БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №101 > Частотный дождь
В номере №101

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+4
Интересно, хорошо написано

Частотный дождь
Анна МИСЮК

Почти в каждой стране есть свой первооткрыватель радио. В России, например, А. Попов, чье имя носит одесский институт (он же Академия связи). Впрочем, чемпионом признан итальянец Маркони. Да, ладно, не его имя повторяет ежечасно мир, осуществляя повсеместное и круглосуточное радиовещание и радиослушание. Для вещания и слушания не нужно знание истории радио и физического смысла электромагнитного излучения, а нужно лишь знать название станции и частоту колебаний, на которой она вещает. Частота измеряется в герцах. Что есть герц? – Единица частоты. А почему она так называется?

ИзменитьУбрать
(0)

Герц Генрих Рудольф (1857-1894) – немецкий физик, один из основателей электродинамики. Отец – еврей, принявший христианство, мать – немка. Профессор Выс­шей технической школы в Карлсруэ, профессор Боннского университета. В 1886-89 гг. экспериментально доказал существование электромагнитных волн и установил тождественность их основных свойств со свойствами световых волн, обнаружил (1890) полную взаимосвязь между электрическими и магнитными явлениями. Работы Герца по электродинамике обеспечили возникновение бес­про­во­лоч­ной телеграфии, радиосвязи, телевидения, радиолокации и т. д. В 1886-87 гг. Герц впервые наблюдал и описал внешний фотоэффект. В книге «Принципы механики» (1894) дал вывод общих теорем механики и ее математического аппарата, исходя из единого принципа, названного «принцип Герца».

Хотя Герц публично не заявлял о своем еврейском происхождении, оно всегда отмечалось его биографами. Свя­зан­ный с нацистами лау­реат Нобелевской премии Ф. Ленард, автор «Немецкой физики», в которой он сформулировал концепцию «арий­ской науки», называл Герца в числе главных ее «загрязнителей» и создателей так называемой «еврейской физики».

Так или иначе, а имя Герца стало одним из символов радиовещания. Многие радиостанции даже соединяют свое имя с частотой: «106, 6», «109,7» – чем не названия?!

А во времена уже отдаленные, радиоволны определенных частот сквозь «железный занавес» доносили до подданных СССР известия с Запада. Часто, приходя в гости в какой-либо новый дом, любопытный визитер, чтобы понять, о чем можно, а о чем нельзя здесь разговаривать, старался присмотреться к хозяйскому радиоприемнику. Если черта настройки застыла на частоте одного из «вражеских голосов», гость выдыхал с облегчением: темы для беседы намечались содержательные.

Кто и что они: «вражеские голоса» – радиостанции, вещавшие на Советский Союз и предлагавшие альтернативу советской пропаганде?

«Товарищ мистер Гольд­берг, соври хоть что-нибудь!» – умолял персонаж широко известной в узких кругах подпольной песни и продолжал: «поклевещи, поклевещи, родной ты мой транзисторный!»

ИзменитьУбрать
Шарж на А. Гольдберга
(0)

Из песни слова, и вправду, не выкинешь: рожденный в России и увезенный ребенком из революционного хаоса Анатолий Максимович Гольд­берг – обозреватель (или, как он любил уточнять; наблюдатель) русской службы BBC – был и мистером (британец), и товарищем (социалист).

Вот что пишет о нем Юрий Колкер: «Анатолий Максимович Гольдберг (1910-1982), сейчас забытый, сделал для сталинской России примерно то, что Герцен – для России николаевской (с поправкой на масштаб личности). В большевистском Кремле и коммунальных трущобах люди совершенно одинаково обо­млели, услышав в эфире живое русское слово, не прошедшее цензуры, согретое человеческим теплом. Чудо произошло в марте 1946 г. Сквозь глушилки (удесятерявшие значение услы­шанного), сквозь клевету, ложь и ненависть большевистского Кремля – в забитую и задавленную страну проникала неперекошенная информация. Кремлю чудилось, что на него прет весь «мировой империализм», а не частное лицо с его задумчивым «На мой взгляд... Знаю, что не все со мною согласятся...». Самый этот страх подрывал у людей доверие к большевизму».

Именно с Гольдберга началось диссидентство: движение советских людей против советского режима. Мысль самых отважных – Солженицына, Буковского – в пеленках прошла школу Гольдберга. Почему эти борцы так скоро отвернулись от него? В первый же свой приезд в Лондон Солженицын рекомендовал совету корпорации уволить Гольд­берга как умеренного (чем, конечно, только усилил его позицию; в точности как советская власть, Солженицын думал, что BBC борется с СССР, а этого-то корпорация и не могла допустить по своему уставу). Но Гольд­берг никогда не жил под большевиками и верил в социализм с человеческим лицом – и в Россию. Он хотел вернуть к жизни одураченную страну. Будь он прямым антисоветчиком, в 1940-50-е никто бы не стал его слушать, начиная с Солженицына.

Юрий Колкер, знающий жизнь знаменитой корпорации изнутри с горечью констатирует, что английское радио, которое десятилетиями задавало всему миру стандарт объективности и качества, в последние годы утратило и то, и другое. На BBC поселились бульварщина и юдофобия. Стажеры рассказывают, что особенно этим грешит украинская редакция. Антиизраильская позиция бывает так бесстыдно выражена, что корпорации уже приходилось приносить еврейскому государству официальные извинения.

Однако, обратимся к другим временам, которые сейчас видятся почти образцовыми. Эфир во времена Гольд­берга (1946-75 гг.) был прямой. Ниже приводим фрагмент единственной сохранившейся записи его выступления по случаю празднования 30-летия русскоязычного вещания.

«В течение 7 лет кривая международной напряженности и напряженности в англо-советских отношениях сначала постепенно, а затем круто по­шла вверх, и в результате наши передачи заглушались.
После смерти Сталина положение поменялось – наступил период метеорологических метафор: в заявлениях государственных деятелей все чаще встречалось слово “оттепель”, говорили, что можно и нужно “пробить лед холодной войны”, что лед уже начинает таять. <…>

Время от времени о нас появлялись статьи в советской печати. <…> Упомяну только об одной – автор в остроумной форме описывал воображаемое заседание руководителей русского отдела BBC, как мы, якобы, точно высчитываем, сколько процентов объективных сообщений и сколько процентов антисоветского материала включить в данный день в наши передачи, и как кто-то из нас, когда другие увлекаются, неустанно повторяет: “Мягче, мягче, джентльмены!”

Статью писал талантливый советский журналист, только на самом деле у нас работа планируется не так, слава Б-гу, иначе это было бы пыткой.

<…> Когда происходит то, что мы считаем положительным событием, мы говорим, не стесняясь, что мы это приветствуем, а когда мы имеем дело с отрицательным, на наш взгляд, явлением, мы его осуждаем.
Принцип простой, хотя на практике это не так просто.

Не так просто, потому что – кто такие “мы”? Что значит “на наш взгляд”? В начале каждой передачи диктор объявляет “Говорит Лондон”, то есть, Англия, а в Англии нет единства взглядов. Правительство и оппозиция большей частью смотрят на вещи не одинаково.

<…>Одни за разрядку напряженности между Востоком и Западом, другие – против. <…>Ясно, что все это должно находить отражение в передачах, которые открываются словами “Говорит Лондон”».

Пример с легендарным Гольдбергом подсказывает, что, кроме частот и названий вещательных станций, в эфире многое решают имена. Сам человек, который через фантастические расстояния становится вашим доверительным постоянным собеседником.

Далеко не все вещания обзаводятся таким персонифицированным голосом. Так, радио «Голос Америки», пожалуй, даже культивировало нейтральную безличность. На то были причины.

«Голос Америки» – правительственная радиостанция, начала вещание в 1942 г. после полномасштабного вступления США во вторую мировую войну. Новое радио заявило, что будет сообщать новости «о войне и об Америке, хорошие и плохие». Америка решила противопоставить геббельсовской пропаганде свой голос. Кстати, если коммерческое радиовещание родом из Америки 1920-х годов (отец-основатель еврей из России Д. Сарнов, то именно Геббельс, нацистский идеолог, первым оценил радио – не только как «горлана», но и как «агитатора». В этом смысле нацисты опередили сам СССР. Нужно учесть и то, что Германия была гораздо лучше радиофицирована.
Уже через год Конгресс запретил внутреннее вещание «Голоса Америки», чтобы огра­дить граждан от пропагандистских заявлений соб­ственного правительства.

С 1947 г. станция вступает в «холодную войну», начинается вещание на СССР. Всего «Голос Америки» вещал на 45 языках круглосуточно. С 1973 г. станция получает статус неправительственной. Фи­нан­сируется, впрочем, из бюджета, но теперь может высказывать не вполне официальные мнения. Идет эпоха «разрядки», мирного сосуще­ствования двух систем. В 21-м веке вещание по-русски сократилось до 3-х часов в день. С 27 июля 2007 г. русская службы «Голоса Америки» прекратила радиопередачи.

ИзменитьУбрать
Сергей Довлатов и Александр Батчан
(0)

На «Голосе» подвизались все яркие фигуры литераторов-эмигрантов. Самыми интересными там всегда были новости и политический комментарий. В конце 80-х заведующим новостным отделом русской службы стал одессит Александр Батчан (здесь его фамилия звучала как Батхан). Осенью 1990 г. я побывала у него в студии «Голоса Америки» – в Нью-Йорке, на одном из многочисленных этажей так называемого «федерального» здания, где гнездились десятки неправительственных, но, тем не менее, «федеральных» организаций, в том числе ХЕАС – «няня» всех эмигрантов. Студия была весьма скромной: собственно студия и пара крошечных кабинетиков. Очень странно было находиться в том месте, откуда исходят позывные, звучащие летними вечерами над притихшими одесскими дачами.

Вскоре «Голос Америки» открыл корпункт в горбачевской Москве, и Алик Батчан стал московским спецкором. Тогда, в начале 90-х, Москва, конечно, была самым интересным местом планеты. Приезжал он и в Одессу. Признавался, что ему уже тесно работать в рамках полуофициального «Голоса». Вскоре ему представилась возможность уйти на «Радио Свобода», с его более раскованным и разнообразным вещанием. Алик возглавил русский отдел в Праге, а вскоре ... ушел из жизни, едва распечатав пятый десяток. Талантливый, парадоксальный, остро наблюдательный и умный человек. Эта потеря осталась незаживающей раной для тех, кто его знал, понимал, любил. Радиопередачи эфирны и эфемерны – отговорили, улетели и все. От Алика осталось не так много печатных статей, очерков. Он когда-то вместе с С. Довлатовым, А. Генисом, П. Вайлем участвовал в издании русских журналов в Нью-Йорке («Русский американец», «Черновик»). Потом, уже в Москве, сотрудничал в новых, возникающих из советского пепла, изданиях.

Теперь о самом «Радио Сво­бода» – любимом прибежище и слушалище «антисоветчиков» и диссидентов.

Впервые радиостанция под полным названием «Радио Свободная Европа// Радио Свобода» вышла в эфир в дни агонии Сталина. Это было 1 марта 1953 г. Радиостанция вела передачи с территории Западной Германии. По статусу это было некоммерческое информационно-новостное средство массовой информации, финансирующееся конгрессом США.

Две части названия определяют два направления вещания: «Свободная Европа» – на восточноевропейские страны соцлагеря, а «Свобода» (Радио «Либерти») – на Советский Союз, на языках всех союзных республик.

Если BBC, «Голос Америки», «Немецкая волна», преж­де всего, имели статус государственных или национальных и настаивали на объективизме, учитывая, впрочем, и реальную политику своих правительств, то «Свобода» позиционировала себя как эмигрантский боевой листок на фронте открытой борьбы с большевизмом. Основной тематикой программ стали свобода слова и права человека.

На «Свободе» читали письма политзаключенных, лагерные записки, много внимания уделялось борьбе советских евреев за право эмигрировать. «Свобода» вела целые циклы программ по еврейской истории, литературе, традиции.

Однако, в 80-е годы на «Свободе» вспыхнул конфликт. Станцию обвиняли в том, что в ее передачах доминирует русский монархо-шовинистический уклон с отчетливым антисемитским акцентом. С этим вопросом разбиралась даже комиссия Конгресса, которая, впрочем, никакого криминала не нашла, но на всякий случай посоветовала избегать односторонности. Боевая и не прикрытая статусом государственности «Свобода» была последним зарубежным радио, которое продолжали глушить в горбачевские времена. Кажется, последняя глушилка умолкла в 1991 г. Вскоре вещание на восточную Европу прекратилось, а «Свобода» в 1995 г. перебралась в Прагу. С 1996 г. «Свобода», как в России, так и на Украине ретранслировалась местными станциями. Впрочем, в России ее вещание в регионах прекратилось в 2006 г. Продлят ли лицензию формально действительную до 2008 г., неизвестно.

Среди зарубежных радиоголосов особенную роль для советского еврейства играл «Коль Циони ле Голус» («Голос Сиона для диаспоры»). Радио Израиля (сначала палестинское радио под британским мандатом) начинает вещание с середины 30-х годов, с провозглашением государ­ства в 1948 г. получает название «Голос Израиля». Основные языки вещания – иврит, идиш, арабский, английский. С 50-х годов начинается вещание на русском языке. Вещание зарубежного отдела («Голос Сиона») приобретает особый размах и значение после Шестидневной войны. С начала 70-х русская редакция основное внимание уделяет борьбе «отказников» за право на выезд. Иногда в погоне за оперативностью и остротой информации, израильское радио теряло чувство реальности. Так писатель Яков Шехтер вспоминает, что пережил очень неприятное время, когда «Голос Сиона» передал, что он переправил за границу свои тексты и стремится покинуть СССР. После таких известий можно было ожидать пристального внимания и провокаций со стороны КГБ. К счастью, Шехтер жил тогда в Литве. Там относились к «отказникам» и вообще потенциальным эмигрантам не так жестко, как в Москве, Киеве, Одессе и т.д.

«Голос Сиона» рассказы­вал об истории Израиля, знакомил с его культурной жизнью, много внимания уделялось еврей­ским праздникам.

Вот уже больше 10 лет вещания «на зарубеж» не ведется. «Голос Израиля», или «Радио РЕКа» вещает внутри страны для миллионной русскоязычной алии. Диктор и арткритик израильского радио Йоси Тавор говорит, что рост русскоязычного радиовещания связан с борьбой за электорат.

С приходом новых времен произошли невиданные изменения в эфире постсоветского пространства. Нет, правительственные, ангажированные, ручные и послушные той или иной политической силе электромагнитные волны по-прежнему разносят «ценные указания» и малоценные заявления, но...

Радио можно использовать по-разному. Можно – как источник оперативной и объективной информации, а можно – как развлечение, разнообразное и непрерывное. Можно эти функции и объединять, но в разных пропорциях. Радио сейчас сопровождает в основном человека в дороге, и решено почему-то, что в таком состоянии он нуждается только в песнях нон-стоп и немудреном хихиканьи. При этом для солидности каждый час – выпуск новостей минуты на три и новости из жизни «звезд, слонов и автомобилей». Ну, еще – курс валют и прогноз погоды. Почему– то считается, что рекламодатели, за чей счет существуют эти станции, предпочитают именно такой формат. Кто бы мне объяснил, почему платежеспособным считается только дебилизированное население?

ИзменитьУбрать
Леонид Володарский
(0)

Вопрос – я понимаю – риторический. Хочу привести, впрочем, один пример, который может считаться удачным и не на шутку плодотворным образцом этого формата. Речь о радиостанции «Серебряный дождь». Эта российская радиостанция начала вещание в 1995 г. Частота, которая досталась «Дождю» – 100,1 мегагерц, что само уже звучит экстравагантно. «Экстра» – это девиз станции. «Дождь» первым стал устраивать эксцентричные акции, радиомарафоны. Его музыкальные программы состоят только из хитов или оригинальных собственных находок. Его ведущие – замечательные личности, не только голоса, но и лица. Так, утреннее радиошоу (шоу на слух?!) «Однажды на Дожде» ведет Леонид Володарский, от знакомого, «в нос», голоса которого вздрогнет всякий слушатель. Ведь именно Володарский озвучивал перевод первого потока зарубежных видеофильмов. О нем слагали анекдоты, в его честь надевали прищепку на нос (на самом деле у него хронический гайморит). Володарский прохладно относится к напоминаниям о том, что его голос стал частью культурной истории. «Я-то продолжаю жить сейчас» – возмущается он. Не сводя Володарского к его голосу, не будем и сводить весь «Серебряный дождь» к развлечениям и «приколам», хоть и трудно это. Вот «Соловьиные трели» Владимира Соловьева. Соловьев еще и блестящий тележурналист, хоть и слишком благополучный, ручной ведущий передачи «К барьеру». Но мало неприрученных осталось в российском эфире – о них речь впереди. Соловьев еще известен как активный член московской еврейской общины.

«Хмурым утром» на «Дожде» можно послушать Александра Гордона, вездесущего и всегда оригинального. К тому же, фильм снимает – «за Одессу», опять же.

Но продолжим прогулку по сетке программ «Дождя»: первой эта станция запустила радио-реалити-шоу. Причем «реалити» происходило в Израиле, именно там Люся Грин отправилась на экскурсию в психиатрическую больницу. Да, жаль, что «вас не было с нами»...

Но самое главное – с «Серебряным Дождем» не пона­слышке (шутка!) знаком «Квартет И», который по образу «Дождя» и его незаурядной и несколько безумной редакции создал свой незабываемый «День Радио», свое упоительно смешное и страшноватое «Как бы радио».

Более сложный и высоко­профессиональный путь избрала ставшая уже почти легендой радиостанция «Эхо Москвы». Она под названием «Радио М» получила первую негосударственную лицензию, стала первым советским (!) негосударственным радио. Первым эфирным днем стало 22 августа 1990 г. (до распада Советского Союза оставался еще год). Группа людей, «которым надоело лгать», решили, что надо попробовать говорить в эфире правду, что надо сделать радио, представляющее различные точки зрения, поднимать животрепещущие проблемы, предоставлять время дискуссиям и аналитическим программам. Сейчас, на двадцатом году вещания «Эхо Москвы» считается единственным в России независимым электронным СМИ, единственным доказательством того, что свобода слова в стране все еще существует или во всяком случае не запрещена официально и окончательно.

Аудитория станции растет, ее слушают не только в Москве, но и еще в полусотне городов и регионов России. Потенциальное количество слушателей – за 40 миллионов. По существу все постоянные ведущие и участники программ становятся знаменитостями. Поэтому выступить на «Эхе» считают за честь даже яростные противники его гражданской позиции. Есть у станции и враги. Одним из них считает себя Владимир Путин.

«Эхо Москвы», как и «Серебряный дождь» – любимые мишени тех, кто возмущен «еврейским засильем в эфире». А нужно сказать, что, хотя один из популярнейших ведущих «Эха Москвы» – Матвей Ганапольский, член президиума Российского еврейского конгресса, а Нателла Болтянская – автор проникновенного цикла баллад о трагических сюжетах Холокоста, но в эфире они, конечно, преж­де всего – современные прогрессивные журналисты. Отдельных еврейских программ у «Эха» нет. Проблемы и политику Израиля обычно в программе «Особое мнение» освещают Леонид Радзиховский и Леонид Млечин.

Интересно, что недавно у «Эха» появились конкуренты, информационно-аналитические станции, штук 6 на Россию. Так вот, за то время, что в эфире появились конкуренты (правда, правительственно ангажированные) аудитория «Эха Москвы» выросла на 53 %. Еще раз о пользе конкуренции!

В украинском эфире в этом направлении работает лишь «Радио Эра», которое, видимо, базируется на «Свободе». Украинский эфир своих исследователей ждет: влиятельного – на страну – вещания, кажется, не наблюдается.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №101 > Частотный дождь
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 09:53:39
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов