БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > События > Одесса и еврейская цивилизация - 3 > 3-я Международная научная конференция «Одесса и еврейская цивилизация» > Трансформация модели поведения еврейского населения Украины в 20-30-тые гг. XX века
Оглавление

Трансформация модели поведения еврейского населения Украины в 20-30-тые гг. XX века
Вишевник Б.

«Каждый из нас сформирован неисчислимым количеством влияний таких, как этническая принадлежность, религия, класс, раса, возраст, профессия, район проживания, соседи которые живут рядом с вами, и многими другими групповыми особенностями - все смешивается с особенностями характера и пристрастиями, определяющими личность» — утверждает известный американский психолог Deborah Tannen.1

При этом, модель поведения человека, и группы к которой он принадлежит, является некой тонкой субстанцией, процессы формирования и изменения которой не всегда заметны самому человеку и растянуты во времени. Поэтому автор посчитал необходимым описать временные характеристики процесса трансформации модели поведения еврейского населения Украины, в период с начала ХХ века до начала 40-х гг.

Данный процесс происходил скачкообразно, с разной степенью интенсивности, поэтому важно выделить пики активности этого процесса.

Первым всплеском активности стали погромы 1903-05 гг., ставшие причиной увеличения количества еврейских иммигрантов, покидающих Юг России. Иммиграция как таковая стала выражением качественных изменений в модели поведения украинских евреев, не желающих более жить в условиях политического и гражданского бесправия.

Первая мировая война и связанная с ней принудительная эвакуация из всей прифронтовой полосы, в том числе из западноукраинских областей, стали причиной второго «пика». Огромная волна еврейских беженцев из прифронтовой полосы «накрыла» всю Украину. Традиционные институты общины в населенных пунктах, куда прибывали еврейские беженцы работали в чрезвычайном режиме для того чтобы сохранить традиционную «культурную» среду и соответственно основные факторы определяющие модель поведения, как для местных евреев, так и для переселенцев. Таким образом, традиционные институты общины выполняли роль компенсирующего элемента в процессе сохранения сформированной до этого момента модели поведения.

Февральская революция 1917 года принесла еврейскому населению отмену черты оседлости и ознаменовала собой начало третьего всплеска активности, вызванного обретением евреями гражданских и политических прав, перестройкой работы самих еврейских общин и еврейскими погромами. Этот период завершился с установлением советской власти на Украине
После окончательного установления советской власти на Украине КП(б)У и «евсекция» - ее авангард на «еврейской улице» начали кропотливую ежедневную работу по разрушению традиционной еврейской модели поведения, сформированной всем богатством исторического и культурного наследия еврейского народа.

Трансформацию модели поведения в данный период необходимо рассматривать в контексте определенных исторических условий.

1. Трансформация традиционной еврейской общины в корректные c точки зрения новой идеологии еврейские институты, сформированные в 20- 30-е гг. и практически исчезнувшие в конце 30-х гг. На фоне этого наиболее интересными факторами являются усилия, которые предпринимались еврейскими лидерами для сохранения традиционных институтов еврейской общины, и соответственно традиционной модели поведения (синагога, благотворительные общества, «Хевра кадиша», хедер, общинная мацепекарня, общинное празднование еврейских праздников и т.д.).

2. События, происходившие на территории Украины и оказавшие влияние на все ее население (Первая мировая война, революционные события 1917 года, голод 1921-22 гг., коллективизация, голодомор 1932-33 г., репрессии 1937-38 гг., присоединение Западной Украины)

3. События, имеющие определяющий характер на «еврейской» улице (погромы 1905, 1917-20 гг., иммиграция в Палестину, США, Аргентину, создание еврейской автономной республики на Дальнем Востоке, еврейская земледельческая колонизация 1920-30-х гг., борьба с религией и вытеснение языка иврит, деятельность еврейских политических партий и движений, деятельность евсекции, усиление антисемитизма в 20-30-е гг., деятельность «Джойнта» и других зарубежных еврейских организаций).

Изучение этого процесса, изначально запутанного и противоречивого, представляет собой попытку отследить нечто эфемерное и неуловимое, имевшее, при этом, вполне осязаемые результаты. Данный процесс, безусловно, являющийся явлением исторического порядка ставит перед исследователем вопрос об информационной базе. На наш взгляд, в исследовании данной проблематики будет целесообразным использовать 4 типа источников: архивные документы, материалы устной истории, мемуары и ...литературные произведения. На этом вопросе стоит остановиться подробнее.
Итак, архивные документы... Необходимо принять во внимание, что в некоторых случаях документы, хранящиеся в архивах, были написаны не столько для того, чтобы зафиксировать происходящие события и отразить реалии эпохи, сколько ради сокрытия истины. Это значит, что историки зачастую вынуждены использовать догадки и воображение, чтобы узнать истину из письменных источников — не меньше, чем при обращении к материалам устной истории, т.н. меморату, мемуаристике и художественной литературе, являющейся зеркалом процессов происходящих в обществе, а также одним из влиятельных факторов формирующих само общественное сознание.

Таким образом, художественная литература, меморат и мемуары выступают в роли полноправных элементов способных помочь в восстановлении целостной картины происходящих событий. Обращение к различного рода источникам создает предпосылки к пониманию мотива — движущей силы происходящих событий и рефлексии на них.
Психолог Deborah Tannen предупреждает: «обобщение при выделении подобных элементов уводит в тень различия». В связи с эти уместен вопрос: являлись ли евреи Украины к началу 20-х гг. некоей единой группой придерживающейся сходной модели поведения?2

Существует теория, утверждающая, что среди евреев - ашкеназов можно выделить две группы восточников и западников, отличающихся друг от друга коренным образом. Эту теорию в своих работах развивают российский историк А.Дугин, близкий к российским «патриотическим» кругам, а также израильские историки М. Альтшуллер, М. Агурский и Я. Бромберг.
Одна группа хасидско — традиционалистской ориентации. Для нее характерны мистицизм, жертвенность, глубокое презрение к материальной стороне жизни. Секуляризируясь этот тип давал пламенных революционеров-марксиситов. Эту группу Бромберг назвал как еврейское «восточничество».

Совершенно иной тип «еврейское западничество» - это рационалист, буржуа, прохладно относящийся к религии, но напротив погруженный в стихию алчности, личного накопления, рационализации хозяйственной деятельности. В иудаизме это талмудисты.

А.Дугин, определяя отношения между восточниками и западниками, пишет: «в определенных критических ситуациях /они, прим. автора/ демонстрируют не только различие, но и фундаментальную враждебность»3

Принимая во внимание эту теорию и основываясь на ней, автор считает, что веские есть основания предположить, что существует некая третья, срединная группа, являющаяся связующим звеном между восточниками и западниками.4
5 Возможно, именно об этой срединной группе упоминал русский писатель Николай Лесков: «философы и гуманисты, прославившиеся благородством идеи... благочестием своей жизни, полной труда и лишений».6

В данном случае необходимо выделить группу факторов, которые определили формирование особенностей каждой локальной общины:

1. Певый фактор — уровень само-замкнутости.

В лекции «Этические аспекты осмысления Холокоста», прочитанной в центре «Ткума» (Днепропетровск) 21-22 сентября 2004 года известный философ В.А. Малахов отметил: «Многие исследователи, изучая жизнь еврейских общин, отмечают тенденцию к само-замкнутости во имя самосохранения, что, увы, помешало выжить им в экстремальных условиях Холокоста».

Этот тезис находит подтверждение в мемуарах Абрахама Гетмана, человека, пережившего Холокост, он пишет, описывая взаимоотношения между евреями и поляками в местечке Любомль: «ценой религиозного самосохранения было невежество».7

Можно сделать предположение, что уровень само-замкнутости еврейских общин прямо пропорционален уровню антисемитизма. В начале 1925 года евсекция при Подольском губкоме КП(б)У направила в адрес бюро этого губкома документ под названием: «Об усилении сионизма как ответной реакции еврейского населения на притеснения со стороны местного населения и советско-партийного аппарата»{{В.Гусев, Со страшной быстротой растут активные силы сионистов из еврейских масс...//Вестник еврейского университета в Москве.-1997.-1(14)}} само название этого документа говорит о консолидации еврейского населения на основе национальной идеи (в данном случае сионизма) в связи с усилением антисемитизма.

Как иллюстрация переломного момента между традиционной и новой моделью поведения интересен следующий факт, вышедший из-под спуда лет благодаря материалам устной истории 1930-е гг. Днепропетровская область, Сталиндорфский (еврейский земледельческий) район. Активный комсомолец Лев Рабинович, получил задание довести в районное управление НКВД раскулаченного Хаима Палкина. Но вместо этого он вывел его за село и сказал: «уходи, и никогда не появляйся в этих местах». В этом случае Лев Рабинович отдал предпочтение еврейской солидарности долгу комсомольца.8

2. Итак, второй фактор, уровень антисемитизма

3. Третий фактор в значительной степени, связанный с предыдущими, — уровень аккультурации т.е. процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. В связи с разным уровнем аккультурации определенные элементы допустимые в модели поведения еврея из одного региона поведения, которые были невозможны для другого. Не зря существовала еврейская поговорка: «за десть верст до Одессы начинается ад».9

4. Четвертым фактором является степень соотнесения себя с еврейской традицией, потому Талмуд представляет читателю ситуацию и описывает модели поведения приемлемую в данном случае.
Материалы устной истории дают нам возможность ознакомиться с основными, на взгляд автора, тенденциями в формировании модели евреев Украины в религиозной сфере в начале ХХ века: Эпизод первый, село Сабатиновка, Херсонская губерния. «Отец был «а фрейме ид». Когда мать родила мертвых близнецов, отец положил их мешок и понес за семь верст в Саврань, чтобы похоронить их на еврейском кладбище»10

Эпизод второй, Екатеринославская губерния. «Мой отец был крупчатником. Его приглашали работать на разные мельницы. Когда хозяевами мельниц были евреи, то он не работал по субботам, а когда хозяевами были немцы работал и в субботу.»11

Эпизод третий. Местечко Ворошиловка, Подольская губерния, 20-е гг. «мой приемный отец был далек от синагоги, но субботний обед не начинался, если в доме не было двух бедных евреев из синагоги. Первая тарелка супа всегда была для них.»12

Эпизод червертый. Екатеринослав. «мы не знали ничего о еврейских традициях.»13

Примечательный момент борьбы этих тенденций уже в советское время описан в рассказе Исаака Бабеля «Карл - Янкель», имеющий под собой документальную основу. Позволю себе напомнить интригу рассказа. Судят рыжего моhеля Нафтулу Герчика за то, что он совершил обряд обрезания над младенцем (действие происходит в Одессе в начале 20-х годов). В странном имени-гибриде младенца, виновника разразившегося скандала, - Карл-Янкель, причудливо сплелись непреклонная воля отца, кандидата в партию Овсея Белоцерковского, желающего засвидетельствовать в своем наследнике преклонение перед именем Карла Маркса, и тайное желание матери, Поли Брутман, называющей ребенка Янкелем, как видно, не без вмешательства Овсеевой тещи Брани Брутман. Она-то, зловредная и старорежимная теща, не ощущающая совершенно дыхания новой жизни, "воспользовавшись тем, что Овсей был в командировке, а Поля ушла в больницу лечиться от грудницы (как выяснится на суде, никакой больницы не было, и дочка тоже "припутана" к этой истории), старуха похитила новорожденного внука, отнесла его к Нафтуле Герчику, и там в присутствии десяти развалин, десяти древних и нищих стариков, завсегдатаев хасидской синагоги, над младенцем был совершен обряд обрезания". За это Овсей и подает на тещу в суд.

Интересен тот факт, что рассказ основан на реальных событиях, произошедших в июне 1924 года, когда суд собрался, дабы рассмотреть дело №758 ответчика Балаца Моисея Израилева, безработного, на Бирже труда зарегистрированного, под судом не состоявшего, а также обвиняемой Гершкович Симы Абрамовны, домохозяйки, по обвинению в том, что в марте месяце 1924 года они самоуправно совершили обряд обрезания над ребенком своих родственников.14

Принимая во внимание все вышеперечисленные факторы можно предположить, что активисты евсекции пытались не просто сформировать новую «советско-еврейскую» модель поведения, но произвести замену одной цивилизационной модели другой.


1Tannen, preface to You Just Don.T Understand (Morrow, 1990), p.16
2Deborah Tannen, preface to You Just Don.T Understand (Morrow, 1990), p.16
3Дугин А. Евреи и Евразия// Завтра.- 1997.-№47
4Вишевник Б. К вопросу о бинарной этноструктуре евреев -ашкеназов// Запорожские еврейские чтения.- 1998.- С.28
4Вишевник Б. К вопросу о бинарной этноструктуре евреев -ашкеназов// Запорожские еврейские чтения.- 1998.- С.28
6Лесков Н.С.еврей в России.-М., 1992,С.18
7Abraham Getman, Borders of hope (NY, 2000), p.22
8личный архив автора, интервью с Адой Рабинович
9Циперштейн С.Евреи Одессы: история культуры.1881-1994. - Москва — Иерусалим,
1995.-С.
10архив центра «Ткума», интервью с Геней Шахнович
11архив центра «Ткума», интервью с Анной Перли
12архив центра «Ткума», интервью с Диной Линшиц
13архив центра «Ткума», интервью с Адой Почтман
14Ф. Зинько, История одного обрезания Всемирные одесские новости № 1 (31) 1997

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > События > Одесса и еврейская цивилизация - 3 > 3-я Международная научная конференция «Одесса и еврейская цивилизация» > Трансформация модели поведения еврейского населения Украины в 20-30-тые гг. XX века
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 08:50:08
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia