано: «Произнося слова “папа” и “мама”, ребенок не осознает [даже интуитивно, что именно эти люди — его родители], пока не вкусит пищи, приготовленной из злаковых культур» («Брахот», 40а). Маца, которую едят в предписанное Законом время, воздействует на духовную сферу человека подобно влиянию мучного на ребенка — она пробуждает в нем веру и дает ему представление о Б-жественном. Совокупная гиматрия букв, составляющих слова хамец («квасное») и сеор («закваска»), — 639. То же цифровое значение имеют и слова эц hа-даат («Древо Познания»). Первый человек вкусил «квасного». Он ощутил вкус безб-жия, утратил представление о Творце.

Для исправления этого и служит маца — пресный хлеб, символизирующий аспект интеллекта, именуемый даат, — осознание того, что Он превыше человеческого разума. Ведь маца пресна, у нее нет отчетливо выраженного вкуса. А слово таам («вкус») означает также «смысл, постижимый человеческим разумом». Едя в Песах мацу, мы исправляем ошибку первого человека. В этом смысл праздника Песах: это история непрерывного, непрекращающегося процесса Творения. Адам не смог подняться после своего падения. Его не покидало чувство вины. Он не мог понять, что Творение постоянно обновляется. Всевышний, явившись евреям в Египте, открыл им эту истину. Он сказал: «Теперь Творение обновилось. Смотрите: Я меняю для вас законы природы. Поэтому и вы можете изменить вашу собственную духовную природу!»

То же самое можно сказать о еврейском образе жизни. Еврейство — это не есть нечто, принадлежащее далекому прошлому. Еврейский образ жизни — это творческий процесс, который необходимо постоянно обновлять. И каждый праздник Песах — это новое начало этого процесса.

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

  Отправить ссылку друзьям

Главная > Интересный иудаизм > Маца — и плод древа познания
  Замечания/предложения
по работе сайта


2017-10-17 00:07:30
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет"