БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №104 > Культ еды или возвышение?
В номере №104

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

Культ еды или возвышение?
Вита ИНБЕРГ

«Нас учат смотреть на пищу не как на самоцель, а как на средство к достижению цели. Наша цель в жизни – это служить нашему Творцу, а для этого необходимо иметь здоровое тело и здоровый дух» (www.chassidus.ru).

В те времена, когда ирония была стилем жизни, мою кухню украшала забавная композиция, составленная из двух элементов. Первый – вырезанный из газеты заголовок: «Человек – это то, что он ест» (потом оказалось, что это древнее изречение). Второй – этикетка от консервной банки: «Сардинелла обезглавленная». Уникальное умение советской промышленности – «убить» продукт названием – очень долго, извините за каламбур, давало пищу юмористам. Нехитрый замысел вызывал хихиканье у гостей. Вспоминалось незабвенное «Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу», и другие гастрономические перлы.

ИзменитьУбрать
Завтрак.
Рис. Оксаны Гривиной
(0)

Однако стоит ли ерничать? Это же невероятно важная вещь: что и как именно мы принимаем внутрь себя, будь то пища духовная или физическая!

Знаменитый психотерапевт, основатель направления гештальт-терапии Фредерик Перлз (см. МТ №57) построил целую личностную теорию на основании того, как человек обходится с едой (см. его книгу «Эго, голод и агрессия»), и теория эта была метафорой только частично. Он полагал питание одним из важнейших процессов энергетического взаимообмена с внешним миром. Перлз считал, что в нашем обращении с едой отражается то, как мы себя ведем в прочих сферах жизни – как управляемся с чувствами, отношениями, знаниями.

Вы едите по желанию, «по расписанию» или когда придется? Отличаете ли голод от аппетита, а аппетит от обжорства? Выбираете продукты или хватаете, не глядя, все, что попадется? Или вообще не в состоянии выбрать и уходите не солоно хлебавши? Позволяете себе вежливо отказаться от невкусного блюда – или давитесь, но глотаете? («Мыши плакали, кололись, но продолжали жевать кактус».) Едите неторопливо и тщательно – или быстро и жадно, не ощущая даже вкуса?

Предпочитаете плотную пищу или перетертую в кашицу? Способны ли остановиться, утолив голод? И так далее. С этой книгой полезно ознакомиться даже неспециалистам, всем, кому будет любопытно узнать, откуда «растет» его лишний вес или возникают другие, еще более «интересные» проблемы.

Представления о культуре питания, о правилах приготовления, о полезном и вредном, о вкусном и невкусном, о нормах и обычаях­ – своеобразная «философия еды», – существуют у всех народов, и они многообразны. Обобщения типа «американцы питаются гамбургерами», «все французы едят лягушек», «украинец не может жить без сала, а еврей – без фаршированной рыбы» – как вы понимаете, ближе к анекдотам, чем к реальности. Многое зависит от климата, культуры, экономики, от отдельных социальных слоев и групп, семьи и воспитания, от моды, наконец.

Можете ли вы сказать, что в советское время существовала какая-то единая культура питания? Различие стилей и этикетов (не говоря уже о продуктах!) можно было наблюдать в пределах квартала: один стиль – в ресторане «Украина», другой – в еврейском доме, третий­ – в чьей-то кухне неподалеку, четвертый – на лавочке в Горсаду, и т.д. Кто-то помпезно пировал, шумно провозглашая тосты, кто-то тихо и деликатно вкушал, кто-то предавался приятной беседе за чаем, кто-то – йоге и вегетарианству. Кто-то лежал на диване перед телевизором, пятная томатным соусом свежевыстиранную майку – впрочем, это явление, по-моему, вечно…

Как дело обстоит сегодня – не знаю, но существует множество каких-то примет времени, которые видны невооруженным глазом. Продуктов стало невероятно больше. Появились кошерные продукты – в соответствующих магазинах, да и кошерные рестораны имеются. Застолья, по-моему, бывают реже, зато они стали тише, элегантнее и как-то культурнее. (Впрочем, это – из моего небогатого опыта.) Организацию же праздника нынче можно поручить специалистам.

Еще одна особенность последних лет – популярными остаются не слишком приемлемые для наших желудков китайские и японские блюда. До сих пор не понимаю – может, это просто мода? Продолжают жить пресловутый фастфуд и большое количество полуфабрикатов. К последним я поначалу относилась брезгливо, а потом привыкла: удобно. Пышно цветут супермаркеты. Не знаю, вытесняют ли они наши любимые рынки, но конкурируют – это точно.

И развелось множество уютных мест, куда можно зайти и посидеть с друзьями. Давным-давно забыты очереди и битва за свободный столик. Конечно, если у вас вообще есть такая возможность. Теперь постоянно не хватает то времени, то денег.

Наверное, о том, что изменилось в этом плане за последние 20-30 лет, можно сказать гораздо больше. Но, так или иначе, еда и питье всегда остаются не только приятным и полезным процессом, но и непременным компонентом любого значимого события, да и просто общения.

Вот только не знаю: мы встречаемся друг с другом, чтобы поесть, или едим, чтобы встретиться?..
Удовольствие, разделенное с другим человеком, – удовольствие вдвойне. Если говорить о еврейской трапезе, то ее идеал – «это трапеза с гостями. Рамбам считал, что когда человек ест один и радуется – это “радость скелета”. В книге “Зоѓар” говорится, что специально уеди­няющийся для еды человек как бы бросает пищу себе в лицо» (р. А. Штейнзальц).

Но бывает и так, что блюдо с салатом или бокал вина становятся средством защиты или разрядки напряжения между людьми, как для иных – сигарета. Жуем, глотаем, пьем, ловко орудуя ножом и вилкой – сколько всяких действий, способствующих непринужденной беседе! А если переместить нас в комнату, где только два кресла, и даже за чашкой кофе не скроешься? Скорее всего, мы станем общаться совсем по-другому. «Любое совместное принятие или непринятие пищи, способы ее принятия выражают уровень взаимной близости или отчужденности людей» (В. Кинцанс).

Еще совместная еда помогает нам осознать, что мы живы, здоровы и более-менее благополучны, нам не грозит голод – страх, идущий из глубины времен. В одной из своих бесед р. Штейнзальц напоминает, что «евреи в большинстве своем на протяжении веков жили впроголодь, и историческое свидетельство тому – еврейская кухня. Гефилте фиш и форшмак – классический пример, как из минимума сделать максимум...»

Еда поддерживает жизнь, наполняет силами, возбуждает воображение, радует. Общее принятие пищи объединяет и защищает, укреп­ляет и поддерживает нормы и обычаи. Сигнализирует: «я разделяю с тобой трапезу, у меня добрые намерения». Правда, не для всех. Некоторые считают пищу, прочие физиологические моменты и в целом телесность чем-то постыдным и греховным. Кто-то утверждает, например, что есть нужно только в уединении. Евреи же не расщепляют мир и самих себя на «духовное – хорошее» и «материальное – плохое». «Такой взгляд для нас совершенно неприемлем, – говорит р. Штейнзальц. – Мы считаем, что сама по себе материя нейтральна: все определяется отношением к ней».

Словом, еда выполняет множество самых разнообразных функций. «Что-то, воля ваша, недоброе, – говаривал всеведущий булгаковский герой, – таится в людях, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы…»

Ни одна духовная традиция не обходит вниманием принятие пищи и многочисленные вопросы, связанные с ней. Еврейская традиция говорит, что, кроме физического и эстетического, существует и третий смысл питания – духовный, и его надо бы поместить на первое место. Он означает – принятие в себя даров окружающего мира и возвышение их до высочайшей доступной для них ступени – превращения их в человека. Из веществ, которые мы поглощаем, строится наше тело, а духовное наполнение еды входит составной частью в душу.

ИзменитьУбрать
- И того, и другого!..
И можно без хлеба!
(0)

Герман Вук пишет: «…Правила кошерности действительно преследуют своей целью потребление евреями максимально чистой пищи. Но самое важное – в том, что соблюдающие их люди в одном из своих важнейших повсе­дневных действий придерживаются одного и того же образца, одного и того же ритуала – и придерживаются с древнейших времен… Как только человек, почувствовав голод, садится за стол, он через свои действия начинает ощущать себя кровно связанным со своим народом – со всеми остальными людьми, которые проделывают те же действия таким же точно образом, как и он.
…Нет ни малейшего сомнения в том, что законы питания оправдывают себя и являются не отжившими догмами, а действенными нормами современной жизни. Они – общественное орудие, позволяющее евреям оставаться живым и единым народом, помогающее отдельным людям сохранить свою еврейскую сущность» («Это Б-г мой»).

Кроме того, законы кашрута делают жизненно необходимыми самоконтроль и самодисциплину. Женщины хорошо знают, каково придерживаться диеты. Законы еврейского питания требуют от нас еще большего.

«Если человек живет для еды, она становится его господином и начинает угнетать его, помыкать им» (А. Штейнзальц). Правильное питание открывает путь к духовному просветлению и мудрости, неправильное же – оскверняет душу и наносит ей непоправимый вред, «закупоривает сердце». «…Тело получает от еды питательные вещества, а душа – Б-жественную "искру", находящуюся в природе пищи… Кошерная еда передает еврею духовное, интеллектуальное и эмоциональное богатство. И наоборот, некошерная еда притягивает человека к духовно "нищему" источ­нику» (jewish.msk.ru).

При этом, как справедливо отмечает Г. Вук, в Галуте строгое соблюдение законов требует от всякого еврея, который не живет отшельником, значительных усилий практически на каждом шагу – в ресторане, в поезде, в гостях. Чтобы не отступить от кашрута, ему нужно «обладать ясностью цели, силой воли и, разуме­ется, развитым чувством юмора…». Последнее необходимо, когда встречаешь скепсис и непонимание со стороны других людей.

В литературе – с благой целью – всячески акцентируется здоровая, «гигиеническая», медицинская сторона законов кашрута, их полезность и обоснованность. Однако еврейские мудрецы обычно не приветствуют рациональное объяснение кашрута. Они подчеркивают, что это «не просто постоянное подчинение неким сложным правилам, но всеобъемлющий образ жизни». Пусть производство продуктов становится сложнее и дороже, пусть умножаются кухонные хлопоты – все это в радость тому, кто, соблюдая заповеди, облагораживает прозаическую повседневную деятельность.

ИзменитьУбрать
- Это потому, что у кого-то слишком узкие двери!
- Нет, это оттого, что кто-то слишком много ест!
(0)

«Настоящая еврейская хозяйка подобна бдительному стражу, охраняющему домашнюю цитадель от трефной пищи. Первая ее забота – приобрести кошерные продукты у вызывающего доверие поставщика. … Но как бы ни были безупречны продукты, их невозможно правильно приготовить в некошерной кухне…» Ну, дальше вы, надеюсь, знаете, и вам не нужно в тысячный раз пересказывать законы кашрута.

Женщина несет ответственность за точное следование правилам кашрута у себя дома, даже если она не имеет специального образования. Любавический Ребе предложил женщинам класть монеты в «пышке» (копилку справедливости), когда они находятся в кухне, чтобы приготовление пищи было связано с помощью нуждающимся. Копилка должны быть прикреплена к стене или мебели, тогда она станет частью жилища – маленькая, но значимая деталь, которая делает кухню действительно еврейской.

«Еда – это одновременно и телесная радость, и радость общения, и благодарность Тому, Кто является источником всего сущего, – говорит р. Штейнзальц. – Еда выявляет сущность человека: она может его возвысить, а может превратить в животное… Проблема менее всего в рецептуре и сервировке – проблема в том, что ты при этом думаешь».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №104 > Культ еды или возвышение?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-25 08:18:55
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет