БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Еврейский музей Одессы > Новости > «Немодная» тема
Еврейский музей Одессы
Одесса и еврейская цивилизация

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+26
Интересно, хорошо написано

Мигдаль :: Еврейский музей Одессы
«Немодная» тема

Вот уже третий год Музей истории евреев Одессы отмечает День Катастрофы и героизма европейского еврейства. В первый раз на встрече со школьниками из 94-й школы мы ограничились беседой и демонстрацией фрагментов документального фильма о Катастрофе в Европе.

В прошлом году этот день мы уже отмечали в окружении подлинных документов, фотографий и вещей узников гетто и участников сопротивления на выставке «Катастрофа, сопротивление, победа».

ИзменитьУбрать
(0)

День 25 апреля 2006 года (а точнее, 27 нисана, ведь эта дата родом из израильского календаря) прошел совсем необычно. Этот день оказался как раз посредине между двумя памятными и для узников гетто, и для участников войны датами: 10-м апреля (день освобождения Одессы) и Днем Победы.

ИзменитьУбрать
(0)

Именно к этому сроку мы смогли подготовить презентацию экспонатов «домашнего» музея истории Холокоста в Одессе. Мы получили эти экспонаты из далекого Сан-Франциско, где на протяжении многих лет их собирал и оформлял одессит, ветеран войны Лев Думер (с помощью своей жены Лидии и художника П. Хаита).

ИзменитьУбрать
(0)

Необычным было и то, что презентация повторялась три раза. Так Кира Верховская и Роман Шварцман решили проблему небольшой вместимости наших музейных помещений. В 12:00 и в 13:30 состоялись встречи с членами Ассоциации узников гетто и концлагерей. Нас порадовала боевая и деловая атмосфера этих встреч: участники эмоционально обсуждали конкретные проблемы изучения истории Холокоста в музейной форме. Дмитрий Гутахов, как всегда, энергично высказался в том духе, что профессионально работающий музей уже существует, а значит и нужно передавать нам все материалы для хранения, обработки и представления посетителям. По сути, так и происходит в последние два года, с тех пор, как наш музей начал реализовывать проект «История Холокоста в одесском регионе» (поддержанный со стороны «Клеймс конференс»). Ефим Нильва, отметив, что наш музей все-таки не специализируется на теме Холокоста, а занимается историей одесского еврейства в целом, размышлял о возможности создания одесского Музея Холокоста. Ефим Заславский говорил о конкретном эпизоде одесской трагедии — массовой казни в пороховых складах на Люстдорфской дороге (эта тема неоднократно поднималась в этот день в связи с последней работой Льва Думера, готовящейся к публикации в США и как раз посвященной этим событиям на основе свидетельств четырех чудом уцелевших очевидцев). Илья Кошин с горечью говорил о еще не написанной истории балтского гетто, уникального для одесского региона именно тем, что оно было устроено по европейскому типу, с заметным участием юденрата (узники балтского гетто в основном были уничтожены перед самым освобождением Балты, в 1944 году).

ИзменитьУбрать
(0)

Среди участников состоялась довольно острая дискуссия по поводу сравнительной оценки поведения различных представителей оккупационных властей: немцев, румын, местных жителей различных национальностей, рядовых исполнителей и руководителей разных рангов.

ИзменитьУбрать
(0)

Супруги Надежда Гнатюк (праведница народов мира) и Семен Штаркман преподнесли в дар музею две свои книги: «Боль сквозь годы» и «Дорога смерти».

В три часа дня началась третья презентация, уже известная одесситам по публикациям в газетах «Шомрей Шабос» и «Тиква», телерепортажам в новостях «Арт», «Одессы плюс» и др.

Сценарий этой встречи подготовил руководитель семинара «Захор» («Помни!») Леонид Дусман. Звучало много слов искренней благодарности Льву Думеру за его поистине титанический и подвижнический труд.

ИзменитьУбрать
(0)

Л. Дусман читал стихи двух узников гетто: великого Ицхака Кацнельсона и, тогда еще мальчика, одессита Льва Рожецкого.

ИзменитьУбрать
(0)

Директор Израильского культурного центра Лев Корец подчеркнул, что он приходит на такие мероприятия не «по службе», а по велению сердца. Он еще раз сказал об особой актуальности проблематики Холокоста в наши дни, о важности исторических исследований относительно различного участия в этих событиях нееврейского населения, о развитии проекта «Зал имен» института «Яд ва-Шем», позволяющего виртуально пополнять уже имеющуюся базу данных о жертвах Холокоста и героях сопротивления.

Председатель одесской Ассоциации узников гетто и концлагерей Роман Шварцман напомнил о том, что антисемитизм сегодня поднимает голову повсеместно, в том числе и в Одессе, о чем говорят свастики, появившиеся на памятниках мемориала в Прохоровском сквере 20 апреля этого года.

Василий Щетников, как и положено представителю академической истории, говорил спокойно. Однако «умеренность» тона контрастировала с остротой (в чем-то дискуссионной) его тезисов. Первый — настоящее изучение истории Холокоста только начинается, и по-другому быть не могло, так как эмоциональный накал не позволяет достаточно объективно оценивать историческое прошлое. Для настоящего понимания этих событий необходима временная дистанция. Второй тезис (в чем-то противоречащий первому) — о «немодности» (или «неконъюктурности») почти всего комплекса тем, связанных с историей Великой Отечественной войны.

Понятно, что конъюнктура есть результат «кипения» современных политических страстей. И это значит, что либо время «академической» беспристрастности еще не пришло, либо, что такого времени вообще не бывает.

Ученик В. Щетникова, студент 1-го курса исторического факультета ОНУ Виктор Гринвальд, выбравший тему Холокоста для своей курсовой работы, с нашей точки зрения, подтвердил, что, при всем стремлении к принципам «научности» и «объективности», история не может писаться беспристрастно. Когда Виктору был задан вопрос о мотивации его выбора, он вспомнил об опыте американского историка Р. Иоанида, автора фундаментальных работ по истории Холокоста в Румынии. В свое время ему (как и многим другим исследователям) было отказано в доступе к архивным материалам в Румынии (как и во всех остальных странах «социалистического лагеря»). Именно этот запрет стал дополнительным эмоциональным импульсом к тому, чтобы не останавливаться перед подобными преградами для выяснения истины. Наверное, отсутствие конъюнктуры — менее жесткое ограничение, чем прямой запрет. Но по-настоящему ценные научные труды чаще всего возникают именно как результат преодоления тех или иных ограничений, будь то политическая цензура, сложившиеся стереотипы или банальная «немодность» темы.

И, в заключение, о бесспорно приятном для организаторов мероприятия.

Приятно было услышать милые стихи И. Рядченко об Одессе в прекрасном исполнении Елены Кукловой.

Приятно было видеть участников уже упоминавшегося семинара «Захор», внимательно читающих материалы на стендах Льва Думера.

Приятно было узнать, что конкурсные работы учеников одной из одесских школ, написанные после занятия с Л. Дусманом в нашем музее, были высоко оценены в Киеве.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Еврейский музей Одессы > Новости > «Немодная» тема
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 11:48:57
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов