БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Песах: победа права и справедливости над грубой силой
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-1
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
Песах: победа права и справедливости над грубой силой
Ефим Улицкий

Речь раввина З. Минора, произнесенная по-русски в первый день Песаха 1871 года в еврейском молитвенном доме на Солянке в Москве.

Московский раввин З.К. Минор родился в 1826 году в Ромнах в купеческой семье. Получил домашнее образование, затем окончил раввинское училище в Вильно. В 1859 году минская еврейская община избрала его своим раввином, а в 1869 году он стал раввином в Москве.

В начале 1890-х, когда двадцать тысяч евреев были высланы из первопрестольной, Минор активно выступал в защиту общины. 23 сентября 1892 года государь император по докладу министра внутренних дел о самовольном открытии раввином Минором и старостой Шнейдером синагоги в Москве высочайше повелеть соизволил: «Московского раввина Минора удалить с сей должности с выдворением его на жительство в черте еврейской оседлости и с воспрещением ему навсегда въезда в места, лежащие вне этой черты».

Умер З. Минор в Вильно в 1900 году.

Перу р. Минора принадлежат несколько работ по истории. Наиболее значимые из них: очерк «Представления и резолюции о курляндских евреях при императоре Павле I» и «Краткий исторический очерк о евреях в Польше, Литве и России». В ряде случаев раввин выступал в защиту евреев со статьями публицистического характера: «Раби Ипполит Лютостанский и его «Талмуд и евреи»», «Несколько слов по поводу выселения евреев из Орла», «После погромов».

З. Минор был одним из лучших синагогальных ораторов своего времени. Широко известны две его речи. Одна из них — прочитанная 21 января 1862 года в Минске по случаю предоставления евреям прав образования; вторая — произнесенная в Москве 25 января 1882 года во время погромов. Некоторые из его произведений вышли отдельным изданием в Москве в 1895 году.

* * *

Благочестивые мои собратья!

Кто из нас не радуется рождению любимого дитяти, кто из нас не радуется в день рождения своего отца, своей матери? В сияющем лице милого младенца мы читаем будущее осуществление своих собственных надежд, будущее осуществление своих собственных заветных дум. При воспоминании о дне рождения любимого отца, любимой матери мы радуемся рождению тех, которые даровали нам жизнь, образовали наш ум, наше сердце, развивали наши способности, доставляли нам средства и возможность жить спокойно, жить счастливо, жить с пользой для общества, для ближнего.

Как же нам не радоваться в настоящий день, день рождения Израиля, с первым появлением которого впервые явилась миру, явилась человечеству вечная идея о Едином Б-ге. Идея, перед которой пали идолы Египта. Идея, перед которой пали и падают алтари и капища языческих народов.

Кто из нас, о братья, не радуется венчанию своего дитяти, кто из нас не радуется серебряной, золотой свадьбе милых своих родителей? Как же нам не радоваться в настоящий день, день венчания Израиля с великой, вечной идеей о Едином Б-ге, день заключения вечного союза между Единым Б-гом и Израилем, союза, из-за которого мы столько страдали, но благодаря которому мы всегда и везде выходили и выходим победителями.

Да, день рождения нашего народа был вместе с тем и днем венчания его. И Тот, кто был его повивальным Отцом, явился в одно и то же время и вечным его Союзником. Какого же свойства, какого же качества был гостинец, которым одарил Предвечный Б-г Израиля при рождении его? Какого же свойства, какого же качества был дар, которым осчастливил Б-г избранника своего в день венчания его? Двоякого рода, двоякого свойства был дар, которым осчастливил Предвечный Б-г избранника своего, Израиля, при его колыбели, при заключении с ним союза. Хотя имя как одному, так и другому дару одно: свобода.

Именно свобода духа, свобода тела. И нужна, необходима была Израилю эта двоякая свобода. Ибо двести с лишком лет, изнывая под игом египетским, Израиль находился в двояком рабстве. В рабстве тела и рабстве духа. В первом отношении нас невольным образом поражает то сходство, которое мы видим в судьбе наших предков в Египте и впоследствии в судьбе нашего народа во многих землях в Средние века.

Сперва является на сцену один еврей, именно Иосиф: своим умом, своею мудростью он спасает Египет от ужасов голода, приводит в порядок финансы страны. И по сей день существует в Египте один канал под названием «Канала Иосифа» — памятник его дальновидности и зоркой заботливости о благе своей новой родины. Вслед за ним прибывает семья его родителей. Горсть малая — семьдесят человек. Из благодарности к спасителю своей земли Фараон гостеприимно принимает новых пришельцев и даже приглашает наилучших из них на службу государственную. Но тогда уже под благовидным предлогом ограждения новых гостей от обид господствующего народонаселения («ибо все овцеводы — гнушение Египтянам», Бытие, 11:34) он указывает им один уголок своей земли — «Гесем», где отделенные от всех прочих сограждан они невольным образом составляли государство в государстве.

Не то же ли самое мы видим в судьбе нашего народа во многих землях в Средние века? Нигде, никогда не принимали евреев во имя одной справедливости, во имя права. Везде и всегда принимали их во имя той пользы, которую они должны были принести и действительно приносили. Но всегда, также под благовидным предлогом ограждения их от нападения фанатической черни, указывали им известный уголок земли, известный даже квартал города — обстоятельство, которое послужило впоследствии поводом к их же обвинению, что они составляют государство в государстве, народ в народе.

Время между тем уносило старое поколение, и наступило новое. И вот явился новый Фараон, который не сознавал заслуг Иосифа. Забыли ту пользу, которую приносили и могли еще принести новые гости, и со страхом только усмотрели, как малая горсть людей разрослась в многочисленное племя. У страха же глаза велики. И вот начали бояться, чтобы Израиль не превзошел числом и могуществом господствующего народонаселения. И вскоре в каждом еврее мерещился будущий изменник, враг отечества. Ах! Не то же ли самое мы видим в судьбе нашего народа во многих землях в Средние века? Вследствие каких-нибудь заслуг, вследствие ожидаемой от них пользы в будущем их принимают в неограниченном числе. Но законы природы неумолимы, и вскоре малая горсть израильтян разрастается в многочисленное племя, и тогда возникают обычные опасения, чтобы Израиль не превзошел числом и могуществом господствующего народонаселения. И нередко готовы были обвинять их чуть ли не в государственной измене. Страх, наведенный размножением Израиля, заставляет Фараона изыскать средства к их уменьшению, и самым лучшим средством, по мнению его и его клевретов, является рабство. Людей свободных, людей, прибывших как гости и добровольно поселившихся в стране, принуждают к постройке городов, потом к выделке кирпичей и, наконец, к работам полевым. Клич — они ленивцы, тунеядцы, непроизводительны — раздавался по всему Египту, и учение о понуждении Израиля к так называемому производительному труду приводилось в исполнение самым неумолимым образом.

Нет сомнения, что труд священен. Но он священен, пока он согласуется со свободой личности человека. И лишь только он является плодом понуждения, плодом порабощения человека человеком, он оказывается злейшим преступлением. Но не порабощения Израиля желал Фараон, а его уменьшения, его истребления. И видя, что усиленный принудительный труд не приводит к желаемой цели, он приказывает бросать в Нил всех новорожденных младенцев мужского пола. Отчаяние овладело Израилем, и не было дома, где не раздавалось плача и рыдания. Но еще горше, еще злее было другого рода рабство, в котором утопали наши предки в Египте, — рабство духа.

Египет, эта страна древнейшей цивилизации в мире, страна пирамид, каналов и искусственных озер, была и страною, где дух находился в злейшем рабстве у плоти, у материи. Вам всем известно, что в Египте обоготворяли природу. Но обоготворение природы приводит не только к признанию двух принципов — признания добра и принципа зла, но к обоготворению всех ее частей порознь, к обоготворению материи вообще. Приводит к отрицанию права и к обоготворению одной силы.

В природе нет права, нет справедливости. В ней господствует только одна сила — грубая сила материального. Возлагая же венец божественности на главу природы, мы развенчиваем Б-га, мы развенчиваем дух и порабощаем всю область мира духовного одной грубой силе материи. Следствия подобного воззрения гибельны во всяком отношении. Я силен — я бог. Тот сильнее меня — значит, он божественнее меня, и я должен преклоняться перед ним, как перед высшим божеством. Страсти мною завладели — я не смею, не должен противиться их власти. Ведь страсть есть проявление силы, а сила — божество. И если малой горсти людей, малой горсти честолюбцев удавалось поработить тысячи, сотни тысяч слабейших своих ближних — это было в порядке вещей. Ибо на стороне меньшинства была сила, а сила — божество.

Обоготворение природы и ее сил приводит не только к порабощению человека человеком, не только к порабощению человека его же страстями, но приводит прямо к убиению духа, к убиению мысли человеческой. Признавая природу божеством, человек не смеет поднимать завесу с ее лица, не смеет исследовать ее законы, не смеет им противиться и управлять ими. Везде и во всем он видит только злых духов и привидения. Болезни лечит не лекарствами, не целебными травами, а жертвоприношениями и заклинаниями. И горе было бы человеку, который вздумал бы в подобное время в подобной стране громоотводом укротить молнию — как похитителю огня небесного смерть была бы единственной его наградой.

Одним словом, невежество, фанатизм, суеверие и вражда из-за религиозных убеждений есть прямое следствие обожествления природы или материализации божества. Ибо всякий понимает, что это все равно: говорим ли мы, что материя — бог, или говорим, что Б-г подвержен случайностям материи. Вот другого рода рабство, в котором утопали наши предки в Египте — рабство тем более гибельное, тем более злое, что оно могло существовать и действительно существовало для Израиля и по освобождении его из рабства телесного.

Вот почему освобождение Израиля из-под ига египетского сопровождалось известными десятью язвами, а не совершалось так просто, как вторичное освобождение его из Вавилонского пленения. Ибо дело шло не только об освобождении тела, но и об освобождении духа Израиля. Поразив известными бедствиями все стихии, все элементы египетской природы: и воду, и воздух, и землю, и свет, и саму жизнь, Предвечный развенчивал на глазах Израиля материю и, освободив его личность из-под ига египетского рабства, Он вместе с тем освободил и дух его из-под ига природы и ее сил. Это чудесное освобождение Израиля было низложение принципа силы и воцарение принципа права, справедливости. Низложение царства материи и воцарение царства духа, и поэтому-то является основанием всей нашей веры, и им мотивируются подобные даже заповеди, которые с первого взгляда никакого не имеют соотношения с освобождением Израиля из-под египетского ига. Таким образом, не только провозглашение свободы личности израильтянина, уничтожение рабства среди Израиля мотивируются словами «ибо они мои рабы, которых я вывел из Египта, пусть не продаются продажею раба», не только освящение гостеприимства и признание равноправности чужестранцев среди Израиля провозглашается во имя того же самого освобождения из Египта: «Как гражданин да будет вам иностранный гость, люби его, как самого себя, ибо вы сами были гостями в Египте». Но и все законы правосудия, все законы об ограничении своих плотских страстей и освещении своей жизни, во всем подражая Б-гу, тоже мотивируются чудесным освобождением из-под египетского ига. Кто же не видит во всем этом доказательства, что мы обязаны смотреть на освобождение наших предков из Египта, как на двоякое освобождение. Как на освобождение тела и освобождение духа. Как на низложение начала силы и провозглашение господства права, справедливости и святости духовно-нравственной.

Пусть же настоящий день, день освобождения наших предков из-под ига двойного египетского рабства явится и для нас поводом двоякой радости и предметом ободрения к достижению двоякой цели. Радоваться, воистину должны мы радоваться, сравнив образ празднования нами настоящего дня в наши дни с образом празднования его нашими предками в Средние века. Ах, именно этот день, день победы духа над телом, день победы права над грубой силой материи являлся для наших предков слишком часто днем самых кровавых преследований, исходом для самых ужасных гонений. И сколько раз обращали вечер нашей радости, вечер нашего освобождения в вечер трепета и страха1. Или ты забыла, о дочь Израиля, что было время, время фанатизма и изуверия, когда громко вопияли, что ты ешь человеческую кровь. Тебя обвиняли в употреблении человеческой крови, а проливали ручьями твою кровь. Тебя обвиняли в кровожадности и ненависти к роду человеческому, а между тем раздирали твое тело и воздвигали для тебя костры и виселицы.

Как же нам не радоваться в настоящий день, когда спокойно и весело празднуя его, мы сознаем, мы чувствуем, что и дух человечества освободился наконец из-под ига фанатизма, и близок день, когда люди по взаимной любви и дружбе, одушевленные духом права и справедливости обнимутся, как братья. Восхвалим же Б-га света, Б-га права и справедливости за доставление им победы света над тьмою, права и справедливости над грубою силою материи.

Но да будет настоящий день неиссякаемым источником собственного нашего облагорожения, нашего собственного просветления. Да не забудем, что каждый из нас есть член племени освобожденного, член племени, постоянно освобождаемого из-под ига рабства и суеверия. И если слово Б-жие возвещает нам «люби чужбинца, ибо вы были чужбинцами в Египте», то да не забудем, что и нам возможно приложить это золотое учение почти на каждом шагу. И у нас, у каждого из нас есть свои подчиненные. Братья, не обращайте положение ваших подчиненных в горькое положение безусловного рабства. Многие из нас были, вероятно, когда-то сами людьми зависимыми, и вы сами знаете всю горечь зависимых людей. Щадите же нежное чувство ваших подчиненных, и да благо вам будет.

Наконец, если слово Б-жие вещало нашим предкам: «не ненавидь египтянина, ибо ты был гостем в его земле», то тем более мы должны уважать, любить наших русских сограждан, гостеприимством которых мы пользуемся и в сообществе которых мы развиваемся умственно и материально. И да подвизаемся общими силами над доставлением окончательной победы света над тьмой, права и справедливости над грубой силой материи, и да водворится мир и спокойствие среди Израиля и человечества во веки веков. Аминь!

Источник: IJC


1 Увы! Когда в Москве говорены были эти слова — в Одессе начинались гонения на евреев.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Песах: победа права и справедливости над грубой силой
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-23 02:16:36
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет