БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Разумно ли не верить в Б-жественность Торы?
Разделы

4.02.2005 13:01
sasha1985

Интересный иудаизм
Разумно ли не верить в Б-жественность Торы?
р. Шмуэль-Яаков Вайнберг

Семнадцатый день еврейского месяца тамуз исторически связан у нашего народа со многими несчастьями. Поэтому для человека верующего это ежегодно день поста и печали. С прошлого года — особенно: в этот день ушел из жизни декан всемирно известного балтиморского колледжа «Нэр-Иcраэль», раввин Шмуэль-Яаков Вайнберг (1923-99 гг.). Рассказали об этом газета «The Baltimore Sun», журнал «The Baltimore Jewish Times» и другие периодические издания. А вот среди русскоязычной балтиморской прессы «Спектр» (№7, 1999) оказался единственным, сообщившем об этом горестном событии своим читателям.

Трудно одной строкой охарактеризовать человека, тем более такого титана мысли, непревзойденного исследователя трудов Рамбама, глубокого талмудиста, ровно как и знатока многих наук и мировой литературы, каким был р. Вайнберг. Но, все же, вспоминая его, сразу приходит на память строка из Талмуда: «Печать Г-спода — правда» (трактат Шаббос, стр. 55а). «Человек правды» — говорили знавшие его. Еще в детстве, живя в Тверии, он стал свидетелем, как по вине его учителя заживо сгорела женщина. И восьмилетний мальчик, сам решив, что у такого человека нельзя научиться правде, перебрался в Иерусалим. Это стремление к правде он пронес через всю жизнь. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию лекцию р. Вайнберга, посвященную истинности иудаизма. Она была любезно предоставлена журналу «Спектр» зятем покойного, раввином Берлом Вайсбордом, духовным руководителем и директором приемной комиссии колледжа «Нэр-Исраэль».

Зададимся вопросом об авторстве Торы — Пятикнижия Моисеева. Кто же создал это творение? Понятно, что оно либо произведение человеческих рук, либо Б-га, третьего не дано. Вообразим, что создателем его был человек. Кем был он? Быть может, евреем? Разумеется, нет: невозможно представить, что еврей написал эту книгу, ибо если ее автор — еврей, то в Пятикнижии было бы написано хоть что-то лестное о еврейском народе. Тора не превозносит ни единого представителя этого народа, пусть его даже зовут Авраамом, Ицхаком или Яаковом. На первый взгляд мы видим их или самих одураченными, или водящими за нос других. А братья Йосефа, продавшие его в рабство?! А наши предки, изображенные в Торе рабами, которые и после освобождения из Египта не прекращали ныть и проситься назад?! Разве не мог где-то записать автор-еврей хоть что-то хорошее о евреях? На протяжении всех пяти книг Торы — от начала книги Брейшит и до конца Дварим — мы находим только один возвеличивший евреев поступок, когда у горы Синай наши предки сказали: «Сделаем и выслушаем» (Шмот, 24:7), тем самым поставив на первое место исполнение заповедей, а не постижение их причин, — преданность евреев Б-гу была настолько безгранична, что заповеди были для них аксиомой, а не теоремой, которую еще предстояло бы доказать.

Можно было подумать, что когда после завершения описанной в Пятикнижии исторической эпохи евреи утвердятся в Земле Обетованной, построят великий Храм в Иерусалиме, станут непобедимы на полях сражений, то они подредактируют свою историю, да и кто-нибудь вставит доброе словцо. Ничего подобного: мы столкнемся главным образом с критикой и сетованиями! А знаменитые еврейские герои? К примеру, царь Израиля Давид предстает, на первый взгляд, сластолюбивым, а царь Соломон — бесчувственным к нуждам народа. Но ведь должен же был кто-то, где-то, когда-то совершить что-нибудь приличное?! Даже самобичеватели, переписывающие в последние годы американскую историю, находят там личности, достойные похвалы, — не забывайте, что теперь слава «моей державы» первостепенна для американца! Почитайте памятники древнеегипетской истории. Египтяне ни разу не проиграли войну. То же сообщат и памятники Вавилона: они всегда были только победителями. Все их исторические хроники олицетворяют успех и блеск, и чтобы узнать, где же египтяне терпели неудачи, надо сравнить истории разных народов.

Из вышесказанного логически ясна абсурдность приписывания авторства Пятикнижия еврею. Следовательно, у нас остаются две альтернативы: Тора была создана либо Б-гом, либо махровым антисемитом, никем более. И если это дело рук последнего, то воистину поразительно, как этот писатель-юдофоб сумел убедить евреев принять его учение. Это не поддающееся уже никакому объяснению чудо! Что ж, заглянем правде в глаза: невозможно объяснить, как Тора стала Книгой евреев, если ее не создал сам Б-г!

Подойдем серьезно к вопросу авторства в литературе, поговорим о книгах. Нет на свете оригинальных фабул. Так, сказки, похожие на те, которые слушают южноамериканские дети, есть и у эскимосов Северной Америки, а если в США рассказывают о бедной Золушке, то мы найдем подобную историю и в Индии, и в Африке. Конечно, имена персонажей изменятся, но смысл будет все тот же. Рассмотрим теперь «сюжеты» историй разных народов. Здесь тоже проявляется похожая схема. Мы обнаружим, что все они развиваются по одному сценарию: силой Б-жественного предначертания возникают словно Феникс из пепла народы, возвеличиваются во славе, существуют какое-то время, а затем уходят в небытие. Но есть среди всех историй две исключительные по продолжительности и следу, оставленному в мировой истории, по своему величию славы. Это — истории греческого и еврейского народов. Ни до, ни после на Земле не было такого расцвета философской мысли и торжества красоты, как в Греции. Она обладала сочной, невероятно богатой культурой, процветавшей в течение многих столетий и повлиявшей на мировоззрение всего человечества. Но и Греция повторила исторический путь других народов, и ее просуществовавшая столетия уникальная культура навеки исчезла. В этой связи особенна история евреев. Ниже мне бы хотелось проиллюстрировать уникальность нашего народа, связанную с волей Провидения, но не просто с материальным существованием. Этой уникальностью проникнуты все сферы еврейской жизни.

1. Сколько лет хваленой американской системе народного образования? Она существует менее двух столетий благодаря деньгам налогоплательщиков. А у нас, евреев, ей уже более двух с половиной тысяч лет. Разве это не удивительно: еврейскому образованию больше 2500 лет, а нееврейскому — менее 200 лет! Еще две с половиной тысячи лет назад мы поняли абсолютную необходимость существования системы образования для детей, а неевреи осознали это лишь спустя 2300 лет.

2. Здесь я осмелюсь предложить вам собственную теорию, также показывающую уникальность еврейского народа. Существует в истории книгопечатания термин «инкунабула», относящийся к ранним печатным изданиям, в особенности выпущенным до 1500 года, еще до широкого распространения типографского разборного шрифта — подвижных литер Иоганна Гутенберга. Инкунабул в мире есть десятки тысяч. С распространением же подвижных литер произошла в книгопечатании настоящая революция: книги стали тиражировать тысячами. Однако важно заметить, что еврейских книг тогда почти не было отпечатано. Лишь спустя много лет у евреев, «народа Книги», появился первый печатный Талмуд. Я бы хотел, чтобы вы задумались над этим кажущимся загадочным явлением. Сегодня в Израиле издается в десять раз больше книг на душу населения, чем в любой другой стране мира. В мировом масштабе еврейское книгопечатание приносит колоссальные доходы. Только в одной Америке религиозные еврейские книги издаются сотнями тысяч для сравнительно малой доли населения. Сотнями исчисляются еврейские книжные магазины. Однако первый всплеск мирового книгопечатания почти не затронул евреев. Почему? В то время неевреи в большинстве своем были неграмотными. Книгопечатание указало им путь, — дало небывалую возможность научиться читать, иметь свои книги. Поэтому книги стали печататься многими тысячами. По-другому обстояло дело с евреями. Ведь еще во времена рукописных книг, создание которых требовало много времени и невероятного труда переписчиков, евреи обладали десятками тысяч книг. В каждом доме были молитвенник, Пятикнижие, комментарии мудрецов. Очевидным доказательством этого служат сожжения христианами Талмуда в X-XIII веках в Париже, Риме и Неаполе. Сотни возов Талмуда — больше книг, чем вмещали библиотеки Парижа и Рима — было сожжено. Свидетели сообщали, что однажды в Париже за день сожгли более ста телег фолиантов Талмуда, а ведь каждый том писался вручную годами! С началом массового книгопечатания не было большой надобности у евреев в печатных изданиях из-за обилия рукописных книг. Лишь постепенно, с обветшанием этих книг и возникновением потребности в их замене, стали использовать они печатание. Но все же, пару столетий евреи еще обходились сотнями тысяч имевшихся манускриптов. Разве не уникален тот факт, что мы, единственные из всех народов Земли, были поголовно грамотны еще до широкого распространения книгопечатания и имели тысячи книг, необходимых для воспитания и существования своих потомков? Можно ли объяснить эту удивительную уникальность? Среди всех народов мира существовал только один поголовно грамотный, обладавший сотнями тысяч трудолюбиво переписанных книг народ. И куда бы ни бежали евреи от кровожадных толп погромщиков, они всегда уносили книги с собой.

3. А вот еще факт, почти не поддающийся объяснению. Человечество породило множество религий. Их всех объединяет то, что у каждой есть книги обычаев, наставлений и догматов. Но ни одна из этих религий не требует от своих последователей: «Думай, читай, знай!» С вопросами веры следует обращаться к священникам. И только одна в мире религия обязывает верующих думать, читать и знать. Это — иудаизм. Что же подразумевается под сей религиозной обязанностью, заповедью? Б-г как будто говорит нам: «Милые дети, Я не хочу, чтобы религия превратила вас в автоматы! Это вам выносить религиозные решения, основываясь на Торе, это вам понять, что, как и зачем выполнять, это вам постигать первоисточники веры и заповеди!»

4. Поговорим подробнее об этой вышеприведенной глубочайшей и сложнейшей стороне иудаизма. Что подразумевают религии, не обязывающие верующих мыслить? Слепую веру! Смею утверждать (и я несколько колеблюсь высказать это вслух, так как знаю, как трудно современному человеку произнести такое), что все религии, основанные на слепой вере, непременно ложны. Без слепой веры невозможно быть христианином, мусульманином, буддистом, мормоном или последователем «христианской науки». Человек просто должен слепо поверить, сказать: «Верую!» Он должен поверить Мэри Бэйкер Эдди, основателю «христианской науки», что Г-сподь дал ей ключ к невиданному пониманию слов Священного Писания. Он должен поверить основателю мормонов Джозефу Смиту, утверждавшему, что небесный посланник Морони явился к нему с золотыми пластинами, содержавшими «Книгу Мормона». Он должен принять это. Почему? А так! Просто принять сердцем, довериться — и точка. Но почему? А потому, что это — голос сердца! Но разве голос сердца является серьезной основой для признания чего-либо? Существует ли то, чего не допустило бы наше сердце при наличии соответствующей мотивировки, будь то убить или любить, разрушать или строить?! Человеческое сердце может позволить и позволит что угодно. К чему же ведет слепая вера? К духовной слепоте, но не к духовному Источнику. Такая вера необходима всем религиям, построенным на учениях, созданных людьми. Ведь довериться человеку без слепой веры нельзя, ибо если кто-то заявляет, что Б-г говорил с ним и открыл ему Высшую Волю, Желание и Учение, то на это всегда можно вопросить: «Откуда известно, что Г-сподь говорил с тобой, как узнать это наверняка?» И единственное, что сможет сделать такой «пророк», так это сказать: «Доверься, прими своим сердцем, раскрой его и уверуй, что Б-г говорил со мной!» «Откуда известно, что Всевышний говорил с тобой, Мухаммед?» — «Я уверяю вас! Я лично засвидетельствую это!» — «А не лжешь ли ты, Мухаммед? Или, может быть, ты заблуждаешься? Зачем верить тебе только потому, что ты это засвидетельствуешь?» — Есть лишь одна, единственная в истории человечества религия — иудаизм, — которая отвергает слепую веру. Мы нисколько не обязаны верить каждому свидетельствующему, что он пророк. Моисей не заявил: «Поверьте, что Б-г послал меня!» Сам Б-г говорил со всем народом и утвердил Моисея своим пророком. Без этого евреи ответили бы Моисею: «Поверить тебе, безумец?! Если бы Г-сподь хотел, чтобы мы знали, что ты — Его посланник, то Он бы сам уведомил нас в этом!» Но такие слова никогда не прозвучали. Интересно, что три тысячи лет назад, когда Тора была дана еврейскому народу, все верили в чудеса, и если бы кто-то тогда сказал, что он пророк (особенно, если бы он смог подкрепить свои слова парой фокусов), люди поверили бы ему! Но наша Тора отвергает подобную веру: пророчества не могут подтверждаться чудотворством. Тора наставляет нас мыслить и исследовать. Она говорит, что чудеса ничего не доказывают. Необыкновенно! Тора, источник нашей религии, заявляет, что чудеса бесцельны. Но конечно, это так, ибо как знать, что является чудом, а что — нет. Чудеса обусловливаются взглядом на них. Если чудо ставят под сомнение, то оно уже — не чудо! Рассмотрим, к примеру, как смогли уцелеть евреи Израиля во время иракских ракетных бомбардировок 1991 года. Допустим, что их спасло не чудо, а высокое военное мастерство. Но скажите, какова вероятность непоражения ракетами целей или отсутствия жертв даже при их падении в густонаселенных районах? Одна пятидесятитысячная! Следовательно, в Израиле произошло чудо, хотя можно сказать, что чуда и не было. Хотите — верьте, хотите — нет. Чудеса ничего не доказывают. Возвращаясь к нашей теме, посмотрим, почему поверили евреи, что Моисей был пророком Б-га. Откуда известно, что он обладал Б-жественным пророческим даром? В Пятикнижии Б-г сам говорит: «...дабы услышал народ, как Я буду говорить с тобою, и также в тебя уверуют навеки» (Шмот, 19:9). Только непосредственно услышав это от Г-спода, поверили евреи, что Моисей — Его истинный пророк, все слова которого исходят от Всевышнего. Мы верим Б-гу, мы не поверили бы свидетельству одного Моисея! Мы не обожествляем Моисея. А впрочем, ведь он стал нашим спасителем, он совершил великие чудеса, освободил нас из египетского рабства. Почему бы не верить ему? Ничего подобного! Мы не поверим ни единому его слову, пока сам Б-г не заверит нас; не его, а нас! Величайшее «чудо», что все другие народы готовы поверить любому фокуснику. Ловкий трюк — и все навеки устроено! С евреями такое не получится. И это — поистине уникально! Конечно, другим религиям было бы более выгодно сказать, что Б-г лично объявил народам, что, например, Мухаммед — пророк Г-спода, или Иисус — сын Б-жий. Почему же они такое не говорят? Может потому, что этому бы никто не поверил, ведь такое сообщение тут же было бы отвергнуто как ложное. «Как могло быть, что Всевышний говорил с нашим народом, но ни наши предки, ни наши соседи не слышали об этом? Значит, с ними-то Б-г не говорил!» — сказали бы люди. Поэтому ни одна рукотворная религия не станет утверждать подобное. Хотя, любая религия дорого бы заплатила за возможность безапелляционно заявлять это. И только одна уникальная религия человечества утверждает, что Г-сподь открылся всему еврейскому народу и в присутствии каждого провозгласил Моисея истинным пророком. Но не только об этом говорит Пятикнижие. Оно добавляет, что Б-г хотел лично вручить евреям Тору, но самому народу это оказалось не под силу: «И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, и пусть не говорит с нами Г-сподь, а то умрем» (Исход, 20:16, в других изданиях — 20:15). Да, это было действительно выше сил: присутствие Б-га — потрясающая реальность! И Всевышний согласился с народом передать Тору через Моисея.

Я не хочу сказать, что последователи других религий лгут. Они говорят правду. Христианин рассказывает своему ребенку: «Наши пращуры были язычниками, мазавшими себя синькой и плясавшими вокруг кумирных деревьев. Но вот, из-за тридевять земель пришли люди и принесли добрую весть об Иисусе — сыне Б-жьем. И наши предки поверили им и стали христианами». «А почему они поверили?» — спросит ребенок. Отец никогда не сможет это ему объяснить. А разве кто-нибудь в мире сможет? Но ведь этот христианин не обманул своих детей, он сказал им чистую правду. И потом его дети расскажут услышанное своим детям. Правда эта состоит в том, что пришедшие издалека люди сумели склонить их пращуров на свою сторону. «Так неужели бы их смогли убедить в неправде?!» — воскликнет христианин. А как вы думаете? Сколько раз на протяжении мировой истории людей убеждали в том, что ложь — чистейшая правда?!

Мусульманин тоже сообщает своим детям правду. Что это за правда? Что были те, которые пошли за Мухаммедом, и были те, которые его отвергли. И те, которые его отвергли, были наголову разбиты сторонниками Мухаммеда, а их жрецы и вожди убиты. А оставшиеся в живых под страхом смерти признали, что «нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Такова в общих чертах история возникновения ислама. Я не преувеличиваю, — спросите у самих мусульман. Уничтожение инакомыслящих было единственным «доказательством правоты» Мухаммеда. Но ведь на полях сражений побеждали не только последователи ислама, но и христианства, буддизма и других религий. Следовательно, ложных религий на свете нет? С позиции слепой веры — нет! И только иудаизм говорит «нет» слепой вере. Евреи видели Б-га, невозможно было выдумать истину, поведанную ими миру. А истина, как известно, только одна.

5. Созданные людьми религии всегда практичны. Это значит, что в них никогда не найдется такого, например, закона: «Г-сподь требует от вас каждый седьмой год оставлять земледелие и посвящать его постижению Учения». Рукотворные религии просто не осмелятся заявить подобное. Слишком нелепым было бы полагать, что божество хочет заморить народ голодом. И как ни велика будет слепая вера людей, они этого не примут. А вот Пятикнижие (Шмот, 23:11; Ваикра, 25:1-7) дает нам именно такой закон: не сеять и не пахать каждый седьмой год, — ничего! Можно сидеть дома, читать, мыслить, учиться, дискутировать, но не работать на земле. Что же, обречь себя и своих детей на голодную смерть?! А Тора еще добавляет: «И если скажете: «Что будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего?» Я пошлю вам благословение Мое в шестой год, и соберете урожай на три года. И будете сеять в восьмой год, но есть будете из урожаев старых до девятого года, — до появления нового урожая будете есть старое» (Ваикра, 25:20-22). Посмеют ли творцы других религий приказать сельскохозяйственному народу не возделывать в течение года землю, рассчитывая при этом встретить понимание и покорность людей?

А вот еще один такой же нелепый, на первый взгляд, закон. Б-г говорит евреям: «Три раза в году да явятся все твои мужчины к Г-споду, Б-гу твоему, в место, которое Он изберет...» (Дварим, 16:16). Итак, требуется оставить дома, имущество и отправиться в Иерусалимский Храм на поклонение. Любой здравомыслящий человек сказал бы: «Со всех сторон мы окружены врагами, только и ждущими момента, удобного для нападения. Из Иерусалима мы вернемся на пепелища. Враги убьют наши семьи; они унесут все, что смогут забрать и уничтожат все, что нельзя. Как может кто-то обещать, что все останется в целости и сохранности?!» Даже если бы кто-нибудь однажды и сумел уговорить народ рискнуть поступить так, нет сомнения, что второго раза никогда не последовало бы. Разве этот невероятный закон мог быть создан человеком, разве его можно отыскать в других религиях?! Но у евреев он есть. Как же получилось, что они сразу не разглядели всей «бессмысленности» иудаизма, не увидели всю его «чушь»? Отсюда напрашивается вывод: народ знал, что еврейская религия — чистейшая правда, ибо без ущерба для себя соблюдал вышеприведенные заповеди.

6. Предсказатели есть у всех народов и во всех религиях. Их предсказания, казалось бы, являются предвестием земных событий. Слышали ли вы о Дельфийском Оракуле? На протяжении многих лет истории древней Греции его предсказания всегда «сбывались». Единственная неприятность заключалась в том, что люди постигали настоящий смысл его предсказаний только впоследствии. Тогда-то все понимали, что это и предвидел Оракул. Легко не ошибиться, когда «предсказываешь» прошлое! В противовес таким «пророчествам» Пятикнижие (Дварим, 28:64) предупредило еще более трех тысяч трехсот лет назад, что придет время, и евреи будут изгнаны из своей земли и рассеяны среди других народов, которые станут их притеснять. Но не только об этом извещает Тора. Она пророчествует (Дварим, 30:3-5), что время пройдет, и Г-сподь смилостивится и возвратит еврейский народ в Землю Обетованную, что евреи останутся евреями даже после двух величайших изгнаний, что они сохранят Б-жественную Тору. Разве мог смертный человек помыслить такое? Разве это не Б-жественно?! Как получилось, что народ, рассеянный среди всех народов Земли, ненавидимый и презираемый, угнетенный и гонимый, не объединенный ни языком, ни землей, ни обычаями, ни даже расой, сумел сохраниться? Мы разные — блондины и брюнеты, шатены и рыжие, — но все считают нас евреями! И мы тверды в своем еврействе, как и в понимании того, что мы — единый народ при всех наших различиях. Евреи американские и голландские, африканские и йеменские, отличающиеся внешним видом, говорящие на разных языках, мыслящие по-разному! И все же, все мы — евреи. Как могло такое произойти? Разве это не чудо?! Сохранение еврейского народа на протяжении многих веков — огромное чудо, но еще большее чудо — предсказание этого тысячи лет назад!

А пророчество о возвращении? «И приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, в землю, которой владели отцы твои, и будешь ты владеть ею...» (Дварим, 30:5). Однажды на лекции, посвященной наступлению эры еврейского Мессии (Мошиаха), один пожилой человек спросил меня: «Помилуйте, раввин! Неужто Вы и впрямь верите, что Мошиах когда-нибудь придет?» В разгар второй мировой войны, например, непросто было бы убедить моего оппонента в грядущем пришествии Мессии. Но не теперь! Если бы кто-то предсказал в 1943 году, что пройдет всего несколько лет, и народы мира в лице ООН проголосуют за создание Израиля, что у евреев вновь будет свое государство, своя земля, то ему непременно бы возразили: «Помилуйте!» Тем не менее, теперь все это стало реальностью. Вопреки всему евреи возвращаются на свою историческую родину.

С позиции здравого смысла тот пожилой скептик был прав. В пророчество Торы, казалось бы, невозможно поверить, однако, оно уже сбывается. Кто мог его написать? Кто помыслил об этом? Разве жил когда-либо человек, способный предсказать будущее мировой истории?!

7. Другая уникальность Торы заключается во влиянии, оказанном ее мировоззрением на этику человечества. Наша система нравственных ценностей преобразовала мировое сообщество, подняла народы из пучин варварства и открыла им дорогу к высотам благочестия. Из рук евреев взяли они понятия, ставшие общими жизненными целями и наследием всего человечества. Не было ли повсюду принято у всех людей в прошлые времена, что сильному принадлежит слабый, что воинственный солдафон — справедливый и законный правитель, советчик и учитель людей? Но не у евреев! Сколько же могут рассказать анналы мировой истории о реках крови, пролитой евреями, о страданиях, пережитых ими, пока мало-помалу человечество не осознало, что герой — не солдафон, а мыслитель, труженик, созидатель, сострадательный и ответственный человек! Кто научил народы ответственности за ближнего своего? Сколько лет знали они об этом, когда приняли это? Сколько понадобилось еврейской крови, чтобы доказать им, что это действительно человечно; чтобы они поняли необходимость ответственности не только за себя и своих родных, но и за всех людей; чтобы они были людьми, а не животными?! Именно евреи научили человечество отзывчивости и ответственности, которые теперь воспринимаются народами как должное.

8. Скажите, какая еще религия, кроме иудаизма, легла в основу двух мировых религий, вызволивших человечество из мрака язычества, людских жертвоприношений, убийств и безнравственности и возвысивших его до осознания реальности существования одного Б-га? Конечно, сегодня каждый образованный человек знает, что, помимо вышеуказанных, существуют еще другие религии, например, на Дальнем Востоке и в Африке. Но что это за религии, если они подчас угождают низменным человеческим инстинктам?! Буддизм же вообще не религия в ее обычном понимании, а философская система, мнимая гуманность которой зиждется на отвержении истинного Б-га.

Разве не уникально, что единственные религии, обладающие неким благородством, повлиявшим на мир, являются производными именно иудаизма? Все эти факты уникальности требуют пристального внимания и реакции с нашей стороны. Как все произошло? Б-жественное ли это Провидение? Рационально ли это? При детальном изучении, не окажутся ли иррациональными доводы об истинности иудаизма? Нет! Тора рациональна! Ни у кого в мире нет другой рациональной религии. Истины иудаизма невозможно было выдумать человеку, как и заставить народ принять их. Задумайтесь: все люди должны убеждать детей в правоте своих религий, а еврейские дети могут сами это понять!

Кто-то возразит, что, быть может, всех людей загипнотизировали прилетевшие на оснащенном особой аппаратурой космическом корабле инопланетяне. И кого же они избрали объектом связи с собой? Простите, но только евреев! Надо быть воистину безрассудным, чтобы выдумать такое ради того, чтобы отвергнуть ясный и рациональный факт. Так почему некоторые люди вдруг становятся столь безрассудны? Потому что в иудаизме есть логика, требующая, чтобы с ней считались. Они же не хотят с ней считаться, потому что она заставит их признать истину, а затем и ответственность за свои действия, что принудит их изменить свою жизнь. Менять же жизненный уклад хотят немногие. Люди так привыкли к своему вполне устроенному быту, что мало кто желает взглянуть правде в глаза. Разве нужна возмущающая спокойствие правда, если вместо нее можно выдвинуть какую-нибудь более «подходящую» гипотезу? Космический корабль? Извольте! Сойдет любое объяснение, потому что у человека не хватает мужества очутиться лицом к лицу с Создателем. Почему это так? Потому что пред лицом Создателя все остальное иллюзорно. Он становится высшим стремлением, и ничто другое уже не существенно. Связь с Создателем делается единственной исполненной содержания целью для нас, Его творений. Все мироздание проникнуто присутствием Б-га. Он — цель жизни. Он — ее оправдание и смысл существования. И раз Б-г существует, следовательно, на нас лежит обязанность думать, а значит не кто-то, а мы должны принимать решения и отвечать за них. Но кто хочет брать эту обязанность и ответственность на себя? Не проще ли скинуть их с плеч, вовсе не ведать о них, ибо в противном случае человек должен стать совсем другим, а он не хочет меняться? Запомним же, что только признание Истины заставит человека изменить свой уклад жизни, — человек обязан взглянуть правде в глаза!

Так давайте честно ответим себе, верно ли все вышесказанное, есть ли у нас достаточно оснований не считаться с приведенными доводами? Объяснимо ли то, что из всего человечества только еврейский народ обладает перечисленными фактами непостижимой уникальности, не находящей себе равных в истории? Где обоснование этому, где логика? Поэтому и завершить лекцию я бы хотел вопросом: разумно ли не верить в Б-жественность Торы?

Источник: Спектр

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1438
Интересно, хорошо написано

  Отправить ссылку друзьям

Главная > Интересный иудаизм > Разумно ли не верить в Б-жественность Торы?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2017-11-18 05:02:55
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов