Эпоха еврейской эмансипации вошла в традиционный мир европейского еврейства с конца XVIII столетия, последовательно объединив Хаскалу и Реформу в сложном и противоречивом процессе интеграции еврейского гетто. В еврейскую среду Российской империи, включавшей в себя и этнические земли Украины, данные тенденции проникают к середине XIX столетия. Но еще ранее, в первой половине века они получают бурное и неожиданное развитие в одной из оригинальных еврейских колоний — внутри развивающейся Одессы. Своеобразный импорт еврейского Просвещения в притягательное «порто-франко» осуществлялся посредством многочисленной эмиграции с 1820-х гг. немецких и австрийских евреев, главным образом из галицийского города Броды. Десятилетия внутреннего конфликта «бродских» маскилим и традиционного еврейства и борьба за сферы духовного и общественного влияния создали еврейской Одессе славу пылающей «геенны» и одновременно повлияли на возникновение беспрецедентного культурного феномена. Ярко и многогранно это выражалось через духовные и в прямом смысле слова представительские центры еврейской жизни — синагоги. История их строительства, архитектурные стили, внутреннее благоустройство и литургические нововведения, выдающаяся канторская школа и музыкальные традиции, да и в целом культурная жизнь внутри и вокруг одесских синагог ставят их в один ряд с выдающимися синагогами еврейских общин Западной и Восточной Европы.
Из всего официального реестра синагог и молитвенных домов Одессы начала XX в., насчитывавшего более полусотни позиций, наибольший историко-архитектурный интерес представляют Главная и Бродская синагоги. В конкуренции между общинами этих синагог — наиболее влиятельных светских и духовных институтов городского еврейства — на протяжении всего XIX века проявлялся основной накал общинной жизни, что также повлияло и на их архитектурное соперничество. Так, находясь на «вторых» ролях, еврейство старейшей Главной синагоги старается привлечь к себе еврейские массы новой постройкой, «перебивающей» старое здание Бродской синагоги. Новое двухэтажное здание Главной синагоги, возведенное в 1850 г. (арх. Ф. Моранди) было выстроено во флорентийско-романском стиле (Г. Москвич), претендуя на европейскую значимость (еврейские архитекторы XIX века семантически связывали романский стиль с европейской укорененностью ашкеназов). Организация интерьера развивала традиции хоральных синагог, в Б-гослужении заимствовались элементы «бродских» оппонентов. С конца 1870-х гг. в синагоге возникают внутренние противоречия, видимой причиной которых встают расходы на содержание двух канторов.
Бродские евреи, практически сразу занявшие лидирующее положение в еврейской среде города, возвели первую в Российской империи реформистскую синагогу (1841 г.), ввели расширенное музыкальное сопровождение с канторским и хоровым пением, а в 1896 г. установили первый в России орган. Спустя 15 лет это привело к расколу общины, и часть прихожан перешла в другие синагоги. «Бродскими» евреями были изменены некоторые традиции ведения службы и социальные нормы. Новое здание, заложенное в 1863 г. (арх. Ф. Колович), было выдержано в готических традициях с элементами крепостной архитектуры, распространенной в каменных «оборонных» синагогах Западной Украины, в т.ч. и в Бродах в XVI-XVIII вв. Выдающуюся роль в популяризации статуса Бродской синагоги не только в Одессе, но и во многих городах России играли канторы Н. Блюменталь, П. Минковский, дирижер Д. Новаковский, обогатившие духовную литургическую музыку, которую приходили слушать и неевреи. Синагога задает тон ряду одесских молитвенных домов, скажем, синагоге Общества приказчиков. Своеобразным вызовом традиционному миру послужило открытие в 1879-1887 гг. Новой (Городской) синагоги (арх. Я. Тарнопольский), концепцию которой определили члены строительной комиссии — элита Бродской синагоги. Здание, выстроенное в нормах готико-мавританского стиля вслед архитектурным тенденциям, заложенным в европейской синагогальной архитектуре середины XIX в. христианскими зодчими Г. Семпером и Л. фон Фостером, демонстрировало общественности социальный уровень евреев города. В конечном счете, эта синагога, по причине высокой таксы, осталась доступна элитарным кругам, а из-за реформистской ориентации не привлекла широкие массы.
Реформистская модель «Бродской» синагоги получила широкое распространение в хоральных синагогах обширного региона. Подобные синагоги возникают в Новороссии — Херсоне, Николаеве, Екатеринославе, в Крыму — Симферополе, Феодосии, Севастополе. Во многих из них реформа ограничилась вычурной архитектурой, а главным предметом внутренних дебатов оставался вопрос об изменении местоположения Бимы по отношению к Арон-hакодешу (по реформистской традиции они совмещались у алтарной стены).
Таким образом, прогрессивные идеи преобразования еврейской среды в Российской империи первоначально были восприняты одесскими евреями и «узаконены» в облике и традициях хоральных синагог города, прежде всего Бродской. В дальнейшем они послужили образцом для продвижения реформистских нововведений в синагогах еврейских общин южных губерний России.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.