БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №109 > Между мирами
В номере №109

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-2
Интересно, хорошо написано

Между мирами
Анна Мисюк

Вот вам история. Однажды ошибся Бешт. Ему сообщили, что в одном местечке схватили нескольких евреев по кровавому навету и мучают их. Бешт сказал с уверенностью, что они останутся в живых. Но их убили. Что же произошло? Не уведомили небеса Бешта о несчастье потому, что сила его святой молитвы могла бы уничтожить то, что было уже решено, а тогда должны были бы произойти еще большие бедствия.
Или еще история: в золотой карете приехал великий и могущественный муж Мойше Монтефиоре из Лондона, чтобы пригласить к себе рабби Гершона Танхума и учиться у него Торе.

И еще история, и еще... Полные имен, фантазий, духовных поучений – все эти истории передавались сотню лет из уст в уста в народе, проживавшем в маленьких местечках-штетлах на западной границе Российской империи.

Пришел 20-й век, а с ним – погромы, войны, революции, Катастрофа европейского еврейства. Местечки опустели, а то и вовсе исчезли с карты. Там теперь другие города и другие люди. Но истории, песни, творчество еврейского народа сохранились, и одним из первых, кто посвятил себя делу их спасения, стал С. Ан-ский.

Шлойме-Занвл Рапопорт (он предпочитал писать «Раппопорт» – даже когда стал Семеном Акимовичем Ан-ским) родился в 1863 г. в местечке Чашники Витебской губернии. Его мать Хана (из ее имени и возник псевдоним) содержала небольшой трактир, а отец Арон был курьером крупной московской компании Поляковых.

Самостоятельный жизненный путь наш герой начинает в Витебске. Этот город – легенда еврейского искусства, он вдохновил целое поколение художников. Великий Марк Шагал заставил мир ахнуть перед образами еврейского Витебска. Оттуда – из мира летающих влюбленных, волшебно окрашенных домишек и глазастых философов, – начинает 18-летний Шлойме Раппопорт свои путешествия по свету, свое открытие людей, стран, миров.

Его юность – эпоха великих реформ в России и еще большей жажды все новых перемен. Молодые грамотные энтузиасты понимали, что для перемен нужна сила, и благородно видели источник этой созидательной творческой силы в просвещенных народных массах. «Народники» уходили в села – учить и просвещать, живя общей жизнью со своим народом, – так называемое «хождение в народ».

Так поступил и Шлойме-Занвл. Народническая идея уводит его в шахты Донбасса, а затем и на тульские заводы. Его руки хорошо знакомы с лопатой, кайлом и тачкой, но вечерами он заставляет огрубевшие пальцы сжимать перо, чтобы описать людей, с которыми сблизился, их мучительную жизнь и почти безысходную темноту. Молодой еврей-народник организует среди шахтеров кружки для чтения вслух и обучения грамоте. Его очерки из шахтерской жизни, опубликованные столичной периодикой, привлекают внимание, но не только деятелей культуры, а и… полиции.

Арест был краткосрочным, но, несмотря на рабочую закалку, сидеть в тюрьме нашему герою не понравилось, и он решает покинуть пределы империи, из народника-практика становится теоретиком. С 1892 по 1905 гг. он живет в Париже и работает личным секретарем, не чьим-нибудь, а самого Петра Лавровича Лаврова – классика русского народничества.

Первая русская революция 1905 г. застает Ан-ского во Франции. Он знакомится с бежавшим за границу священником-расстригой Гапоном, центральной фигурой Кровавого воскресенья – личностью самой странной и необъяснимой в истории русских революций. Ан-ский вместе с Гапоном работал над антипогромной брошюрой. В воспоминаниях он отмечал незаурядную психическую силу этого человека и одновременно его равнодушие к понятиям добра и зла. «Если нельзя получить свою правду через Б-га, – говорил Гапон, – то нужно попробовать другой (т.е. сатанинский – А.М.) путь». Эту же фразу произносит герой знаменитой пьесы Ан-ского «Диббук», он считает, что если нельзя через Б-га, то сатана тоже свят, ибо сотворен Б-гом же.

После октябрьского манифеста Ан-ский возвращается в Россию. В период меж двух революций и происходит резкий поворот его жизненного интереса к еврейскому культурному наследию и, наконец, – к сионизму.

Есть исторические факты, известные всем, но люди по-разному способны видеть и понимать. Наблюдая начало 20 века, которое, с одной стороны, несло погромы на плечах революций, а с другой – разрушительный вал ассимиляции, Ан-ский понимает, что пришло время воспитания и укрепления национальной психики еврейского народа, – прежде всего, через глубокое осознание культурных корней.

При непосредственном участии Ан-ского было создано в Петербурге Еврейское этнографическое общество, которое становится базой для его специальных экспедиций за культурными сокровищами страны «Штетл».

Половина наших познаний по истории культуры восточно-европейских евреев имеет источником труды Ан-ского. Не его в том вина, что по обстоятельствам ли, лености душевной или экономии чувств мы не очень себя этими познаниями отягощаем. Посещая клезмерские фестивали, выставки еврейского искусства, снимая с полки томик еврейских сказок или хасидских майс, листая энциклопедии, помните, что в основе всего этого – архивы знаменитых экспедиций С. Ан-ского.

А венцом этой деятельности стало замечательное произведение – пьеса «Диббук», без которой, наверное, имя Ан-ского было бы в наше время уже достоянием только благодарных, но немногочисленных профессионалов. Но, с другой стороны, немногим удается создать произведение, пережившее столетие.

С. Ан-ский после большевистского переворота покинул Россию и поселился в Вильно. Там впервые еврейская труппа поставила на сцене «Диббук». В 1920 г. виленская труппа повезла спектакль на гастроли в Варшаву, Ан-ский поехал с ними. В Варшаве после спектакля он скончался от инфаркта в возрасте 57 лет.
«Диббук» – одна из легенд мирового театра и визитная карточка еврейского театра. Именно с этой пьесы начинал великий режиссер Е. Вахтангов, с «Диббука» началась «Габима» – первый современный театр на иврите. Часто пишут о ее постановках, балетах, экранизациях, и лишь вскользь при этом упоминают автора как «автора одного произведения». А ведь у Ан-ского вышло более десятка книг.

У пьесы почти сказочная фабула. Жили-были два друга, и родились у них дети, у одного – сын, а у другого – дочь. И обручили они своих детей чуть ли не при рождении. Потом один из друзей умер, и сын его остался бедным сиротой. А второй  решил, что он уже не обязан соблюдать прежний обет, а лучше выдаст свою красавицу-дочь за богатого жениха. Лишившись надежды на обладание любимой, юноша ищет в каббалистических тайнах ключи к запретному счастью и умирает, вступив на темный путь. Но душа его, неупокоенная, вселяется в невесту. Это и есть «диббук» – человек, одержимый чужой душой, застрявшей меж мирами. Девушка тоже умирает, не в силах противиться темной бездне чувства. В пьесе есть и свадебные обряды, и диспуты о путях Каббалы, и истории о чудесах и праведниках. Например, в пьесу вплетен еще один сюжет о несостоявшейся свадьбе. Есть в местечке одна святая могила, там похоронены новобрачные, убитые повстанцами Кармелюка. Эта пара встретила смерть, стоя под хупой, мужем и женой им стать так и не пришлось. С тех пор в местечке принято, чтобы все новобрачные приходили поклониться этой могиле и вели вокруг нее танец, дабы порадовать «святую пару». Один из лейтмотивов пьесы – этот танец на кладбище, невозможное соединение несовместимого.

Это всего лишь один из примеров того, как непроста фабула пьесы – ее сюжет сложен и многомерен.
Семен Ан-ский, как половина еврейской молодежи в Российской империи, верил в социальные изменения. «Нет отдельного вопроса для еврея, – писал молодой Раппопорт, – когда решатся проблемы шахтеров, тогда не будет их и для еврея».

В экспедициях 1912-1914 гг. группа Ан-ского обследовала более 70 местечек, собрала более 700 предметов старины, записала 500 народных песен, до 1000 народных мотивов, огромное количество сказок, легенд, поговорок, зарисовывала одежду и украшения, составляла описания синагог, надгробий, построек, многое фотографировали, впервые была осуществлена запись на фонограф еврейских напевов.
Через 15 лет С. Ан-ский напишет: «Чем больше думаю, тем больше прихожу к убеждению, что еврейство лежит в 4000-летней психологии и 4000-летней культуре. Удастся нам приспособить нашу культуру к жизни – будем жить, не удастся – будем мучиться и выдыхаться, пока не умрем. А пришить нам чужие голову и сердце ни одному хирургу не удастся». И говорил в данном случае Ан-ский о евреях как народе, которому предстояло ответить на вызов истории обретением территориального национального дома. Недаром он был одним из немногих, кто глубоко понял и страстно поддержал в своих выступлениях проект Жаботинского о создании Еврейского легиона.

Ан-ский оказался настоящим пророком, когда писал, что «всепоглощающее время, как потоп, уничтожает не только вещественные памятники старины, но и стирает живой исторический материал традиции, исчезает бытие обычаев, забываются предания, искажаются и теряются песни». Он не мог знать, что насилие во много раз ускорит гибель страны «Штетл» и исчезновение «живого исторического материала» вместе с его носителями. Он не мог предвидеть, что его родной язык идиш не переживет даже одно поколение…

Ан-ский писал, что будет счастлив бесконечно, если удастся весь остаток жизни посвятить тому, чтобы сберечь «плоды еврейского коллективного творчества, отражающие взгляд народа на пройденную им полосу жизни».

И он был счастлив – посвятив последнее десятилетие своей жизни делу, важность которого даже он тогда представить не мог.

Спасибо С. Ан-скому, что он поспешил: современное еврейское искусство многим ему обязано.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №109 > Между мирами
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 06:44:47
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов