БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №107 > Что такое Каббала?
В номере №107

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

Что такое Каббала?

Мы живем в интересное время: нееврейское общество настолько увлечено одной из сторон нашего старого доброго иудаизма, что готово платить деньги за удовлетворение своего интереса. И немалые…

Раввин Йосеф Херсонский:

В «каббалистическом бизнесе» используется весь спектр ресурсов: от музыкальных клипов и футболок с каббалистической символикой до детских каббалистических книжек и декларативно опальных кружков. Каббалистическое творчество скандальных поп-звезд и мелкой руки бизнесменов не вызывает резкой реакции со стороны ортодоксального еврейства – было бы с кем спорить! Так же поначалу относились и к деятельности коммивояжеров от Каббалы.

Однако со временем обнаружилось, что бизнес-талант «неокаббалистов» превышает все ожидания. Знающий человек сразу видит несбыточность обещаний и безграмотность «преподавателей», но простой смертный еврей или нееврей (контингент упомянутых кружков, в основном, нееврейский) принимает весь этот бизнес за чистую монету.

————————————————————————————————————————————————

Раввин Адин Штейнзальц:

ИзменитьУбрать
(0)

Разговор о Каббале стоит начать с напоминания о том, что она является неотъемлемой органической частью иудаизма – учением которое принято всеми магистральными иудаистскими течениями, одним из разделов Устной Торы. Появившиеся в последнее время попытки противопоставить Каббалу иудаизму или отделить ее от него – просто некорректны.

Существует Писание (Письменная Тора, ТаНаХ), которое христиане почитают и называют «Ветхим Заветом». Кроме него, есть Предание (Устная Тора), которая представляет собой необходимое разъяснение, расшифровку и анализ текста Торы Письменной; эти части целого синхронны и неразрывны.
Устная Тора включает в себя четыре подхода к исследованию и пониманию текста ТаНаХа­. Хотя каждый из них имеет свою систему правил и развивается в собственном направлении, они неразделимы, составляя в своей совокупности гармоничное единство, дополняя и уточняя друг друга. Следует особо подчеркнуть, что такое деление ни в коем случае не может рассматриваться как иерархическое, отражая лишь разницу в целях и методах учебы. Это:
пшат – буквальный смысл текста,
ремез – намек,
друш – аллегорическое толкование,
сод – скрытый, потаенный смысл.

Издревле их совокупность называли аббревиатурой ПаРДеС (это не просто аббревиатура, но и слово, означающее «сад»). Всякое нарушение гармонии и целостности, будь то между Письменной и Устной Торой или между частями каждой из них, является одно­значным отказом от традиции иудаизма и попыткой разрушения его основ.

Четвертое из перечисленных выше направлений, сод, и является, собственно говоря, тем, что принято называть Каббалой. Надо отметить, что в традиционном еврейском контексте у этого слова нет «привкуса» магии, привнесенного в него европейской эзотерической традицией. Оно означает просто «преемственность» и, в определенном смысле, может быть отнесено и к иным частям Устной Торы. Но именно изучение скрытого смысла текста и принято называть Каббалой, то есть, буквально, педантичной и точной изустной передачей от учителя к ученику. Связано это с тем, что и после того, как все иные области Устной Торы начали фиксировать письменно, знание Каббалы еще долгое время продолжало оставаться за рамками этого процесса.

Кто бы ни занимался Каббалой на протяжении тысячелетий устной передачи традиции – пророки, знатоки Закона, мудрецы, моралисты­, – одно оставалось неизменным: все они делали это вполне профессионально и систематически.

Язык Каббалы

Уже в самом тексте ТаНаХа упомянуты так называемые «пророческие школы», ученики которых исследовали то, что сегодня назвали бы эзотерическими и мистическими аспектами «слова и бытия». Со временем процесс накопления знаний в этой области привел к неизбежной структуризации материала, возникали школы и направления, формировались символический язык и терминология. В конце концов, тексты стали фиксировать письменно. Но и после того, как труды каббалистов стали записывать, эти записи предназначались для коллег, а не для профанов, и отчасти поэтому велись на особом языке, отличающемся специфическими понятиями, ассоциативными связями и недоговоренностями, – «защита от несанкционированного доступа», если воспользоваться современной терминологией.

По сей день именно эти трудности в изучении текстов Каббалы являются основной причиной проблем для начинающих свое знакомство с ней. Они ставят непреодолимый заслон перед теми, кто не знает в совершенстве иврит и арамейский и не «вписан» в контекст еврейской цивилизации. Без знания терминологии, без возможности отследить ассоциативные ряды и символику любая попытка исследования текста Каббалы обречена на неудачу.

Профессиональная пригодность

Еще одна не менее важная проблема состоит в том, что от мудреца требуются отнюдь не только знания и интеллект, но и наличие определенного морального уровня. Есть целый спектр занятий, пригодность к которым определяется не только формальными знаниями и профессиональными навыками. Я не доверюсь судье, врачу, учителю, о которых известно лишь то, что они вполне грамотны. По отношению к Торе это требование однозначно: человек должен не только изучить написанное в ней, но и жить в соответствии с ее законами.

О том, кто изучает Тору на умозрительном уровне, не претворяя ее положения в жизнь, у нас говорят, что его талес (талит, одеяние, в которое облачаются во время молитвы) подобен попоне на спине осла. Ведь Тора – не только литературный памятник и совокупность морально-этических наставлений. Она – Б-жественное откровение и предписывает определенный образ жизни, конкретные нормы поведения. И предание заповедей забвению, изъятие из Торы сферы их практической реализации – это все то же губительное разрушение ее целостности, о котором мы уже говорили.
Знаток текста Торы, не живущий по ее законам, не может быть мудрецом, учителем. Самим фактом пренебрежения заповедями он доказывает свое непонимание Торы. Именно по­этому большая часть каббалистических текстов посвящена вопросам правильного, оптимального пути исполнения заповедей, наполнения их смыслом и жизненной силой.

Опасное лекарство

Даже на уровне поверхностного знакомства с иудаизмом действует все то же правило сохранения пропорций и целостности. Нельзя, подсаживая больную клетку в здоровый организм, надеяться на благоприятный исход процесса. Если болезненное, изначально неадекватное понимание места и функции Каббалы в еврействе имплантируется, даже на уровне поверхностного знакомства, в иную культуру – последствия будут разрушительными.

Механизм, в общем, всегда одинаков: внесение искаженного, вырванного из контекста фрагмента одной культуры в другую неизбежно причиняет вред. Иногда немедленный ущерб очевиден, иногда проявляется через поколение, но результат предопределен.

Говоря о недобросовестной «прививке» Каббалы на ствол чужой культуры, следует остановиться и на еще одном аспекте: превращении Каббалы в магию. Если допустить отнюдь не всегда верное и уместное противопоставление науки и религии, место магии – рядом с наукой. Люди склонны считать магию чем-то околорелигиозным, порой – частью религиозного сознания. Но в своей основе она куда ближе к науке.

Если упрощенно объяснить это утверждение, то наука говорит примерно следующее: если при определенных условиях поместить в черный ящик А, на выходе мы получим В. Вне зависимости от намерений экспериментатора, его порядочности и морали – исход предопределен объективными условиями и законами. То же самое утверждает магия: произнеси некую формулу, смешай золу очага с пеплом вороны и соком вишни – и на выходе ты получишь искомый результат. В этом контексте несущественно то различие между ними, что наука дает воспроизводимую и адекватную картину и ее методы обычно приводят к искомому результату, а магия торгует иллюзиями, и ее методики результата не дают.

В религии все иначе: результат процесса зависит не только от манипуляций и обрядов, но и от моих личных отношений со Всевышним, от того, что я собой представляю. И если в религии Его воспринимают как автомат, если с помощью повторения неких формул или свершения ритуалов пытаются «заставить» Его действовать по нашей воле, – религия превращается в магию.

Ах, как нам хочется…

Магия не лишена притягательной силы, более того, для определенного сорта людей она куда привлекательней религии. Тот, кто ищет легкие решения сложных проблем, всегда предпочтет магию, которая дает «методику чуда»: скажи то-то, сделай то-то, и все изменится, причем немедленно.
Человек, желающий вызвать существенные перемены в самом себе или в мире, не может надеяться достичь результата зазубриванием и повторением магических формул. Каббала – интегральная часть иудаизма. Тот, кто пытается представить ее объективной, как научную отрасль, вольно или невольно скатывается к магии, в лучшем случае – бесполезной.

Совершенно несущественно, тратит ли человек время на принесение в жертву черного петуха или повторяет вырванные из контекста слова. Впрочем, в результате, кроме тушки петуха, он имеет иллюзию духовного действа и, самое приятное, искренне верит в свое приобщение к элитарному кругу. Трудно сказать, какое из этих заблуждений вредней, но то, что ни одно из них не прибавляет душевного здоровья, – очевидно.

Именно иллюзия «приобщения к приобщенным» делает секты, заигрывающие с мистической «наукой о Каббале», особенно привлекательными для людей, страдающих от житейских неудач, душевных недугов и кризисов. Это легко понять – им так хочется из страдальцев и парий «перейти в высшую лигу», заучив «древо сфирот» и арамейские термины. Магия – убежище тех, кто не в состоянии справиться с жизненными задачами, с собственными душевными проблемами, оставаясь на почве реальности.
Не всегда речь идет о неудачниках, порой и очень сильный человек в минуту кризиса хватается за соломинку магии. Кроме того, среди тех, кто идет за «озаренными», мы часто встречаем человеческий тип, знакомый совсем из другой сферы жизни, – тип игрока. Порой у него нет уже ни семьи, ни денег, но он уверен: карта ляжет как надо, барабан лотереи совершит оборот – и жизнь изменится магическим образом.

Переходя в «приобщенные», многие пересекают не только границу между реальным и иллюзорным, но и рубеж, отделяющий жизнь по законам от вседозволенности. Нормой для сектанта-мистика является глубокая уверенность в своей свободе от законов, заповедей, правил. Ход рассуждений примерно таков: законы писаны для темных масс, для них они даже необходимы; мы же, избранные, знаем прямую дорогу, духовную. Это верно для играющих в Каббалу в той же мере, как и для сайентологов и прочих.

Всем, кто занимается Каббалой по «новым научным методикам», следует помнить: человек, читающий книги в жанре научной фантастики, ученым не становится.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Нельзя объять необъятное, поэтому остановимся лишь на еще одном, последнем из поднятых в этой статье, вопросе. Он может показаться техническим, но касается самой сути. Тора, как Устная, так и Письменная, неотделима от языка, на котором она дарована. Перевод может служить, да и то не всегда, подспорьем для поверхностного знакомства. Чтение переводов и даже их усердное изучение никогда не приведет к сколько-нибудь серьезному пониманию. Это относится к переводу любого сакрального текста, но к Каббале более, чем к любому другому: ведь все ее рассуждения построены на тонкостях и нюансах языка, вплоть до формы букв и их сочетаний. Многие, если не все, идеи Каббалы в переводе просто теряют смысл. Это может прозвучать странно: неужели, чтобы познакомиться всерьез, например, с русской культурой, достаточно читать переводы, а для знакомства с еврейством надо выучить язык?

Во-первых, фундаментальное изучение любой культуры, русской в том числе, требует знания ее языка. Во-вторых, в отношении сакральных текстов это требование становится категорическим. Не случайно нюансы перевода становились поводом для войн и возникновения новых религий. В-третьих, и это, возможно, главное – для серьезного изучения еврейской традиции потребны такие интеллектуальные усилия, что изучение одного-двух языков на этом пути не составит и пяти процентов от общего необходимого труда.

Материал подготовил раввин Ишая Гиссер (печатается в сокращении),chabadrego.org

В Устной Торе есть огромный подраздел, который посвящен процессу Творения мира и устройству духовных миров (на иврите – маасе берешит и маасе меркава). Этот подраздел и называется Каббалой.

Духовный мир (если говорить обычным человеческим языком) очень близок к Творцу, о чем мы можем говорить, разумеется, очень условно, близок – к Единому. Углубленное, серьезное изучение, постижение духовных миров поднимает человека к высокому уровню осознания Единства мира.

И это таит в себе опасность: постепенно стираются границы между добром и злом, правым и левым, низом и верхом... И в самом деле: ведь мир – Един.

Поэтому упомянутый подраздел Устной Торы надо изучать только с учителем. И только – индивидуально. Об этом прямо сказано в трактате Талмуда Хагига (лист 11): маасе берешит можно преподавать двум ученикам (если уровень их подготовки высок) или одному (если знания ученика – не выше общего уровня). Маасе меркава в любом случае разрешается преподавать только одному ученику (строго индивидуально).

Поэтому учение и называется – Каббала, что в переводе с иврита означает – передача и получение. Учитель передает, ученик (один) – получает.

Минимальный уровень ученика – многолетнее серьезное изучение Торы, стремление соблюдать все заповеди Торы, уважение к Учителям, реально проявленная любовь к еврейскому народу и к Всевышнему.

Когда приходится говорить о том, что знакомство с понятиями Каббалы и ее постижение – не одно и то же, я, признаться, всегда испытываю ощущение неловкости. Получается, что я будто бы стараюсь «закрыть» возможности постижения Каббалы тем, кто хочет получить знания.

Но это не так. Мне просто больно видеть, как люди обманывают себя (или других), а результат может оказаться не безобидным.

Элияѓу Эссас, evrey.com


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №107 > Что такое Каббала?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 03:32:50
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA