БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Методический центр > Методические пособия > Семейный лагерь > Тяжело в учении... чуть полегче в лагере
Оглавление

Тяжело в учении... чуть полегче в лагере

Кадры решают все! Но их сначала надо закадрить. Для того чтобы сказку сделать былью, необходимо тщательно подготовить все чудеса и природные явления. Потребуется время на подготовку программы, подбор литературы и инвентаря. «Лагерная» команда должна все испробовать на себе и проработать все тривиальные и пиковые ситуации. Как правило, трудно сохранить состав команды из года в год. Кроме того, необходимо «взращивать» новые кадры. Поэтому семинар по проведению семейных лагерей — дело семейное, тонкое и жизненно важное. Поэтому мы практикуем трехдневный подготовительный семинар для всей команды. Программа семинара завязана, как на работу со всей командой, так и на проработку по звеньям: могут у людей быть свои маленькие профессиональные секреты и по-классовые интересы. Но песни, танцы и уроки — всем (нечего отсиживаться — каждый должен быть в курсе!) Итак за три дня до заезда команда выезжает на местность. Теперь можно вс? «потрогать руками», утрясти неувязки, при необходимости что-то перепланировать и довезти необходимый инвентарь.

а. Начни с себя

Как уже вскользь упоминалось, семейный лагерь, а особенно еврейский, — сложная психологическая система, подверженная различным течениям, спадам и подъемам. Коллектив, участвующий в семинаре также представляет собой мини-модель лагерного организма. И уж если мы беремся ломать стереотипы, изменять представление людей о себе и своих возможностях, то — «Врачу: исцелись сам». Для организаторов семинара важно понимать, какого рода группа собралась в данном конкретном случае. Каков опыт администрации и участников, насколько хорошо они знакомы и сработаны друг с другом, каков уровень их подготовленности. В зависимости от имеющегося «материала» нужно строить первый мадрихтайм на знакомство: что именно о себе и о своих коллегах должны они узнать в результате. Иногда, если администрация или кто-то из мадрихов сильно занесся в облака ввиду своей компетенции или возраста, полезно провести игру, снимающую этот перехлест, выводящую на уровень детских эмоций и отношений. Конечно, много ожидать от этой первой игры не приходится. Но, если вдумчиво обработать результаты, то последующие игры можно строить уже на отслеженном материале. Поэтому очень хорошо заснять весь процесс на видеокамеру и потом тихонечко без суеты разобраться, что есть что.

б. Как мы это себе представляем

Каждому из участников семинара предлагается высказать, что он ожидает от самого семинара и что от лагеря. Ответы удобно записать в две графы на доске или большом подвесном блокноте. Вот результаты одного из таких опросов:

Лагерь Семинар
  • Знания
  • Общение
  • Еврейский коллектив
  • Взаимоотдача
  • Больше еврейства
  • Сплоченность педагогического коллектива
  • Привлечение новых людей
  • Появление новой традиции
  • Перспектива в последующей работе
  • Сплочение семей
  • Раскрытие нового в детях и родителях
  • Общение с коллегами
  • План действий в лагере
  • Навыки работы с группой
  • Методика преподавания традиции и истории
  • Знания и обмен опытом
  • Роль мадриха
  • Систематизация знаний
  • Новые идеи и формы работы
  • Информация по еврейской традиции

Из такого списка организаторы семинара могут узнать о чаяниях и слабых местах «пациента» и в зависимости от этого скорректировать программу работы. Ибо, как говорил кто-то из очень великих, программа семинара — «не догма, а руководство к действию».

в. Футбол

Как говорят в Одессе, нет смысла агитировать за пользу ролевых игр, результаты говорят сами за себя. Ну что, мальчики-девочки, вспомним детство, поиграем, например, в футбол? Правда, из уважения к весу и сединам некоторых, модифицируем эту игру под сидячую. Но мячик все же присутствует, потому что тактильное раздражение — это штука: получая в руки конкретный предмет, человек начинает мыслить конкретно и быстрее принимает решения. Игра эта очень полезна для здоровья команды, как говорят, то, что доктор прописал. Она помогает каждому уяснить свое место и обязанности. Зачастую случается, что кто-то тянет одеяло на себя. Жадные руководители не хотят поделиться работой со своими коллегами, и тянут весь воз сами. Неопытные мадрихи ждут указаний и даже иногда позволяют себе расслабиться и отдохнуть. Все это не из-за нерадивости (потому как равнодушных не держим), а от непонимания текущего момента. Иногда один мадрих сильнее и опытнее другого, и второй «отдыхает». Поэтому мы уделяем такое внимание расстановке сил. Итак, полузащита — мадрихи, они сидят своей компанией. Далее — защитники — завуч и администратор, у них места поближе к воротам. И самое сердце — вратарь — наш «драгоценный» директор, беспокоить коего лишь в неотлагательных случаях. Дергать директора нежелательно потому, что на нем и так висит множество проблем. Но, все-таки желательно и на него водрузить какой-нибудь предмет для преподавания, чтобы не дрых, был в команде и имел непосредственную возможность общаться с участниками лагеря не только в неформальной обстановке. Итак, футбол... У каждого своя функция, но любой из нас может столкнуться с разными проблемами. Тот, кто получает мяч, — получает проблему (в данном случае заданный вопрос). Он либо решает ее, либо передает пас тому, в чьей компетенции ее решать. Директор-вратарь говорит, согласен ли он с принятым решением, и имел ли право данный кадр на принятие его. Директор также контролирует ситуацию и в случае необходимости забирает мяч и отдает пас тому, кому считает нужным, либо решает проблему сам. Время — минута. Ответ после свистка. Вот приблизительный перечень проблем, которые могут «футболиться» в этой игре: 1. Поломка автобуса в пути, а с собой нет телефона. 2. Ребенок, определенный в одну группу, подходящую ему по возрасту, хочет перейти в старшую группу. 3. Подготовка к представлению отрядов. Одна из мам написала песню. А у нее, как на грех нет ни голоса, ни слуха. Но по ее мнению эту песню должна исполнять только она. 4. Несколько родителей не хотят подчиняться распорядку лагеря. 5. Два мадриха одного отряда совершенно по-разному видят работу. 6. Родители боятся оставить малыша во время тихого часа и уйти на занятие. 7. Одна из мам хочет, чтобы ее муж приехал к ней отдохнуть в лагере со своим питанием. 8. Большинство родителей решили пойти ночью на дискотеку на соседнюю базу. 9. Все мадрихи решили ночью пойти к морю купаться и встретить рассвет. Вариантов может быть много. Ну, что ж, футбольте, господа. А мы все заснимем на камеру, затем многократно прокрутим, обсосем и выберем пикантные кусочки. Ах, как это все интересно! Видны проблемы команды, трудности каждого в отдельности и недоработки организаторов семинара. А иногда попадаются неожиданные удачные решения. На разборе полетов мы с вами просмотрим и обсудим и взлеты, и падения. Но, осторожней: некоторые проблемы этичнее обсуждать тет-а-тет. И все-таки, классная игра — футбол! Очень показательная. Рекомендуем.

г. Танцуем и поем

Участники в лагере, к вашему сведению, будут петь и танцевать. Более того, это будут еврейские песни и танцы. Так что извольте, господа мадрихи, пройти курс молодого бойца — и по музыке и по танцам (естественно, еврейским). На уроках в лагере, конечно же, будут преподаватели-специалисты (кстати, и им бы неплохо продумать и подготовить репертуарчик). А вот вечером, так сказать на танцплощадке... Тут уж вам, граждане мадрихи, придется поучаствовать, личным примером. Поэтому, давайте прямо здесь, на семинаре, начнем выдавливать из себя слона на ухе, гуся на льду, а главное — раба. Получите от этого удовольствие! И в самом деле, здорово, когда народ от мала до велика ведет круговые танцы! А, если еще и под собственное пение, да на еврейском языке!!!

д. «И тебя вылечат»

Все мы, даже обладающие «комплексом полноценности», в той или иной степени нуждаемся в помощи психолога. Особенно это актуально для тех, кто собирается работать с людьми, да еще и «открывать» их (это вам не консервные банки, потому и «ключики» должны быть с секретом). Задачи психолога на семинаре многоплановы. Во-первых, необходимо, чтобы психолог присутствовал на всех ключевых занятиях и наблюдал процессы, происходящие в команде. В зависимости от увиденного, психолог ставит диагноз и прописывает курс лечения. Это может быть групповой тренинг на исправление замеченных «недоработок» команды, или индивидуальный подход к тому, кто каким-то образом не вписывается. Иногда (к счастью, редко) заключение психолога может быть летальным, т.е. клиент безнадежен и данный вид деятельности ему противопоказан. Второй аспект присутствия психолога на семинаре — лекции по семейной, индивидуальной и групповой психологии, которые помогут работникам лагеря лучше понимать процессы лагерной жизни и управлять ими. Но все это лишь при одном условии — соответствие психолога: его умение четко осознавать обстановочку, мягко корректировать и не давить ни коим образом. Так что, если вам повезет с классным психологом, считайте, вы в дамках.

е. Итоги

Итак, семинар подошел к концу, и мы можем обозреть дело рук своих. Этот душещипательный момент, может быть, даже важнее для устроителей, чем для участников. Так же, как и в начале семинара, выписываем в две графы мнения участников. Только теперь просим их высказать все pro и contra. Вот некоторые итоги одного из наших семинаров:

+
  • Понимание цели лагеря
  • Оправдались ожидания от команды
  • Модель лагеря
  • Профессионализм
  • Больше еврейства
  • Хочу и могу...
  • Знаю, что мы — команда
  • Лекции по традиции, символике, литературе и пр.
  • Большое количество информации и трудности восприятия
  • Нехватка практических занятий
  • Практические занятия после обеда


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Методический центр > Методические пособия > Семейный лагерь > Тяжело в учении... чуть полегче в лагере
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 07:42:05
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет