В еврейском музее Одессы открылась выставка «Дина Фрумина: ученик, Учитель».
Каким чудом возник потрясающий одесский авангард 1960-х – 1970-х годов? Его называют андерграундом, искусством подполья, «квартирным» искусством («апт-арт»). В это время на территории Украины только в Одессе существовали не просто разрозненные одиночки, а настоящее движение и школа неофициального, «другого» искусства, бескомпромиссно противостоящего догмам «социалистического реализма».
Значительным (хотя и не бросающимся в глаза) фактором возникновения этого феномена было подспудное влияние нескольких поколений удивительных педагогов.
Дина Михайловна Фрумина была одним из таких Учителей.
Живительным родником, питающим ростки нового и молодого. Передающим те ценности, которые казалось бы окончательно уничтожены, растоптаны, развеяны по ветру. И дело тут не только в мастерстве. Мастерство – следствие главного: честного и ответственного отношения к творчеству, к своему таланту, к людям.
В своих воспоминаниях Д. Фрумина откровенно признается, что она, по молодости лет, многое не понимала из того, что говорили ее учителя М. Гершенфельд и Т. Фраерман. Герои первой волны одесского авангарда, бывшие «Независимые», которых в советские годы теснили и презирали «успешные» Л. Мучник и его ученики. Конечно, талантливый продолжатель южнорусской школы П. Волокидин был ей понятнее и, возможно, ближе. Но есть нечто более важное, чем «теории нового искусства». И это - самое главное - Дина Фрумина не просто понимала и воспринимала, но сделала своим жизненным кредо.
Округлые, гладкие слова, которые принято говорить на мемориальных выставках, неуместны в этом случае. Поступать так значит изменять тем принципам, которых придерживалась и утверждала Фрумина.
Просматривая сайты с написанными мною анонсами к выставке, я с ужасом обнаружил приписку, в которой Дину Михайловну Фрумину назвали «художницей». Художник Д. Фрумина не выносила это слово. Так же, как А. Ахматова не выносила слово «поэтесса».
Уважаемые г-да журналисты! Пожалуйста, будьте осторожны со специальными терминами. Такие учителя Фруминой, как Т. Фраерман, М. Гершенфельд и классик украинского модерна М. Жук жизни клали на упорное, полуподпольное отстаивание своих принципов в противостоянии с эпигонами ТЮРХа!
И отношения самой Фруминой со многими из ее учеников были далеко не сахарными. И расходились, и не воспринимали, бывало на время, а бывало - и навсегда. Но оставался главный урок Учителя: искусство это не забава и не товар, а служение истине и красоте. Огромная заслуга Дины Фруминой и в том, что она с уважением относилась к искренним поискам и стремлению к художественной правде даже в тех случаях, когда сама не разделяла пристрастий к тому или иному направлению.
На нашей выставке представлены работы Д. Фруминой, некоторых из ее учителей (Т. Фраермана, М. Жука, М. Муцельмахера) и ее учеников, представляющих разные поколения, направления и жанры одесского искусства. Конечно, не всех. И в очень небольшом объеме. Эта выставка, скорее, набросок темы, для полного раскрытия которой, пожалуй, не хватит места в самых больших одесских музейных залах.
В нашей экспозиции нет строгого распределения по персональным, временным, стилевым и жанровым «полочкам». Но, тем не менее, мы стремились передать то внутреннее родство, которое объединяет эти работы при всем их разнообразии. Те личностные и художественные ценности, над которыми не властно время.
Мы глубоко признательны галерее «Мост» (Т. Михайличенко) за представленные работы и за инициативу проведения этой выставки в программе юбилейной недели, посвященной памяти Д. Фруминой. Мы также признательны А. Дымчуку («NT-Art gallery»), Т. Максимюку, С. Лущику за экспонаты выставки, которые дополнили ряд экспонатов из фондов, подаренных ранее нашему музею Б. Минкусом, Д. Фруминой, Е. Голубовским, Ф. Кохрихтом и другими.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.
19.03.2009 10:41
А вот как увидел открытие выставки корреспондент "Репортера"