БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > События > Одесса и еврейская цивилизация - 6 > Николаевская поэзия в контексте «нового сознания» (на примере участника литературно-творческой группы «Октябрь» Якова Цейтлина)
Одесса и еврейская цивилизация - 6

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

События :: Одесса и еврейская цивилизация - 6
Николаевская поэзия в контексте «нового сознания» (на примере участника литературно-творческой группы «Октябрь» Якова Цейтлина)
Сарафонова А.В.

Стремительная смена приоритетов постреволюционного времени подчиняет себе все сферы общественной и культурной жизни страны. Наиболее четко заметны перемены ценностей в области духовной культуры и активно «прокламируются» они в строках и строфах несметного множества «новых» писателей и поэтов. Наравне с признанными молодые таланты также отдавали дань времени.

И как не думать,
Если вот –
Десятый раз листву ссыпая,
Пылает осень, догорая,
С тех пор, как дрогнул,
громыхая,
Семнадцатый громовый год?..
«Октябрьское раздумье», Я. Цейтлин

«Рожденная на крутом повороте истории, в огне революции, советская литература открыла новый этап в развитии художественной культуры человечества. Ее международное значение и авторитет определяются тем, что она отразила всемирно-исторический опыт революционного преобразования общества, борьбу за социализм, всегда несла людям высокие идеи коммунизма, свободы, мира и прогресса. Советская литература, проникнутая революционно-гуманистическим, созидательным пафосом, верой в безграничные возможности человека, противостоит упадочному буржуазному искусству».

В июле 1924 года в Николаеве под руководством известного революционного поэта Якова Городского (Блюмкина) было создано литературно-творческое объединение «Октябрь». В его состав вошли как начинающие, так и опытные поэты, примкнувшие к платформе, прозаики и критики – Я.Цейтлин, А.Пульсон, А.Бунцельман, Е.Кирсанов, Д.Косменко, П.Диброва, И.Штромвассер и др. Эстетические воззрения творческой молодежи прививали заезжие знаменитости, присутствовавшие на заседаниях. Большое влияние на формирование поэтических взглядов оказал приезд в Николаев летом 1923 года Эдуарда Багрицкого к другу, редактору газеты «Красный Николаев» Якову Бельскому («Приехал в папахе и бурке, очень любит птиц, обращается к ним по-птичьи» - так сей же час откликнулись в местной прессе на данное событие). Именно Багрицкий, недолго проработав редактором, способствовал публикации первых стихотворений будущих участников «Октября».

Деятельность литобъединения «Октябрь» заключалась в проведении творческих вечеров на рабфаках и в клубах, (за первый год существования – 37 вечеров), издании альманаха, ну а определить ее можно было положением резолюции ХІІІ съезда ВКП(б) : «Основная работа партии в области художественной литературы должна ориентироваться на творчество рабочих и крестьян, становящихся рабочими и крестьянскими писателями в процессе культурного подъема широких масс Советского Союза. Им – материальная помощь, выдвижение и прочие льготы». Для успешного старта необходимо было соответствовать требованиям «жанра» рабоче-крестьянского творчества.

Одним из таких талантов, «порожденных революцией», стал Яков Евсеевич Цейтлин (1909-1977гг.), уроженец города Белая Церковь. Детство и юность провел в Николаеве, с 1925 года работал наборщиком в городской типографии, с этого же времени начал активно публиковаться. В 1930 году по первой мобилизации уехал в село ответственным секретарем газеты «Коллективист Очаковщины»., затем переехал в Москву, став корреспондентом газет «Комсомольская правда», «Известия». В годы Великой Отечественной войны служил военным корреспондентом газеты «Правда». В истории вошел как последний адресат Сергея Есенина.

Автор романов «Птицы поют на рассвете», «Гром над Синь-Озерами», повести «Человек из Гренады», нескольких сборников поэзии. Впервые проявил себя в составе объединения «Октябрь», став одним из ее первых участников.

В поэтическом творчестве рассматривал боевые, политические и трудовые темы.

- Эх, у каждого есть своя радость.
Есть у каждого грусти туман.
Ничего, ничего мне не надо –
Только батькин сердитый наган!..
(«Комсомольские напевы»)

В аннотации к первой публикации стихотворения Я.Цейтлина «Комсомольские напевы» в журнале «Бурав» Яков Городской пишет : «Еще рано говорить о творчестве этого подростка, как о чем-то полностью выявленном. Он еще нуждается в учебе и поддержке, но уже и сейчас кое-какие хорошие данные у Цейтлина есть. В его стихах – боевые мотивы, любовь к комсомольской среде, тяга к нешаблонным рифмам и размеру. К этому еще надо прибавить острую поэтическую наблюдательность автора. Все его стихи потому и представляют ряд картинок из жизни то улицы, то комсомольцев. Порой эти картинки еще не взяты в рамку единой мысли, но это придет с опытом.

Пока же не беда, что Яков Цейтлин испытывает сильное влияние лучших комсомольских поэтов (Безыменский, Жаров и др.).

«Бурав» же, таким образом, помещает «Комсомольские напевы» не как образец вполне выдержанного поэтического мастерства, а как первый шаг молодого автора, пускающегося в длинный путь учебы…»

Поэзию Цейтлина отличает резкая категоричность во взглядах и суждениях. И, в первую очередь, это касается вопросов религии.

«Заржавленный рэбэ»
Заржавленный маленький рэбэ
И ветхий забытый молитвенник.
Помнится – низенький хедер
И столик, бумагой облипленный.
Я – безбожный мальчишка-озорник
Ненавидел, хулил синагогу.
Когда рэбэ рвал уши, спокойно
Я молился проклятьями богу.
Я хотел наглеца-старикашку
Что сидит в облаках и не журиться,
Общипать и помять, как бумажку,
Околпачить и бросить на улицу.
Я хотел стукануть, сбить сопатку,
Не хотел я молиться боженьке.
И не раз я слезился украдкой,
Видя звенящее солнышко.

Критерием подхода к проблеме организации литературной жизни 20-х годов было положение резолюции ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 : «…как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте».

На примере Якова Цейтлина (впоследствии, псевдоним – Яков Цветов) прослеживается губительное влияние революционных идей на неокрепшее сознание молодого поколения, радостно отозвавшегося на призыв отказаться от «устаревших» принципов и ценностных ориентиров и ставших под знамя «новой жизни, нового сознания, нового человека».

Источники:

1. Журнал «Бурав» - Николаев, 1924-1925.
2. Я.Цейтлин «Жажда» (сборник поэзии) – Николаев, 1928.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > События > Одесса и еврейская цивилизация - 6 > Николаевская поэзия в контексте «нового сознания» (на примере участника литературно-творческой группы «Октябрь» Якова Цейтлина)
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 02:13:01
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia