БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №107 > И было Слово...
В номере №107

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

И было Слово...
Подбор материалов Людмилы Клигман

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
А. Пушкин, «Пророк»

ИзменитьУбрать
(0)

Широко распространено представление, будто основная функция пророка – предсказывать будущее. Получается, что пророк – подобие современного прогнозиста, как писал Борис Слуцкий:

Пророк – про рок,
А прогнозист – про испещренный
формулами лист...

В действительности дело обстоит иначе.

ИЗБРАННЫЙ ПОСЛАННИКОМ

Сущность пророчества: сообщать народу повеления Всевышнего, указывая им на распространившиеся в народе преступления и укоренившиеся в нем грехи. Часто пророку позволялось заглянуть в будущее, чтобы он предостерег евреев от наказания, ожидающего их. Но предсказание будущего – это лишь одна из сторон пророчества, и не самая главная. Правда, в самом начале «деятельности», чтобы завоевать доверие к себе, пророк должен несколько раз предсказать события ближайшего будущего, которые произойдут у всех на глазах, и все убедятся в том, что он и в самом деле получает информацию свыше (Дварим, 18:21, 22).

«Невуа» (пророчество) образовано от «нив» (движение губ) – объясняет рав Зеев Мешков. Происхождение слова «невуа» указывает на силу пророчества, которое превращало человека в посланника, и в момент произнесения вложенной ему в уста речи разум зачастую отключался, позволяя губам двигаться по воле Небес. «И простер Б-г руку Свою и коснулся уст моих, и сказал мне Б-г: „вот Я вложил слова Мои в уста твои“» (Йермияѓу, 1:9). Слова Б-жественного откровения передаются не через органы слуха, а звучат в эмоциональном мире пророка, так же, как и пророческие картины не воспринимаются глазами, а открываются внутреннему взору.

Пророчество – основа иудаизма, как и само дарование Торы, и ее изложение в письменном виде, и объяснение ее стали возможны лишь благодаря величайшему из пророков – Моше. Моше отличался от других пророков тем, что достигал пророческого состояния в любое время, когда только хотел. Сообщаемые ему пророчества были ясными и не походили на туманные сны (Рамбам). «Не было больше в Израиле пророка, подобного Моше» (Дварим, 34:10).

РИШОНИМ И АХАРОНИМ

Кроме 48 пророков и 7 пророчиц, упомянутых в пророческих книгах, было множество людей, одаренных способностью воспринимать голос Всевышнего и видения, ниспо­сланные им. Но только те пророчества, которые имеют значение для всех поколений, были записаны и передавались как священные писания. Б-г обращался к Адаму, Каину, Ноаху и другим людям, но первый человек, о котором Тора засвидетельствовала, что он является пророком, – Авраѓам (Брейшит, 20:7). Всевышний открыл ему в видении, что его потомки будут находиться в изгнании, а затем совершат исход (Брейшит, 15).

Школы пророков
«Изучение Торы, тщательное соблюдение заповедей и постоянное самосовершенствование приводило к тому, что “Б-жественный дух снисходил на них” (Йешаяѓу). Пророки подобных школ нередко пользовались особыми приемами, в частности – прибегали к игре на музыкальных инструментах, чтобы дойти до такого состояния, когда окружающая действительность переставала существовать для них, и душа могла пребывать в покое и наслаждаться светом духовных сфер. Они не придавали большого значения миру материи и, обходясь грубым хлебом и водой, не заботились о том, как заработать на пропитание. Одеждой им служила накидка из необработанной шерсти и простой пояс. Их недостатком была оторванность от обычной жизни, нежелание решать проблемы всего народа и влиять на духовный уровень людей. Многие из них не создавали свои семьи. Такие группы пророков существовали на протяжении всего Периода судей и Первого Храма, но не они сыграли решающую роль в судьбе еврейского народа. В то время, когда большинство из этих пророков, забыв о проблемах народа, искали уединения и покоя и занимались исключительно самосовершенствованием, Всевышний избирал в каждом поколении тех редких людей, которые обладали широким взглядом, осознавали общие проблемы, любили весь народ и стремились исправить недостатки своего времени. Он дал им силы и способности и вывел на такой пророческий уровень, который недоступен тем, кто становится на путь самосовершенствования ради самого себя».
(р. Зеев Мешков, «Пророчество» )
С момента дарования Торы у горы Синай пророческий дар дается только сыновьям Израиля: «Просил Моше, чтобы Б-жественное Присутствие не оставляло сыновей Израиля, и было дано ему это» (Брахот, 7а). Очень важно, чтобы слова Всевышнего и пророческие образы были правильно поняты – чтобы не превратиться в лжепророчество. Прорицатель Билам стал наглядным примером того, что нееврей направляет данные ему духовные силы на злодейство. (Бемидбар, Балак). О Биламе говорится: «Вначале был пророком, а потом стал колдуном» (Санѓедрин, 106а).

Во времена Шауля в Геве существовала школа пророков. Тех, кто мог предсказывать события в жизни отдельных людей или помогать найти им потерянное, называли ясновидцами.

На прорицателей часто возлагалась нелегкая задача – быть наставниками царей. Пророки Натан и Гад упрекали Давида за его грех и предупреждали, что против него возго­релся Б-жественный гнев.

Сотни пророков действовали в Северном царстве и противостояли царю Ахаву, насадившему идолопоклонство. И когда они подверглись преследованиям и были вынуждены скрываться, Всевышний послал в Северное царство Элияѓу ѓа-Нави и его ученика Элишу. Они заново заложили там основы веры во Всевышнего.

Среди пророков, действовавших в Южном царстве, наиболее известен Йешаяѓу. Он жил в трудный период владычества Ассирии, цари которой повсюду насаждали свою культуру. Во времена царя Ахаза это привело к распространению идолопоклонства в Иудее. Йешаяѓу потребовал от сына Ахаза Хизкияѓу восстать против диктата Ассирии, и Иудея встала на путь борьбы. Это привело ко вторжению Санхерива, разрушившего к тому времени Северное царство. Йешаяѓу и Хизкияѓу удостоились чуда: войско Санхерива умерло в одну ночь под стенами Йерушалаима от неизвестной болезни. Перед Йешаяѓу, в отличие от пророков Северного царства, стояла не только задача борьбы с идолопоклонством, но и необходимость искоренения неискренности среди тех, кто считал себя служителями Всевышнего. Йешаяѓу не признавал служение Всевышнему, сочетающееся с притеснением, порабощением и обманом ближних. «Слушайте слово Б-га, властители Сдома, внемлите Торе Всесильного нашего, народ Ѓаморы, – обращался он к недостойным правителям и бесчестным людям. – „К чему мне множество жертв ваших?“ – говорит Б-г. – „Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота... Учитесь творить добро: установите справедливый суд, поддержите угнетенного, вступайтесь за вдову“» (Йешаяѓу, 1:10-18).

Пророк Йермияѓу жил в конце периода первого Храма и предсказывал его разрушение. Его не послушали, и только после трагедии, постигшей Йерушалаим, пророчества Йермияѓу были восприняты и дали жителям Иудеи силы для раскаяния и продолжения жизни в изгнании.

Джоан Комэй в книге «Кто есть кто в Ветхом Завете» назвал Йермияѓу «гигантом еврейского пророчества», а историк С. Дубнов – «великим народным трибуном, воплощенной совестью народа».

Йехезкиэль был угнан в Вавилон за десять лет до разрушения Храма вместе с плененным царем Йехонией. Его деятельность сыграла решающую роль в том, что жители Иудеи не растворились в изгнании среди других племен, а пророчества вселили уверенность в том, что в будущем к Израилю вернется его величие.

Пророки оказали большое влияние на сынов Израиля и в период возвращения из вавилонского плена. Они во многом определили облик возродившегося государства. Жизнь и деятельности Зхарьи относится к началу периода второго Храма. В тот же период удостоились пророческого дара Хагай, Малахи, Эзра и Нехемия. По традиции их принято называть последними пророками – «ахароним», в отличие от тех, которые жили в период первого Храма, и которых называют «ришоним» (ранние, или первые пророки).

ИзменитьУбрать
(0)

СБЫВШИЕСЯ ПРОРОЧЕСТВА

ИзменитьУбрать
В книге пророка Йешаяѓу
написано, что город Вавилон
будет разрушен и после этого
«не будет заселен никогда»
(0)

«Одна из основ религии – знание того, что Б-г посылает людям дар пророчества» (Рамбам).
«Каждое из пророчеств было дано в связи с проблемами времени, поколения и поведения людей» (Раши, Хулин 137а).
Пожалуй, самое потрясающее пророчество, данное Торой, – это то, что еврейский народ никогда не исчезнет. Как известно, на протяжении истории в мире существовали сотни народов и племен, но за прошедшие 5000 лет многие их них не оставили после себя и следа. Одни вымерли из-за болезней и природных катастроф, другие были истреблены врагами, а большинство просто растворились в других народах… Противоположность всему этому – удивительный факт выживания и сохранения духовности нашего народа. Это абсолютно уникальное явление, которое невозможно предвидеть заблаговременно. И, тем не менее, Тора заранее обещает в книге Ваикра: «Но и при всем этом, когда они будут в земле их врагов, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, ибо Я Г-сподь, Б-г их». Этот стих – посреди главы о гневе Всевышнего и Его возмездии; за несколько стихов до этого Тора описывает разрушение Храма, войну и бедствия, которые предшествуют этому разрушению и будут сопровождать его. Рав Мордехай Нойгершл отмечает: «Тора, таким образом, знала заранее, что будут бедствия и страдания, но вместе с тем она обещает, что народ Израиля никогда не будет уничтожен».

Еще одно потрясающее пророчество – данное Йермияѓу и Йешаяѓу – о Вавилоне, центре могущественной империи, впервые разгромившей Израиль. Йермияѓу предсказал могучему Вавилону разрушение: «И будет Вавилон, краса царств, великолепие халдеев, как Сдом и Ѓамора, низверженные Б-гом. Никогда не будет он заселен, и не будут жить в нем вовеки, и араб не раскинет там шатра, и пастухи не положат там (скота своего)». Огромный риск – предсказывать такое, тем более, если идет речь о таком городе, как Вавилон, который многие мечтали отстроить и властвовать из него над своим царством, как продолжатели дела Невухаднецара (Навуходоносора). Александр Македонский хотел сделать Вавилон столицей своей империи и мобилизовал на восстановление города 10 тысяч человек. Но великий завоеватель неожиданно умер, и его империя распалась. Так сбылось еще одно пророчество: «Лечили мы Вавилон, но он не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою страну» (Йермияѓу, 51:9).

«Красть, убивать, прелюбодействовать, клясться лживо и воскуривать Баалу, и следовать за чужими богами, которых вы не знали… А (потом) приходить и стоять предо Мною в доме этом, названном именем Моим, и говорить: „мы спасены“, чтобы (опять, после этого) совершать все эти мерзости. Разве пещерой разбойников стал в глазах ваших Дом этот, названный именем Моим?» (Йермияѓу, 7).
А вот народу Израиля Йермияѓу предвещает выживание в любой ситуации. Он всегда будет «народом перед Всевышним», никогда не прекратит заниматься Торой: «А Я – вот завет Мой с ними – сказал Г-сподь: дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые Я вложил в твои уста, не отойдут от уст твоих, и от уст твоих потомков, и от уст потомков твоих потомков, – сказал Г-сподь, – отныне и вовеки» (Йермияѓу, 59:21). И действительно, в мире нет народа, у которого древний образ жизни сохранился бы на протяжении столь долгого времени. Когда находят тфилин двухтысячелетней давности, они подобны тем, что мы надеваем сегодня; когда откапывают древние миквы, выясняется, что они построены по тем же ѓалахическим параметрам, по которым они строятся и сегодня. Удивительно, как Тора сохранилась в качестве системы законов повседневной жизни на протяжении столь длительного времени. Поскольку это явление не встречается у других народов, невозможно предвидеть его заранее. И, тем не менее, пророки знали, что так будет…

Тема, проходящая красной линией через книги всех пророков, – предсказание изгнания и последующего собирания сынов Израиля со всех концов Земли, восстановление государства и Храма. Тора описывает, как будут жить евреи в изгнании (и здесь нужно еще раз подчеркнуть, что, по всем мнениям, Тора была написана намного раньше, чем был разрушен Второй Храм, т.е. по крайней мере около 70 г. н.э.). «И рассеет тебя Г-сподь по всем народам, от края земли и до края земли». И действительно, нет другого столь разбросанного по миру народа! (Это пророчество полностью исполнилось после Второй мировой войны, когда евреи добрались до самых удаленных стран – Новой Зеландии, Мадагаскара и пр.)

Тора пророчествует: «Но и между теми народами ты не успокоишься, и не будет покоя ступне твоей ноги» (Дварим, 28:65). Большинство стран изгоняли своих евреев хотя бы один раз. Кто мог бы предвидеть, что разные страны будут едины в отношении к евреям?

На протяжении многих сотен лет страдания на чужбине и преследований за веру именно слова пророческих книг, обещавшие возвращение на родину и утешение, звучавшие во всех синагогах мира, поддерживали дух народа, вдохновляли отчаянных переселенцев, с риском для жизни добиравшихся до Святой Земли.

Вера в истинность текстов еврейских пророков сыграла решающую роль в образовании государства Израиль. Министр оборонной промышленности Великобритании Дэвид Ллойд-Джордж спросил у выдающегося химика Хаима Вейцмана, разрабатывавшего в годы первой мировой войны взрывчатые вещества, какую награду он хотел бы получить. В ответ он услышал: «Землю для моего народа». «Идея возвращения в Цион сразу же вдохновила Ллойд-Джорджа, так как он верил в предсказания пророков» («Амуд ѓа-Эш», Игаль Лосин).

Пророческие тексты не утратили своей актуальности и сейчас. Они вдохновляют на борьбу за целостность Земли Израиля. Все большее значение приобретают предсказания пророков о том, что еврейский народ, собравшийся на своей Земле, сыграет решающую роль в исправлении всего мира. «И пойдут многие народы, и скажут: Давайте взойдем на гору Б-га, в дом Б-га Яакова, и укажет (Он) нам пути Свои, и мы пойдем по дорогам Его. Ибо из Циона выйдет Тора и слово Б-га – из Йерушалаима» (Йешаяѓу, 2:3-5).

Несмотря на то, что пророки обращались исключительно к еврейскому народу, они повлияли на всю европейскую культуру. Благодаря Торе и пророкам среди нееврейских народов возникло представление о неслучайности всех событий и некой конечной цели, к которой стремится весь мир.

По материалам: р. Зеев Мешков, «Пророчество», midrasha.net;
р. Мордехай Нойгершл, «Пророчества
в Торе Израиля», toldot.ru


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №107 > И было Слово...
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-25 04:34:29
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Dr. NONA Jerusalem Anthologia