БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Новости > «Гори, гори, моя звезда…», или путевые заметки о поездке на Кворим
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+43
Интересно, хорошо написано

Мигдаль
«Гори, гори, моя звезда…», или путевые заметки о поездке на Кворим
Лена Мартьянова

Когда слышу слова этого романса, все время думаю о Звезде Давида, как о путеводной звезде, именно она, каждый раз сопровождает мои мысли в дороге…
В девятый раз отправляется в путь наша экспедиция под кодовым названием «Кворим»… Восемь раз уже писали о наших путешествиях, что еще можно добавить? Но даже в сто двадцатый раз, наверное, будут новые чувства, ощущения и впечатления…

ИзменитьУбрать
(0)

Вечер после исхода Шабата, Малая Арнаутская, ворота «Мигдаля», неожиданно появившиеся и приятно удивившие обретенные в «Халоме-14» новые друзья из Питера, фото на память, автобус – в путь…

«Скатертью дорога» киевской трассы плавно перешла в небольшое бездорожье винницкой сторонки, которое не пережило, видимо, жестокой зимы и знойного лета. Но после рассказов реб Вэлвэла, предваряющих события этого путешествия и дружеских разговоров, сон все-таки взял свое.

ИзменитьУбрать
(0)

Раннее утро, темно. Меджибож. Город Галицко-Волынского княжества и Золотой Орды, родина Ильи Исааковича Френкеля, героя повести Гершла Полянкера «Дэр лэрэр фун Мэджибож» («Учитель из Меджибожа»), раби Баруха бен Иехиэля из Меджибожа, раби Нахмана из Брацлава и всего хасидского движения, а также последнее пристанище многих учителей нашего народа.

А для нас Меджибож – это резиденция Баал Шем-Това — великого мудреца и праведника, который учил: "Служите Г-споду в радости!" Именно из Меджибожа учение Баал Шем-Това распространилось по всей Восточной Европе, и ныне трудно найти на земле место, где бы ни трудились во славу Торы хасиды – последователи Баал Шем-Това.

У мужчин – миква, у женщин – утренний кофе и чай. И вот мы уже подходим к дверям оhеля. Реб Велвел стучится в дверь. Там же никого нет, кто может открыть нам? Реб Велвел говорит, что входя в дом надо стучаться. Он прав, тем более в дом к таким людям. Баал Шем-Тов… «Как много в этом звуке для сердца» еврейского слилось. В границах эфирного времени вряд ли можно сказать даже самую малость о великом учителе…

ИзменитьУбрать
(0)

Свечи, вторя друг другу уста шепчут Мамэ Лошн, читаются и рвутся записки с самыми сокровенными просьбами.

Рассвет. Сколько о нем уже писалось. Но рассвет в Меджибоже… Те, кто его встречал знают, а те, кто не представляет, какой он, этот рассвет в Меджибоже… – поезжайте и все увидите сами…

ИзменитьУбрать
(0)

От синагоги Баал Шем-Това и мимо меджибожского замка – в путь на Полонное.

Автобус. Солнышко уже встает, в автобусе утренняя возня. Приятно видеть, как, казалось, еще вчерашние малыши уже самостоятельно накладывают тфилин. Сердце улыбается, именно сердце…

ИзменитьУбрать
(0)

Местечко Полонное находится в 100 километрах от Хмельницкого.

Три лучших ученика были у Баал Шем-Това: Яаков-Йосеф из Полонного, Пинхас из Кореца и Дов-Бер из Межирича – знатоки Закона, толкователи и проповедники, наставники хасидизма. Раби Яаков-Йосеф из Полонного, сын раввина Цви Каца, стал автором первой хасидской книги «Толдот Яаков-Йосеф», содержащей жизнеописание Баал Шем-Това, его высказывания, проповеди и наставления.

ИзменитьУбрать
(0)

У Магида был ученик – Йегуда-Лейб из Полонного, автор книги "Коль Йегуда". По преданию ученик Баал-Шем-Това Арье-Лейб просил похоронить его вместе с Яаковом-Йосефом, и оhель был расширен.

ИзменитьУбрать
(0)

И вот мы стоим у могил великих учителей.

Перекусив необычайно вкусными яблоками в еврейском гостином доме напротив кладбища, мы двинулись в путь на Аниполь.

Аниполь – красивое место. Кладбище расположено на пригорке, рядом течет река, вокруг необозримые поля. Так красиво может быть только в Гадяче, в который, к сожалению, лимит нашей экспедиции не позволил нам попасть. Легкая прохлада от реки, солнышко, голубое небо с белоснежными облаками… Звук шофара возвращает нас из состояния задумчивости в действительность…

ИзменитьУбрать
(0)

Аниполь – место, где мысли уходят в двух разных направлениях, в два разных временных события. Каменная менора напоминает о страшных событиях Катастрофы. А оhель – о радости приближения к могилам Магида Дов Бера из Межерича, который после смерти Баал Шем-Това продолжил его дело.

ИзменитьУбрать
(0)

Сорок учеников Магида после долгих лет учения разошлись по еврейским местечкам и стали основателями новых школ, привлекая и ведя за собой тысячи новых приверженцев хасидизма.

Реб Зуся из Аниполя, чье имя осталось в хасидских преданиях как символ еврейской доброты и любви к человеку, а также р. Йегуда-Лейб Коген. Эти двое памятны еще и тем, что написали предисловие к книге "Тания" раби Шнеура-Залмана из Ляд.

ИзменитьУбрать
(0)

На оhеле нам встретился местный житель и владелец строительной фирмы Артур Давидович, который возводил новый оhель. Он поведал нам пару интересных фактов из жизни еврейского Аниполя и пригласил в Ямполь, на могилу цадика, о месте захоронения которого мы не слышали. Но это уже совсем другая история – для поездки, с помощью В-севышнего, на Кворим в следующем году.

ИзменитьУбрать
(0)

Виледник. Маленькая деревня на полпути между Коростенем и Овручем, местечко 400-летней еврейской истории.

«Оhэль Бааль-шэм Виледник» («домик над могилой чудотворца из Виледника»). Вот уже 150 лет под ним покоятся нетленные останки рабби Исроэла Дов-Бэра, известного также как Ребе «Шэйрис Исроэл», по названию своего сборника респонсов и комментариев к Торе и Талмуду.

ИзменитьУбрать
(0)

Ночь. Темнота. Бердичев. Старое еврейское кладбище. Могила раби Леви Ицхока, одного из учеников Баал Шем-Това, героя многих хасидских майс. Раби Леви Ицхок остался в памяти евреев как их защитник на земле и перед Небесным Престолом. Легенды и притчи о его жизни и наставничестве, его проповеди окутали его судьбу ореолом святости. «Б-г, – говорили в еврейском народе, – цадик на небесах, а раби Леви-Ицхак – здесь, на земле». И поныне евреи приходят к его могиле, прося помощи и защиты.

Бердичев. Это место не только в сердце у каждого хасида, но и у каждого кесовца. Именно здесь 18 элула в гостинице со странным названием «Дружба», зародилось наша дружба, которая живет уже 10 лет, и сам, собственно говоря, КЕС. Мазл тов, дорогой КЕС! До 120!

Автобус, маленький лехаим за КЕС и – путь на конечную остановку нашей экспедиции.

Умань. Четыре часа то ли ночи, то ли уже утра. Мы на оhеле раби Нахмана из Брацлава. Мужчины – налево, женщины – направо через опять новый вход. Женская половина видоизменилась с момента моего последнего посещения. У оhеля много женщин, кое-кто спит завернутый в одеяло прямо около оhеля, как говорится, не отходя от кассы. Кого за пейсы, а кого прямо в одеяле заберет туда, куда обещал реб Нахман. На улице как всегда прогуливаются длинопейсые брацлавсике хасиды.

8 утра, опять Малая Арнаутская. Сонные и в большинстве опаздывающие на работу мигдалевцы и не только покидают автобус, унося в сердце частичку еврейского мира, любви и надежды…

Шана Това! Сладкого нам года!


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Новости > «Гори, гори, моя звезда…», или путевые заметки о поездке на Кворим
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 01:59:59
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl