БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Новости > Путешествие по еврейским столицам
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+22
Интересно, хорошо написано

Мигдаль
Путешествие по еврейским столицам
Николь Толкачева

«Осторожно, двери закрываются!», сказал водитель нашей машины времени, замаскированной под автобус «Неоплан» и включил двигатель. Привычное настоящее помахало желтыми листьями на прощанье и осталось на углу Малой Арнаутской и лейтенанта Шмидта, а мы с легкой руки и с помощью фонда Ротшильда отправились в очередную, уже третью экспедицию по еврейским местечкам. В этот раз нас ждали в двух городках одесской области, в Кодыме и в Балте. Ну а пока автобус, набирая скорость, перемещал нас во времени и пространстве, дети всех возрастов шумели, их родители пытались добрать драгоценные минуты утреннего сна, а наши проводники старались дать нам багаж знаний, необходимый для путешествия в прошлое.

Как настоящие первооткрыватели мы готовились на ходу, то есть «при езде». Автобусный дискуссионный клуб и беседы о недельной главе были проведены при поддержке Велвела Верховского, погружение в историю, а также в языковую среду произошло благодаря Вове Чаплину и фильму Александра Городницкого «В поисках идиша», а тяжелая работа руководить поездкой досталась Юле Максимюк.

Кодыма и Балта. Когда-то и в голову бы не пришло сравнивать два этих местечка, которые, не смотря на всю свою пространственную близость, столь отличались и колоритом, и всем своим мироустройством. А теперь же у них есть одна печальная общая черта – еврейская жизнь там уже стала частью прошлого.

Город Кодыма родился 250 лет назад, а значит он старше Одессы, но и до этого всегда находились желающие жить на берегу небольшого притока Южного Буга, в окружении укрытых черноземом холмов. Литва, Польша, Турция, Российская Империя, все эти владельцы кодымской земли обладали достаточным количеством еврейского населения, для того чтобы там процветала торговля и развивалась экономика. Это видно и по сохранившейся части странного еврейского кладбища, которое кажется соизмеримым по площади с самим городом, и на котором при известной доле везения и знания святого языка можно встретить надгробия девятнадцатого века. Это видно и по сохранившимся старым домам на ее улочках, которые может большими архитектурными изысками и не отмечены, но открыто демонстрируют свое назначение, а вместе с ним и национальную принадлежность своих прежних владельцев. Обычным делом для местного еврейства была торговля, и чаще всего торговые эти предприятия располагались в жилых домах. Поэтому первым, так сказать парадным помещением в доме была лавка, магазин, мастерская, а вот внутренние помещения и характерная мансарда – были уже жилыми. К сожалению, от неугомонной еврейской общины осталась всего одна представительница, но энергии и сил Раисы Максимовны хватает для того чтобы воплощать в себе весь комплект стандартных еврейских организаций. К сожалению все, что осталось и от прошлого расцвета еврейской общины, к сожалению, от прошлого расцвета самой Кодымы отмечено словом «бывший». В бывшей синагоге уже давно школа, а в бывшем имении господина Розенфельда, восемнадцатого века постройки, уже пять лет работает историко-краеведческий музей. В музее этом, который один совмещает в себе археологический, краеведческий, исторический, музей быта, музей боевой славы и музей Василия Ланового, родившегося в Кодыме. В ассортименте представлен и еврейский музей, но представлен он самой тяжелой страницей истории прошлого века. Холокостом. Двумя страшными шрамами на холмах Кодымы остались братские могилы на местах массовых расстрелов кодымского еврейства, и как напоминание о них - мемориал памяти жертвам нацистов в центре этого городка.

Но в еврейской жизни кроме воспоминаний и грусти есть всегда и чудо. Оказалось, что своих кодымчан и балтян мы привезли с собой, а благодаря их детским, а поэтому непосредственным и живым воспоминаниям стертые временем черты проступили на лицах забытых еврейских столиц.

Балта встретила нас Владимиром Винарским, историй о двух городах, польском и турецком, столь долго проживших бок обок, что они срослись воедино и стихами одессита Багрицкого:

Балта — городок приличный,
Городок что надо.
Нет нигде румяней вишни,
Слаще винограда.
В брынзе, в кавунах, в укропе
Звонок день базарный;
Голубей гоняет хлопец
С каланчи пожарной...

Впрочем, из всей перечисленной роскоши нам довелось увидеть лишь пожарную каланчу, но сей памятник двадцатых годов двадцатого века, времени, когда утилитарные постройки еще несли на себе печать искусства, стоил того. Эта, упомянутая уже несколько раз каланча уходит своим основанием в старую крепостную стену, а именно за этой стеной замка князей Любомирских вынуждены были прятаться балтские евреи во время погромов. Кстати, в связи с высокой плотностью еврейского населения в городе, традиции погромов приживались тяжело, и властям Российской Империи приходилось специально импортировать погромщиков. В связи с той же насыщенностью былой еврейской жизни гуляя по Балте можно просто глядеть по сторонам и считать, что большая часть сохранившихся построек – еврейские. А ходить по бывшему польскому Юзефграду одесситу приятно, радует и знакомый подход к планировке улиц и брусчатка под ногами и соизмеримость пространства человеку. Ну а если случайно забрести на улицу Пролетарскую с таким проводником, кокой был у нас, то можно узнать что когда то она состояла практически вся только из синагог и молитвенных домов, одно описание красоты которых поражает великолепием, жаль что сохранились лишь описания.

Турецкая часть города, которая собственно и дала ему имя Балта, запомнилась гигантской территорией, которую когда-то занимала известнейшая ярмарка. Хотя судя по тому, насколько эта ярмарка пользовалась популярностью, по тому, каким товарооборотом она характеризовалась, такое ее место на карте города было более чем обосновано. К сожалению не менее «обоснованной» оказалась огромная территория еврейского гетто, образованного по соседству с ярмарочным районом во время нацистской оккупации. Несмотря на ужасные условия жизни в гетто его обитателям относительно «повезло» и ко времени освобождения города в 1944 году в живых оставалось около 3000 человек. Спасению жизни евреев во много способствовала румынская королева Елена, впоследствии признанная как «праведник мира».

Вся Балта, и в польской и в турецкой своей части приятно радует глаз, она отмечена каким-то своим неповторимым стилем, который так и хочется назвать не то «кирпичными кружевами», не то «балтским ренессансом». И этот прекрасный архитектурный фон и историческая насыщенность пространства отказывается увязываться с нынешним скромным положением города, который когда-то по праву мог называться одной из еврейских столиц черты оседлости.


Улица Пролетарская во времена детства моего дедушки носила название Святая улица.

вот-вот,все и говорили: "жалко что Балу не поехал;"

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Новости > Путешествие по еврейским столицам
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 09:00:02
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA Еврейский педсовет