Мадрих потому и мадрих, а не вожатый, что имеет какое-то отношение к еврейству. Зачем существуют еврейские организации? Почему мы собираем только евреев, а не всех подряд? Зачем нужно отделять евреев от всего прогрессивного человечества? Зачем учить евреев еврейской традиции?
Существует особый, еврейский взгляд на вещи и события. Кроме нас никто не будет заниматься сохранением еврейской традиции. Евреи не занимаются миссионерством и опровержением чужих взглядов по собственной инициативе.
Давать знания об еврействе — основная задача, даже если вы занимаетесь агитацией для репатриации в Израиль.
Говорить о свободе выбора можно только, если знаешь, из чего выбираешь.
Мадрих является часто источником знаний об еврействе для ученика. Он является «образцом еврея». Поведение и слова мадриха должны соответствовать друг другу. Надо ограничить восприятие мадриха как идеального еврея, знать и показать, на каком уровне ты находишься и к чему стремишься, но пока не достиг. То же самое надо сделать для ученика, показать, что соблюдение заповедей — это не состояние, а процесс постоянного самосовершенствования, чтобы традиция не воспринималась как неприступная скала. Надо поддерживать в ученике радостное чувство по поводу выполнения каждой заповеди.
Еврейство не музейный экспонат. Еврейская жизнь существует здесь и сейчас, и жизнь по законам Торы не является чем-то экстраординарным. Надо это демонстрировать. Высказываясь по какому-нибудь важному вопросу (не о том, куда поставить скамейку), надо упомянуть и мнение Торы по этому поводу. То же самое при разрешении конфликтов.
Должно быть уважительное отношение к соблюдению еврейской традиции, даже если сам не соблюдаешь. Пресекать оскорбительные высказывания о соблюдающих внутри группы и за ее пределами. Не нарушать заповеди публично и требовать этого от группы.
Относиться к Закону серьезно. Не прибавлять и не убавлять от заповедей. Не допускать, чтобы модельные шаббаты, сейдеры и хупы нарушали Закон, хотя бывают разные уровни соблюдения.
Еврейская традиция огромна и разнообразна. Могут быть разные, но в то же время верные мнения, хотя есть основные и неизменные вещи. Никто не претендует на абсолютную истину и всезнание.
Знание должно быть внутренне согласованным. Нельзя вырывать куски из разных традиций. Не ставить критерием свой собственный разум и понимание — опираться на авторитетов. Показать, что не бывает произвольных толкований Торы и взятых с потолка законов.
Разговаривать простым и ясным языком. Не использовать церковнославянский и «высокий штиль». Использовать слова из иврита, если русские неправильно передают смысл. Использовать еврейские варианты произнесения имен. Общий принцип: не «приближать» Тору к евреям. Не использовать искаженные тексты и толкования «для начинающих».
Уметь читать книгу, которой пользуешься. Всегда следить, откуда взята информация и кто автор.
Не использовать христианские дилеммы: духовное — святое и материальное — греховное, религиозные верования и научное знание, церковное («синагогальное») и светское. Никакого примата веры над действием.
В любом мероприятии должно быть еврейское звено, иначе никто не будет видеть разницы между ним и похожими нееврейскими и миссионерскими мероприятиями.
Надо сделать так, чтобы каждый смог впоследствии развивать свои знания в еврейской традиции и передавать их дальше. Поэтому каждый должен быть способен стать примером для евреев, не знающих ничего об еврействе.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.