БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Новости > «Идишкайф» в «Мигдале»
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Мигдаль
«Идишкайф» в «Мигдале»
Кира Верховская

Написана была эта статья к 9-летию «Мигдаля». Много воды утекло с тех пор и многое из того, о чем тогда только мечталось, претворено в жизнь. Но вспомнить надо. Хотя бы для того, чтобы, прочитав эту статью, кто-нибудь из мигдалевцев взялся обеими руками за клавиатуру и написал о что-нибудь о «Мигдале» дня сегодняшнего.

Давайте поговорим за Одессу? Вы, конечно, знаете — Рабинович, Жаботинский, Бабель, Утесов...

И еще недавно во дворике Литературного музея открыли очередной памятник — Сашке-музыканту. А до этого — Жванецкому, потом — Рабиновичу (не писателю, а герою анекдотов).

Итак, Одесса, евреи, памятники? Так вы что, думаете, в Одессе от евреев - только памятники? Не дождетесь! Есть! Есть евреев в Одессе и, говорят, тысяч тридцать пять.

Я вам больше скажу, неизвестно еще, кто больше евреи, — те, которым памятники, или те, которые, слава Б-гу, их еще не заслужили. Просто нынешним повезло немного больше — не закрывают, а открывают — школы, детские сады, синагоги (помните анекдот — два еврея, три синагоги, так у нас тоже — две синагоги), культурные центры, иешивы.

Будем пристрастны: возьмем бинокль и направим его на некое еврейское строение. Наведите резкость, читайте — «Мигдаль» (в переводе — башня) — Региональный еврейский общинный центр. В феврале этому еврейскому детищу стукнуло 9. Конечно, дата не круглая и еще не возраст бар-мицвы, но показать и рассказать таки-да есть что.

Сегодня в «Мигдале» работает более тридцати программ, и большая проблема для его обитателей — куда бежать раньше...

Мы рисуем и «вытворяем»

С одной стороны — «Школа еврейской живописи», причем как для детей, так и для взрослых. Вы скажете, видали мы эти школы — натюрморты, техника рисунка и тому подобное. Ошибаетесь: сразу — кисти, краски, разная техника и различные материалы — плыви. И выплывают, да еще как — наши выставки, буклеты, без излишней скромности скажем, поражают не только неискушенного зрителя, но и профессионалов. Кстати, посетив сегодня «Мигдаль», лучших работ вы не увидите — около сорока из них украшают выставку Союза художников, а потом — выставка в Литературном музее. И заметим, что это еврейская живопись.

Но это еще не все — мы прикладываем ручки. Есть у разных народов такой вид прикладного искусства — у французов называется «силуэт», у украинцев — «вытынанка», а у евреев — «рэйзэлэ». Такие бумажные кружева, которыми раньше украшали мизрахи, но можно создавать из них и целые картины на еврейские сюжеты.

Можно попробовать себя и в витражном искусстве, правда, не из стекла, а из картона и цветной бумаги или ткани, но и так неплохо.

Нет у нас еще гончарной мастерской, поэтому пока мы делаем миниатюры из соленого теста, и они украшают наши стены наряду с рисунками на холсте, на деревянных дощечках и на фотобумаге.

Ну, а когда танцевальному коллективу понадобились маски, в нашем прикладном разнообразии появилось и папье-маше.

А еще — поем и танцуем

Ну конечно! А как же иначе. И не обязательно уметь, мы учим всех — и детей, и взрослых, и умелых, и не-: было бы желание. Даже взрослые, у которых всегда куча дел и проблем, могут поучаствовать, находясь в семейном лагере, на выездном Шабате, просто на вечерах клуба «Еврейская семья» (кстати, для неленивых и заботящихся о фигуре «мамочек» есть группа аэробики).

А дети (от дошколят до студентов) — просто профессионалы. Танцевальные и хоровые коллективы уже не раз выезжали на гастроли — в Москву, Николаев, Ялту, Севастополь, Симферополь, Белгород-Днестровский. Есть у нас и хор мальчиков, и сводный хор. Ребята поют на иврите, и знают о чем, потому что в «Мигдале» есть возможность освоить язык — и детям, и взрослым.

Захотелось петь студентам — и появились занятия по вокалу, как сами понимаете, еврейскому.

Танцевальных коллективов у нас тоже несколько — и по возрастам, и по направлениям. Три коллектива еврейских танцев (малыши, подростки и студенты). Танцевальный молодежный клуб — ребята разучивают и современные израильские танцы, и традиционные бальные. А недавно добавилась балетная школа — хореография не только полезна танцорам, но и доставляет им удовольствие — зеркала, станки, пачки и пуанты.

И музицируем

Эта программа появилась у нас осенью. Набрали всех желающих ребят (малышей и подростков), не имевших элементарных навыков, разбили на группы по пять человек, дали каждому электроклавишные инструменты и наушники и стали учить — по пятеро за урок, но обязательно с индивидуальным подходом. Особенность такой ?музыкальной школы? еще в том, что музыкальные азы и элементы инструментовки познаются на примерах еврейской музыки, которые хорошо известны ребятам из уроков пения и танцев.

Надо сказать, что на именины ?Мигдаля? уже было что послушать!..

Английский клуб — это скучно?..

А наши не скучают. Малышам, правда, не повезло — у них «просто» дошкольное отделение. Может, это звучит неправдоподобно, но им очень нравится учить иврит, еврейскую традицию, петь, танцевать, рисовать. Но самое главное — сцена, театрализованные представления к праздникам — и у нас уже есть свои звезды.

А вот КЕС (Клуб еврейского студента) живет так весело и насыщенно, что не то что английские аристократы, мы сами им завидуем. Не станем скрывать, что, так сказать, теоретическую базу этого молодежного движения заложили наши преподаватели: комплекс еврейских предметов (иудаизм, история, литература), иврит, вокал, танцы, компьютеры, психологические тренинги, лидерский курс, курс подготовки мадрихов — всего не перечислить.

А потом наш КЕС начал набирать обороты, причем в буквальном смысле: ребята вместе с пожелавшими принять участие взрослыми проделали 2200 км маршрута «По могилам праведников» — Гадяч-Киев-Бердичев-Меджибож-Шаргород-Умань.

В рамках ОФЕКа (общинного фестиваля еврейской книги) для команд Одессы и южного региона Украины была проведена интеллектуальная игра. Идея понравилась, и на Хануку наш КЕС покатил в Крым. Там собрались 12 команд со всего региона. Программу готовили наши ребята и симферопольцы. Конечно, второе место, которое заняли наши студенты, — не первое, но тоже приятно.

Из Крыма ребята прикатили со свеженькой идеей — провести там же на Ту би-Шват конференцию «Экологические идеи в Торе» и сообща высадить деревья (благо крымский климат позволяет). Сказано — сделано, и вот: совместная региональная конференция в Симферополе, дружеский визит в Севастополь и посадка деревьев в Ялте. Теперь у каждого участника конференции имеется в Ялте собственноручно посаженое дерево.

Нетрудно догадаться, что свой энтузиазм и умение ребята прилагают ко всем общинным мероприятиям, будь то проведение праздников, гастрольные поездки, семейные лагеря, семинары, выставки, фестивали — надежные руки и свежие идеи всегда кстати. Например, в преддверии проведения первого мигдалевского седера студенты отдраили помещения так, что такой чистоты мы не видели со дня основания «Мигдаля».

А недавно — еще одна студенческая задумка: социологический опрос «Мониторинг жизни еврейской молодежи в Одессе». Анкету опроса ребята уже разработали, и скоро все — и они, и мы — увидят, чем живет и в чем нуждается молодое поколение, которое выбрало не «пепси», а культуру и традиции нашего народа.

Свои праздники и не менее интересные будни есть и у клуба «Еврейская семья». Во-первых, они учатся, и надо сказать, что в этом возрасте это, может, интересней, чем когда по обязанности.

Кстати, лекции, нет, скорее, беседы по еврейской литературе у студентов и родителей проводят высококлассные специалисты Литературного музея и вузов города, а уж рассказать им, как понимаете, есть чего — Одесса дала еврейской литературе немало авторов. Надо сказать, своих авторов мы тоже «культивируем» — «Школа еврейской журналистики» уже дает свои плоды: все горяченькие события ребята «засылают» в «Мигдаль Times».

Семейные вечера, еврейские праздники, семейные лагеря, поездки по региону с программами, помощь в проведении детских «кайтанот» во время каникул, поездка с шелахмонес по «Теплым домам» — казалось бы, немало. Но не нашим родителям. Рамки Центра оказались им тесны, и они стали организовывать у себя «Теплые дома» по квартирам и дачам, проводить встречи Субботы. А когда «мамочкам и папочкам» хочется пообщаться без детей, то мигдалята собираются у кого-то на квартире под присмотром дежурного родителя.

Может, вы уже догадались, что деление по возрастам, клубам и программам довольно условно: интересы общие и поэтому, как правило, все делаем сообща — так веселей и теплее.

А самым активным волонтерам в нашем Центре от восемнадцати до пятидесяти.

Мы учимся и делимся нажитым

Девять лет — не так уж мало для приобретения объемистого опыта, и по этой мерке наш возраст уже недетский. Конечно, каждый учится, набивая свои собственные шишки. И все-таки нам неймется помочь тем, кто только начинает, а зачастую и самим чему-то научиться. Поэтому мы ездим на семинары и устраиваем их у себя.

На семинары мы приглашаем специалистов из общин региона. Специалисты — это преподаватели музыкальных предметов, танцев, литературы, истории, иудаизма. Мастер-классы по предметам дают профессионалы: артисты еврейского театра «Мигдаль-ор», сотрудники одесского Литературного музея, преподаватели еврейских школ. Участники семинара увозят с собой подготовленные нами методические пособия, видео- и аудиоматериалы, нотные сборники.

Один из семинаров, посвященный еврейской традиции, мы назвали «Идишкайт». «Семинаристы» не только детально знакомились с тонкостями еврейского бытия, но и воплощали их в жизнь, как говорится, «не отходя от кассы», а мы уж создали им условия, включая кашрут. Потом, на традиционном для всех наших семинаров заключительном капустнике, участники переименовали все это в «Идишкайф».

Весной прошлого года из Симферополя, Севастополя и Николаева к нам приехали «лагерные» команды — поднабраться опыта по проведению семейных лагерей. И тут уж мы отыгрались — только не подумайте плохого: просто ролевые игры — приятный и эффективный способ учебы. И, судя по проведенным в регионе семейным лагерям, нам таки-да удалось помочь.

И еще один приятный момент: семинары — это не только обмен опытом, но и знакомства, общение и установление тесных связей между общинами.

Издаем

О буклетах с рисунками детей и родителей мы уже упоминали, но хотим поделиться еще одной радостью: недавно мы занялись издательской деятельностью. Поначалу была доморощенная газета «Мигдаль Times», которая переросла во вполне профессиональный журнал с таким же названием (на подходе девятый номер). Хотелось поделиться мигдалевскими новостями, рассказать о еврейской истории, традиции, литературе.

И нас захлестнуло: оказалось, что в журнальное пространство не вместить уникальные документальные материалы, статьи, забытые литературные произведения. И появился альманах «Еврейская душа», начало которому положил рассказ Н. Пружанского «Еврейская душа», материалы одесского погрома 1871 года и «Дело Шлемы Глускера». Вышло уже три номера альманаха. Здесь и неизвестные еврейские рассказы Веры Инбер, и рассказ А. Свирского «Десятый» — о праздновании евреями-арестантами Песаха, и статья И. Бродовского «Еврейская нищета в Одессе». И, по крайней мере, на три последующих номера материалы уже имеются.

Но дальше — больше: альманах оказался тоже тесен. Скажем, забытая повесть О. Рабиновича «История о том, как реб Хаим-Шулим Фейзис путешествовал из Кишинева в Одессу, и что с ним случилось» ну никак не вмещалась в альманах. Да еще выискались любопытные еврейские анекдоты, собранные О. Рабиновичем. Вот и появилась первая книжка «Библиотечки «Мигдаль» - О. Рабинович. «Любопытное». И процесс пошел...

Есть в Израиле такой писатель — Яков Шехтер, бывший одессит. Ну, очень интересно пишет, в некоторых его рассказах много еврейской мудрости сродни хасидским майсам. Списались с Яковом — и появилась вторая книжка «Библиотечки «Мигдаль» — «Еврейское счастье, или судьба конформиста». Третья книжка — на подходе — рассказы братьев Александра и Льва Шаргородских; разрешение на издание уже получено.

История — в предметах и документах

Да, мы стали собирателями: собираем вещественные подтверждения жизни еврейской Одессы и мечтаем открыть музей с таким же названием «Еврейская Одесса». Еврейская история Одессы богата событиями и именами: именно здесь создавался мощный пласт идишской литературы, зарождалось сионистское движение — на почве бурной (как в хорошем, так и в трагическом смысле) еврейской жизни Одессы.

Был в Одессе еврейский музей, и небедный, но в сороковые годы мудрым решением властей его экспонаты решили перевезти в Киев, где их и ищут до сих пор.

Вот и приходится начинать с нуля. Правда, благодаря сотрудникам Литературного музея этот нуль не абсолютный — из песни слов не выкинешь, как и еврейскую литературу из литературной Одессы. Кроме того, некоторые экспонаты уже давно хранились в наших шкафах — читатели мигдалевской библиотеки захотели поделиться семейными реликвиями. А когда мы объявили в городской еврейской прессе о создании музея, старожилы (и не только евреи) стали приносить и дарить.

Сегодня уже существуют две экспозиции — «Звезда изгнания» и «Театральная Одесса» (к ней же и воссозданная по образцу начала ХХ века театральная тумба со старыми афишами), а материалов у нас — еще на несколько экспозиций. Но, увы, будущему музею тесновато — всего один зал, ждем: вот-вот должны начаться работы по реконструкции нового здания Центра, и уж там наш музей развернется по полной.

Наш свет

Мы — «Мигдаль», а есть «Мигдаль-ор» — свет башни, и это, действительно, наш свет. Потому что с Музыкального еврейского театра «Мигдаль-ор» все и началось. В этом году «Мигдаль-ору» — десять (и, поверьте, мы сумеем отпраздновать это событие!). А когда театру был всего год, появилась идея создать образовательно-эстетический центр «Мигдаль». И теперь вы, наверное, понимаете, почему наши дети так здорово поют и танцуют: их учат профессионалы — артисты «Мигдаль-ора».

Сложная и интересная жизнь у театра. Во-первых, как утрясти расписания занятий и как оставить учеников, когда надо ехать на гастроли. А гастроли - это отдельный кусок пирога. Конечно, хорошо (в бытовом плане), когда гастроли по Америке, Израилю или Германии. Но ведь и в Западной Украине, в Крыму тоже есть евреи, и немало. И это еще вопрос, кому нужнее свет и действо «Мигдаль-ора» — в большинстве своем ассимилированным евреям Запада или еще помнящим свою культуру жителям местечек и городов. Вот и мчатся, а зачастую и ползут (если обледенение или наводнение) автобусы с артистами, костюмами, инструментами в самые забытые еврейские уголки.

Успех театра — повсеместен. И это не только потому, что профессионалы, что теперь, слава Б-гу, есть костюмы, оборудование и декорации, а потому, что программа театра делается с глубоким пиететом к истории, традиции и музыке, без фальши и игры на общепринятые стандарты и вкусы публики.

Надеюсь, вам удалось хоть в общих чертах ознакомиться, чем и как живут обитатели башни «Мигдаль» и «как это делается в Одессе на Малой Арнаутской».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Новости > «Идишкайф» в «Мигдале»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-18 09:45:47
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет"