БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Психология > Израильский опыт коррекционной работы с детьми-аутистами
Разделы

14.12.2001 00:24
balu

Психология
Израильский опыт коррекционной работы с детьми-аутистами
Елена Орнес

В этой статье Елена Орнес рассказывает об израильском опыте лечения аутизма — тяжелого психического расстройства у детей.

Проблема детского аутизма изучается в различных странах Европы, США, а так же Израиля. За последние десятилетия она становится все более актуальной. История аутизма насчитывает несколько десятков лет - еще 60 лет тому назад Л. Каннер вывел ранний детский аутизм (Р.Д.А.) как отдельный клинический синдром.

На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью центральной нервной системой ребенка.

Основными признаками аутизма являются:

- трудности коммуникаций;

- нарушение развития речи;

- стереотипность поведения;

- побочные реакции на сенсорные раздражители;

- нарушение социального взаимодействия.

С целью решения вышеуказанных, а также некоторых других отклонений, в Израиле была создана среднеобразовательная школа "Офер" для детей аутистов. "Офер" была основана в 1988 году и названа в честь мальчика-аутиста трагически погибшего вследствие семейного конфликта. Эта школа находится на севере страны и является единственной в этом регионе. Сотрудники школы "Офер" основной своей задачей ставят преодоление социальной дезадаптации детей с аутизмом.

Ежегодно в каждом детском саду Израиля все дети проходят специальную психологическую диагностику, которую проводит комиссия в составе психолога, психиатра, педагога и социальных работников. В случае установления каких-либо психических отклонений у детей, их распределяют во вспомогательные школы. Таким образом, при выявлении у ребенка симптомов раннего детского аутизма, его направляют учиться в школу для детей-аутистов. Для севера Израиля - школа "Офер".

Работа в школе строится по определенному графику, так как постоянное расписание в жизни ребенка-аутиста является важнейшим условием стабильности его поведения. Каждый рабочий день в "Офер" начинается с того, что небольшие школьные автобусы собирают в определенное время детей по микрорайонам севера Израиля и отвозят их в школу. В школе дети распределены в классах по возрастному принципу - по следующим возрастам: 7-9, 10-12, 13-15 лет, 16-21 год. Каждый класс, к которому прикреплены два педагога с психологическим образованием и охранник, состоит из 5-6 человек, не более.

Образовательный процесс в школе начинается с того, что дети с помощью педагога составляют распорядок дня. Это происходит следующим образом: под руководством педагога ребенок выбирает карточки с липучками, на которых изображены определенные предметы или действия, и выкладывает их на доске-коврике в определенной последовательности - сверху вниз. Например, если у ребенка первой на доске лежит карточка, где изображено, что ребенок кушает, это означает, что первое у него в расписании - завтрак. Таким образом, выкладывая карточку за карточкой, дети вместе с преподавателем составляют распорядок дня, в который могут входить следующие занятия: музыка, труд, изобразительное искусство, физкультура, развитие речи, навыков письма и другое. Обязательным в ежедневном расписании являются завтрак, обед, прогулки, поездка в супермаркет.

На занятиях музыки сначала детям раздают бубны, погремушки, трещотки, затем включают видеокассету, на которой записано, как дети играют на таких же музыкальных инструментах. Задача детей состоит в том, что они в определенном месте видеокассеты должны создать заданный звук. Уроки труда включают в себя нанизывание бусинок на ниточку, переплетение веревочек, сшивание подушечек, конечно, с помощью педагогов. На уроках изобразительной деятельности дети, в основном, раскрашивают красками ткань. На занятиях физкультуры, по окончании комплекса физупражнений, дети могут лазать по шведской стенке, кататься на большой подвесной качели, а также сидеть или лежать на больших вибрирующих шарах. Занятия по развитию речи проходят индивидуально с каждым ребенком по американской методике REKS (в переводе: общение и обмен информацией для неговорящих), где педагог учит детей пользоваться такими же карточками, как при составлении расписания. На прогулках детей всей школы объединяют в две большие группы по возрастам: 7-15 лет и 16-21 лет. Для этих групп созданы две отдельные закрытые игровые площадки. Посещение супермаркета - это необходимая школьная дисциплина для привития навыка в случае необходимости самостоятельно купить промышленные товары или продукты питания, а так же адаптации детей к большому скоплению народа в торговых точках.

После выполнения очередного задания распорядка дня, дети снимают с доски карточку и приступают к следующему по расписанию занятию.

В конце дня дежурный по классу под руководством педагога раздает детям тетради с домашним заданием, и к 6-7 часа вечера их отвозят домой. Обычно в домашнее задание входит назначенный педагогом набор действий, который ребенку необходимо выполнить дома.

Один раз в неделю дети в сопровождении педагога и охраны ездят на развлекательные мероприятия (экскурсии, дискотеки, театрализованные представления).

Также в школе есть комната релаксации. Это небольшая комната, которая внутри полностью обтянута белой кожей, с мягким полом, водяной кроватью, нагревающимся пуфиком и специальной системой релаксации, которая включает в себя свето-, аромо- и музыкотерапию. Комнату релаксации могут посещать не только дети, но и педагоги после напряженного рабочего дня.

Каждый год школа проводит психологическую диагностику детей с целью выявления изменений в психическом состоянии ребенка. По результатам диагностики комиссия (психолог, педагог, психиатр, социальные работники) решает оставить ребенка в школе "Офер" для продолжения реабилитации или перевести его в нормальную общеобразовательную школу.

Когда детям исполняется 21 год, в зависимости от их состояния по решению комиссии, детей переводят либо в специализированный интернат, либо в мишпахтон. В специализированный интернат направляются дети с глубокой степенью аутизма, которые в реабилитационной школе не достигли никаких результатов и не могут обслужить себя сами, а нуждаются в постоянной помощи посторонних. Мишпахтон (в переводе с иврита "семейный дом") - это учреждение, где дети живут небольшими группами (4-5 человек). Эти группы называются семьями. Каждая семья выбирает себе старшего или лидера. Все семьи мишпахтона ходя на работу, которая, в основном, представляет собой упаковывание готовых продуктов.

Опыт Израильских коллег-психологов мы изучаем с целью применения лучшего из него для детей с аутизмом в Украине.

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

  Отправить ссылку друзьям

Главная > Психология > Израильский опыт коррекционной работы с детьми-аутистами
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-04-22 02:54:53
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl