БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №101 > Возвращения из ушествий
В номере №101

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

Возвращения из ушествий
Михаил КОРДОНСКИЙ

В конце 19-го и начале 20-го века в мире появилось новое чудачество. Какие-то маргиналы, сумасшедшие, но не опасные, так что их не сажали в психушки, завели себе совершенно нереальную мечту и начали ее «делать», отдавая этому все свое свободное время и силы. А также и несвободное, отрывая его от бытовых забот, обретения богатства и благополучия.

Было их всего несколько десятков, потом несколько сотен, потом тысяч... – капля в океане человечества. У них появились свои тусовки, свои печатные издания, свой язык. Сначала в большом мире на них вообще никто не обращал внимания. Потом стали появляться публикации в разделах «Курьезы», рядом с вечным двигателем, астральным телом и космическими полетами. Потом им стали помогать меценаты...

В 20-х годах прошлого века о них уже знали политики и ученые. В 30-х публикации о них переместились в репортажи о текущих событиях... В 50-х они стали неотъемлемой частью мира. Экс-мечта вошла в школьные программы как сам собой разумеющийся факт, и начало подрастать поколение людей, которому трудно поверить, что эта часть мировой культуры когда-то считалась безумной фантазией.

Такова схематическая история сионизма. Но не только сионизма. Было еще несколько подобных историй. Не во всех случаях они приводили к созданию новых государств, но это ведь и не было мечтой маргиналов1. Свои они воплощали.

Примерно в то же время, когда сионисты собирались на свои конгрессы, создатели олимпийского движения (тоже тогда маргиналы) – на свои, большевики, меньшевики и эсеры – на съезды, скауты – на джамбори2, бытовали чудаки и иного рода. Все свободное время и деньги они отдавали изготовлению из медной проволоки, глиняных катушек, картона и других подручных материалов странных сооружений – коротковолновых радиопередатчиков и приемников. Невежды и дилетанты слышали, но категорически не хотели принимать во внимание то, что согласно уравнениям самого сэра Джейм­са Максвелла (!) короткие волны могут огибать только короткие препятствия – несколько сотен метров, и категорически не годятся для загоризонтной связи.

ИзменитьУбрать
(0)

Радио было уже официально открыто и обосновано наукой. Волновая теория электромагнитных колебаний самим названием подсказывает нам красивую аналогию: волны на воде. Длинные – от шторма – на все море, короткие – от брошенного камушка. (Строго говоря, длиной волны называется не ширина ее фронта, а расстояние между гребнями, хотя между этими параметрами есть взаимосвязь, но образная аналогия, как всегда, неточна, тем не менее, продолжим ее для наглядности.) Короткие волны разбиваются о небольшую скалу и быстро затухают даже без препятствий, а чтобы не пустить в порт длинные приходится строить гигантские волноломы и волнорезы. Нечто в этом роде происходит с радиоволнами, кстати, их тоже измеряют в метрах. Радиоволна длиной в 25 метров – короткая – с трудом огибает стометровой высоты холм, ультракороткую полуметровую (это телевидение) заслоняет от нас соседний дом. И так далее. Волны длиной несколько десятков километров переваливают далеко за горизонт... правда и антенны для них приходится строить соответствующей длины. В начале XX века эксплуатировались в основном средние волны – несколько сотен метров. Они уверенно «добивали» до горизонта, и даже несколько дальше. Чтобы обеспечить связь и вещание на средних волнах, нужно было строить передатчики на высоких мачтах через каждые примерно сто километров. Так и делалось с радиовещательными, а позже, телевещательными станциями. Но покрыть такой сетью всю, даже не планету, а всего лишь сушу, у человечества тогда ресурсов не было. Сейчас цивилизованную часть суши все больше покрывают передатчики мобильной связи. Но тогда спутники относились к той же категории фантазий – какой-то там сумасшедший Циолковский из местечка Калуга. Связь с кораблями в океане казалась неразрешимой проблемой. Но зато начало бурно развиваться массовое радиовещание.

Из истории радиолюбительства:
3 июня 1928 года советский радиолюбитель Николай Шмидт, работавший на самодельном одноламповом приемнике, первым принял сигнал бедствия с потерпевшего крушение дирижабля «Италия» – научной экспедиции к Северному Полюсу итальянца Умберто Нобиле. Сведения были переданы итальянским правительственным ведомствам, СССР срочно организовал экспедицию к месту падения дирижабля. Оставшиеся в живых аэронавты были спасены.
12 января 1930 года советский радиолюбитель Кренкель, работая с Земли Франца Иосифа, установил рекордную по дальности радиосвязь на коротких волнах (со своим «антиподом» на расстоянии примерно 20 тыс. км) с американской экспедицией адмирала Р. Берда, находившейся в районе Южного полюса.

Находящиеся по соседству и работающие на одной волне радиостанции создают помехи друг другу, но им ничуть не мешают таможни и государственные границы. В начале XX века пришло время международных соглашений по дележке волн, договоренностях о расстояниях между радиостанциями. Вот тогда-то коротковолновые диапазоны и отдали маргиналам. Основанием для такого «международного признания» послужило, конечно же, не уважение к свободе личности и ее хобби, а проблема помех от любительских передатчиков. За передачу в неразрешенных диапазонах законодательством стран-участниц соглашений были введены административные и уголовные наказания (эти законы существуют и поныне). Дилетантам «для отмазки» отдали бросовый кусок эфира: практического толку никакого, пусть себе тешатся, и не мешают другим.

Отдельные эпизоды, когда чудикам удавалась дальняя связь на коротких волнах, академическая наука объясняла флюктуациями ионосферы. В общем-то, правильно объясняла. Выяснилось, что в верхних слоях атмосферы существует слой, отражающий короткие волны. Иногда. Его состояние зависит, от солнечной активности, потоков космических частиц, высотных ветров и еще от множества факторов... в общем, «от погоды». Только неформалам-маргиналам могло прийти в голову работать на случайностях, на авось. Миллионы дилетантов во всем мире постоянно обменивались информацией о том, когда и при каких условиях сеансы связи оказываются удачными. За двадцать лет бескорыстного общественного труда «эфирные эскаписты» накопили гигант­ский массив информации о закономерностях изменений ионосферного отражающего слоя. Они уже могли связываться не случайно, а тогда, когда захотят, меняя длины волн в зависимости от собственных прогнозов ионосферной погоды. С середины и конца 20-х годов началось возвращение из ушествия: чудиков вместе с их кустарными изделиями в массовом порядке во всем мире стали приглашать на работу в престижные научные лаборатории, войска, экспедиции.

ИзменитьУбрать
Один из первых
радиопередатчиков
(0)

С этого периода и до 70-х (появление относительно дешевых спутников) коротковолновая связь была одной из основных для решения военных и коммерческих задач. Фантазия стала реальностью, а чудачество – массовой профессией.

Когда коротковолновая связь стала обыденностью, радиолюбители раскололись. Частично ушли в радиоспорт, существующий и поныне, но не очень-то популярный. Другая часть, оснащенная навыками конструирования и изготовления электронной техники, занялась множеством практичных вещей. Например, любительской звукозаписью – так родились знаменитые «пластинки на костях»: в качестве основы для изготовления пластинок использовались куски отработанной рентгеновской фотопленки. Чтобы получать информацию для записи и короткие волны были нужны: ведь именно на них ловился джаз и рок-н-ролл. В 70-е годы радиолюбители (кстати, за неплохие деньги) удовлетворяли растущие потребности советского народа в слушании западных «голосов». Приходилось преодолевать советские «глушилки», и, как видно по результатам, любители победили профессионалов из КГБ.

Чтобы делать самоделки, нужны были детали, и возникли нелегальные рынки – радиобазары (аналогичные были у меломанов, филателистов, собаководов и пр.).

Тридцать-сорок лет назад, в воскресные утра, на склонах Балковской улицы, в Дюковском парке, на полях орошения напротив Сахарного завода и Нефтегавани, можно было видеть движение толп мужчин подвижнического вида. Неудачники беспомощно крутились на пятачках, спрашивая друг друга: «А где сегодня радиобазар?» К тем, кто внушали определенного сорта доверие, подходили гонцы и на ушко сообщали место. Особо приближенные лично могли справиться по телефону у кого-то из лидеров неформального сообщества радиолюбителей. В неспокойные годы радиобазар менял место каждую неделю. Остров свободной торговли и рыночной экономики имел, как минимум, одно неотъемлемое свойство социализма: почти все, на нем продававшееся, было позаимствовано со складов лучших военных заводов. Время от времени милиция устраивала облавы, иногда – с истинно одесским остроумием. Как-то для базара выбрали место, к которому никак не подъедешь на автомобиле – в лабиринте железнодорожных тупиков у ТЭЦ, и с хорошим обзором для наблюдателей – на верхотуре Пересыпской насыпи. Никто не обратил внимания на катящуюся по ржавым рельсам ржавую электричку... из нее-то и выскочили стражи порядка, и туда же загрузили попавшихся. Впрочем, все всегда отделывались легким испугом: в то время милиционеры даже не забирали товар (трудно поверить, да?)
Маловероятно, что власть не могла задавить радиобазар. Не считала нужным, и не без оснований. Советская экономика, как электронная схема, представляла собой неимоверное переплетение проводников разных цветов и оттенков законности – от легального­белого, до самого теневого. Даже лучшие снабженцы не могли обеспечить предприятия всеми необходимыми мелочами, и на радиобазаре нередко паслись эмэнэсы3 из космических НИИ. А еще – важнее снабжения: «кадры решают все». Одно из самых массовых в стране, многомиллионное общественное движение исправно готовило фанатов, энтузиастов и просто профессионалов для радиоэлектронной, а потом и компьютерной промышленности, науки, армии, спецслужб. В некоторых областях, которым советская промышленность уделяла мало внимания, в частности – бытовой технике, неформалы нередко занимали уникальное, лидирующее положение.

Радиобазары выполняли и функции обмена опытом, городского клуба. Еще один из атрибутов движения радиолюбителей – выставка технического творчества: официальная, поддерживаемая властями, старательно делавшими вид, что не замечают, из каких деталей собраны экспонаты. (Кстати: игнорирование противоправных действий может быть хорошим методом поддержки властями неформальных движений. Не так ли нынче происходит со скинхедами и другими националистами-экстремистами?)

Однажды уже в конце 80-х два одесских радиолюбителя пришли в гости к третьему с бутылкой водки. Поскольку хозяин был холостяк, и просиживал дни и ночи за столом с паяльником, то на закуску у него нашлись только консервы и, вместо хлеба – маца.

– А что, хорошая штука, эта маца, не портится... а где ее взять?

– В синагоге.

– А где в Одессе синагога?

– Чудак! Так около радиобазара же!

Действительно, вместе с перестроечными вольностями радиобазар получил постоянное место на Пересыпи, рядом с единственной тогда в Одессе синагогой. Той синагоги давно уже нет, но радиобазар и ныне там. Уже официально, с положенными торговыми сборами и рэкетом, он отчасти сохраняет черты старой эпохи, по-прежнему являясь местом самого широкого ассортимента всей электроники первичного и вторичного рынка. Рядом с суперкомпьютерами в цивилизованных павильонах, на лотках и на земле разложены реликтовые, антикварные радиолампы, сидят помнящие старые времена старики, назначают встречи – не для покупок, а в качестве клуба.

Следующий этап развития движения начался в 80-х, в нем слово «радио» оставалось только как наследие прошлого: сборка и освое­ние персональных компьютеров. Одна из любимых самоделок радиолюбителей – компьютер «ZX-Spectrum» – изобретен в 80-м году, примерно в то же время на радиобазарах появился процессор 8080 советского производства.
Множество радиолюбителей ушли в компьютерщики, фидошники, затем в интернет-деятели.

Двадцать лет назад интернета не было («Всемирная паутина» изобретена в 1993 году), а фидошников4 считали ненормальными, просиживающими ночи за странными играми в «эхи» и «мыло». Но именно они из своего ушествия в синтезе с другими маргиналами и не-маргиналами двигали в большой мир интернет – учреждали фирмы-провайдеры, писали самодельный софт... Их считали маргиналами, даже когда уже появился интернет в почти нынешнем виде. Эти «первопроходцы сети» сейчас уже растворились в огромной волне тех, кто пришел на освоенные сетевые пространства просто жить, работать, общаться. На наших с вами глазах интернет стал обыденностью (как короткие волны полвека назад) и теперь нередко чудаками называют уже тех, кто принципиально не пользуется интернетом.

Таковы циклы ушествий и возвратов – феноменов культуры, цивилизации.

Внимательно посмотрите вокруг. Почитайте курьезы в газетах. Нет ли среди тех, кого вы сейчас считаете ушедшими от мира тех, кто скоро вернется с триумфом? Увы, предсказать это вряд ли возможно. Но на всякий случай, будьте осторожны, зачисляя кого-то в маргиналы.

————————————————

Классик мировой исторической науки Арнольд Тойнби так описывает развитие человечества. Люди сталкиваются с новыми вызовами. Цивилизация развивается во время ответов на эти вызовы эпохи. Либо ОТВЕТ и развитие, либо – гибель. Внутри этого ритма «вызов-и-ответ» существует еще один ритм. Тойнби описывает его как «уход-и-возврат». Для нахождения нового культурного поля, на базе которого будет сформирован ответ на вызов, творческому меньшинству необходимо отстраниться от остального общества, которое заставляет всех играть по своим правилам игры. Но для нужного ответа нужны уже иные правила.

Иногда уход осуществляется физически, как исход евреев из Египта. А иногда «уход» как бы остается в том же пространстве, живет рядышком со старым миром, но – по своим правилам. Например, игры (!) Петра I, в результате которых появились Преображенский и Семеновский полки – носители нового стереотипа поведения по отношению к боярской Руси. Вот так бывает: играют и играют (эскаписты! – по крайней мере, так относились к этим играм в окружении царевны Софьи), а потом – бац! – и вот он, новый ответ на вызов эпохи.
Подобные конструктивные УХОДЫ всегда сменяются ВОЗВРАТОМ в мир. И уже на базе оформившихся новых социальных слоев, как носителей новых культурных традиций, происходит изменение всего общества.
Тойнби описывает и другое явление, которое называет ОТРЕШЕНИЕМ. Это явление распространяется в теле гибнущего общества и выражается в отходе членов общества от активной производительной деятельности, в неком времяпрепровождении, вырывающем человека из работающих институтов той социальной ткани, которая находится в кризисе.

Классический пример: «Диоген в бочке» в период эпохи кризиса греческого полиса. Такие течения играют большую роль в разрушении старой общественной ткани, ускоряя процесс отмирания отживших форм социальной организации. Но нового они не несут, позитивного варианта иной организации общественной жизни не предлагают. Именно к ним можно применить термин «эскапизм». Уход без возврата. Уход в пустоту. На определенном историческом этапе, когда синтез нового мира уже начался, подобные течения сдерживают ход развития исторического процесса.

В неформальном мире присутствуют и ритмы ухода-и-возврата, творческие процессы поиска новых ответов на современные миру вызовы, и ритмы ухода-без-возврата – отрешение.
(Из книги М. Кордонского и М. Кожаринова “Очерки неформальной социотехники”, М., 2008


1Маргинал – (в социологии) тот, кто находится вне своей социальной среды; изгой
2Джамбори – слет отрядов скаутов с демонстрацией своих достижений, соревнованиями и т.п.
3МНС – младший научный сотрудник
4Фидо или Фидонет – всемирная компьютерная сеть, в отличие от Интернета – полностью некоммерческая. Никто не живет за счет доходов от предоставления услуг Фидо (нетмэйл, эхопочта, эхоконференции), здесь нет провайдеров и юзеров, все в Фидо делается исключительно на добровольной основе

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №101 > Возвращения из ушествий
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 06:02:15
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет