БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №104 > Вы умеете водить машину?
В номере №104

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

Вы умеете водить машину?
Интервью вела Светлана ЛЕХТМАН

Два холодильника, два умывальника, два комплекта посуды… Фантазии дантиста Шпака? Отнюдь. Просто кашрут. Правила еврейской кулинарии и, пожалуй, образ жизни. Теоретиком и практиком этого искусства является Довид Фельдман.

– Что значит «кошерный»?
– Наверное – шикарный.

(Диалог в маршрутке, проезжающей мимо еврейского ресторана)

ИзменитьУбрать
Довид Фельдман
(0)

Довид, как давно вы соблюдаете кашрут?

– С 93-го года. Я поступил в иешиву в Москве, в Марьиной роще, и с тех пор соблюдаю кашрут.

Сложно было начинать?

– Ну, тогда было сложно. Правда, есть люди, которые и сейчас жалуются на то, что дорого и что ассортимент кошерных продуктов не такой большой. А тогда просто сетовали на отсутствие продуктов. То есть понятно, что кошерными были овощи, фрукты, каши. Еще рыба – не проблема. А вот мясное и молочное – табу. Я даже вспоминаю, как однажды почувствовал во рту вкус растаявшего мороженого, которого уже давно не пробовал. Я почувствовал вкус, не пробуя его. Это было просто желание.

Как ваша семья восприняла идею кашрута?

– (Улыбается.) О, с трудом. С трудом они восприняли, и сами переходить на кошер не захотели. Я поставил себе отдельную решетку на плиту, отдельные кастрюльки, отдельные тарелочки. Отдельно для меня надо было готовить, а это вызывало определенные сложности. Случалось, что не туда что-то положили, не туда поставили. Были даже ссоры, поскольку я говорил, что это есть не буду. «Я старалась, готовила, – возмущалась бабушка, – а ты теперь это кушать не будешь?!» А когда я приходил в гости к другой бабушке, и она хотела меня угостить, я отказывался. Она переживала: «Вот раньше хороший был внучек, хорошо кушал, а сейчас, что ни предложишь, от всего отказывается».

Сейчас бабушки правильно готовят?

– Да, конечно. Теперь они сами стараются соблюдать кашрут, пусть не в той степени, что я, но разделяют мясо с молоком и обязательно держат для меня отдельную посуду.

Довид, можно ли считать все фрукты, овощи и каши из обычного магазина априори кошерными? Я слышала, например, что с израильскими все не так просто.

– Действительно, с израильскими есть определенные проблемы. Например, от урожая, выращенного на Святой Земле, надо отделять определенную часть: налог, который отделяли для священнослужителей. И хотя сейчас Храма нет, все равно отделять необходимо. Потому что, если не отделено, это запрещено к употреблению.

То есть, когда мы видим в наших супермаркетах израильские фрукты, мы не знаем…

– Мы не знаем, отделена часть или нет, и в этом проблема.

И еще седьмой год – год шмиты, когда мы даем природе отдохнуть…

– Да, и плоды этого года нельзя есть. Есть еще проблема ?рла. Первые три года дерево может плодоносить, но эти плоды абсолютно запрещены в пищу. А также запрещено извлекать выгоду от этих плодов.~

А любоваться можно?

– Ну, любоваться можно.

Есть какой-то знак, что данная израильская продукция годна к употреблению?

– Если есть знак кашрута – ѓекшер, то пищу можно употреблять.~

А что из украинских продуктов без ѓекшера можно есть?

– Рыбу, как мы уже говорили. То есть, как оговаривает Тора: рыбу, которая имеет чешую и плавники. Поэтому, например, такая рыба как угорь не подходит. Омары, раки, креветки – все это нельзя употреблять. Люди часто ошибаются и думают, что евреям только свинину нельзя. А на самом деле раки – это та же свинина. Человек, который ест креветку, так же нарушает, как и тот, кто кушает свинину. Кроме того, запрещено употреблять насекомых. По этой причине мы, когда покупаем овощи, проверяем их на наличие оных.

То есть, в капусте надо каждый листик промыть?!

– Достаточно проверить первые десять листов. А проверять нужно обязательно, потому что человек, который съедает насекомых, может нарушить даже пять запретов, а поедая свинину – только один. Я не призываю есть свинину, но просто многие думают: не ем свинину, значит, я уже соблюдаю кашрут.

Стопроцентный сок тоже считается кошерным. Если вы идете в магазин и не знаете, что вам можно пить, берите любой чистый сок, кроме виноградного. Но, например, на соке «Сандора» стоит ѓекшер, не на всех его видах, но есть список тех, которые кошерны.

К виноградному у нас особое отношение?!

– Вино и виноградный сок имеют отдельный статус. Проблема в том, что идолопоклонники использовали вино во время своих служб. Понятно, что вино, произведенное для идолопоклонничества, запрещено к употреблению. Мудрецы пошли дальше и запретили то вино, которое сделано неевреями: по той причине, что когда оно изготавливалось, может быть, имелось в виду, что оно делается во имя идола.

Как насчет других алкогольных напитков­?

– В советское время считалось, что любая водка кошерна, потому что она изготавливалась только из пшеницы. Сейчас же в водку добавляют различные вкусовые добавки и ароматизаторы. Поэтому сказать, что любая водка кошерна, невозможно. Хотя, если вы знаете, что в водке нет никаких добавок, то употреблять можно. В принципе, есть список этих самых «Е» добавок, которые кошерны. Я даже записал его в свой мобильный телефон: сам пользуюсь этой справкой, и, если мне кто-то звонит и спрашивает по поводу добавок, я могу сразу проверить.

А как обстоит дело с коньяком?

– Коньяк делается на коньячном спирте, который производится из винограда. И поэтому можно пить только коньяк с ѓекшером.

Настойки?

– Смотря, на чем они настояны или из чего сделаны. Есть, например, яблочное вино, которое не запрещено. Только с виноградным проблема.

Ну, хоть хлеб можно есть любой?

– С хлебобулочными изделиями не все так просто. В современный рецепт входят различные ингредиенты, добавки, и многие из них некошерны. В связи с этим просто сказать, что данный хлеб кошерный – невозможно. Слава Б-гу, у нас в Одессе с этим проблем нет: хлеб производится в общинных пекарнях, в еврейских ресторанах.

А сколько стоит, например, кошерная булка?

– Я не знаю. То есть я, конечно, покупаю, но цена не имеет большого значения, так как других вариантов у меня нет.

Была такая история. В Америке жили два великих раввина, и у них было разное отношение к советскому еврейству. Ведь советская власть уничтожила полностью еврейскую жизнь, и в связи с этим непонятно было, что делать с миллионами евреев в России. Любавичский ребе говорил, что этих евреев надо срочно спасать, им надо помогать. А Гаон раби Мойше Файнштейн, принадлежащий к литовскому движению в иудаизме, говорил, что там некому помогать – они уже вырваны из еврейского мира.

Это были 70-е годы. В Штаты приехали хасиды из Союза. В это время раби Мойше Файнштейн приболел, и Любавичский ребе сказал этим хасидам: поезжайте, исполните заповедь «проведать больного». Они приехали к раби Файнштейну, и он увидел, что перед ним сидят люди с бородами, кто в шляпе, кто в кепке. По ним было видно, что это религиозные евреи. И он их спросил: «Как вам удалось?» И один из приезжих ответил: «А у нас был выбор?»

Вот этот принцип, как минимум, я использую в еде. У меня нет выбора, поэтому – есть кошерный хлеб, и другого просто нет. Поэтому я не запоминаю цену.

Где вы делаете покупки?

– Обычно мы пользуемся услугами магазина «Аэропортовский»: через Интернет делаем заказ, и нам его привозят домой.

Говорят, что есть продукция, на которой стоит ѓекшер, но она недостаточно кошерна.

– Есть разные уровни кашрута. Тора подходит с минимальными требованиями, оставляя место для проявления нашего человеческого характера. Знаете, сказано, что Всевышний сотворил этот мир недоделанным, чтобы человек тоже был творцом, чтобы он тоже принимал участие в творении. Поэтому Б-г оставил некий зазор, где мы можем себя проявить.

Красиво. Проявлять себя можно и в кашруте?

– В том числе и в кашруте. То есть, Тора предъявляет нам минимальные требования, а дальше уже каждый «берет свою вершину» – ставит высоту, которую он может взять. Поэтому может стоять знак кашрута, но минимальный. Один человек берет и считает это нормальным продуктом, а другой говорит, что не будет это есть.

Проконсультироваться у кого можно?

– У любого раввина.

Ну, а что у нас с молочными продуктами – обязателен ли ѓекшер на молочных продуктах?

ИзменитьУбрать
Младшие Фельдманы
(0)

– Еврейские мудрецы запретили употреблять «нееврейское» молоко. Знаете, есть старый анекдот, когда в молочном отделе гастронома написано: «Сметану евреям не продавать». Прибегает заведующая: «Что за антисемитские выходки?» А ей говорят: «Вы эту сметану пробовали?» Это, конечно, шутка. А запрет основан на том, что в молоко иногда подмешивают различные вещества.

Есть и другие проблемы. Например, одно время я наблюдал за процессом надоя молока в частном хозяйстве – присутствия религиозного еврея при дойке достаточно, чтобы молоко считалось кошерным. Так вот, я заметил, что доярки смазывают вымя жиром. Они это делают потому, что так лучше для коровы. Но можно же использовать кошерный жир, а можно некошерный.

Поэтому, конечно же, лучше потреблять молочные продукты с ѓекшером. Есть молочные продукты, которые производит организация «Укркошер» в Донецке. Ресторан «Розмарин» несколько раз в неделю привозит молоко с фермы, в которой производится надой в присутствии учащегося иешивы.

Хватает на общину этой продукции?

– Думаю, что да.

Магазинное молоко, значит, считается некошерным?

– Предполагается, что фирма производит только молоко и ничего в него не добавляет, разве что с водой смешивает (улыбается). Потом это молоко пастеризуют и продают. Есть такие раввины, которые для начинающих соблюдать кашрут разрешают употреблять пастеризованное молоко. Встречается шоколад, на котором написано, что он кошерный для тех, кто употребляет «нееврейское» молоко. Для начинающих соблюдать кашрут это, в принципе, тоже вариант.

А мороженое у нас продается?

– Да, да, да – еврейские рестораны производят мороженое.

Мясо можно брать в любых магазинах?

– Только в специальных, потому что относительно мяса уже не существует такого понятия как «еврейское» или «нееврейское». Это обязательно должно быть правильно зарезанное животное – профессиональным резчиком. То есть шойхетом. Обязательно богобоязненным человеком, который знает Тору и соблюдает законы. И, кроме того, что животное должно быть правильно зарезано, обязательно необходимо проверить, здорово ли оно. Потому что есть определенный список болезней, которые автоматически делают это животное непригодным для пищи.

В принципе слово «кошер», если его правильно переводить на русский язык, – это «пригодный». Поэтому очень часто это слово применяют не только к еде, понятие «кошер» можно использовать практически для всего. То есть, допустим: кошерная мезуза, кошерная посуда и т.д.

Домашним хозяйством в основном занимается ваша жена?

– В общих чертах – да.

Она не жалуется, что кошерный дом сложно вести?

– На самом деле это несложно. Вы водите машину?

Нет. Побаиваюсь…

– Я думаю, научитесь – и удовольствие будете получать. Помню, когда я в первый раз сел за руль, было очень тяжело. Посмотреть в левое зеркало, посмотреть в правое зеркало. Не забыть переключить передачу, при этом – помнить, на какой вообще передаче ты находишься. Тормоз, газ, сцепление... и так далее, и тому подобное. Ужас! Сейчас я еду и не обращаю на это внимания, все делаю автоматически, и еще от этого получаю удовольствие.

Вот точно так же и здесь: сначала кажется, что кашрут – это тяжело, а когда вы втягиваетесь, то становится легко.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №104 > Вы умеете водить машину?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 06:48:00
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов