Заканчивается глава «Шлах» словами, которые хорошо известны каждому религиозному еврею, хотя бы потому, что они включены в молитву «Шма», читаемую ежедневно утром и вечером. Этот отрывок получил в Талмуде название «паршас цицис», ввиду того, что в нем содержится заповедь Торы о цицис — особых кистях, которые еврей должен прикреплять к четырем углам своей одежды.
Если одеяние имеет менее четырех углов — а современный мужской костюм только из таких предметов и состоит, — то заповедь эта на него не распространяется. Поэтому, чтобы исполнить заповедь о цицис, евреи делают себе специальное одеяние в виде мантии, имеющее в расправленном виде форму прямоугольника. Это одеяние получило название «талит», в ашкеназском произношении — «талес». Талес изготовляется из белой овечьей шерсти. К четырем его углам прикрепляются кисти, сплетенные особым образом из четырех белых шерстяных нитей каждая. Нити для цицис должны быть выделаны вручную, причем специально для исполнения заповеди.
Когда-то талес был обычным предметом верхнего платья. Теперь же его надевают только на время утренней молитвы. Ашкеназские евреи начинают надевать талес после вступления в брак, причем принято, чтобы к свадьбе невеста дарила талес своему избраннику. У сефардов мальчики надевают талес уже по достижении совершеннолетия, т.е. в 13 лет.
Чтобы исполнять заповедь Торы о цицис в течение всего дня, а не только во время молитвы, евреи носят так называемый «малый талес» — «талес-котн», иначе называемый «арба-канфес» — «четырехугольный». «Талес-котн», как и «большой» талес, представляет собой прямоугольный кусок ткани (преимущество отдается шерсти, но допустима и другая ткань, кроме льна), но значительно меньшего размера. По закону «талес-котн» должен иметь локоть в ширину и немного более двух локтей в длину. Посредине делается отверстие для головы. Обычно «талес-котн» носят под верхней одеждой, но так, чтобы видны были кисти цицис. Наряду с кипой на голове, виднеющиеся из-под одежды цицис являются характерным признаком религиозности еврея.
О внутреннем смысле заповеди ношения цицис много сказано как в hалахической, так и в философской литературе. Еврейские ученые придавали большое значение этой заповеди. Так, талмудический мудрец Раба относился к ней даже с большим вниманием, чем к остальным заповедям Торы. Основатель хасидизма рабби Исроэль Баал-Шем-Тов сказал как-то об этой заповеди: «Даже ангел Михоэль, величайший из ангелов, отдал бы все свое служение Б-гу и все свое знание Б-жественного за одну лишь кисть из цицис какого-нибудь еврея».
Источник: «Шомрей Шабос» №39 (429)
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.