БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №11 > Два подхода или заслуги предков
В номере №11

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

Два подхода или заслуги предков

Известно, что средневековые мудрецы Раши и рабейну Там расходились во мнении относительно порядка расположения пергаментных свитков со словами из Торы в тфилин. Неужели до средневековья не существовало устной традиции, которая сообщала бы нам, каким образом расположены в тфилин фрагменты Торы?

В тфилин должны находиться четыре пергаментных свитка с фрагментами (паршийот) из Священного Писания (Шмот, 13:9, 13:16; Дварим, 6:8; 11:18). Что касается числа отрывков и их содержания, спора нет вообще. Но относительно порядка расположения фрагментов внутри кожаной коробочки тфилин существуют две основные традиции: выше отрывки перечислены в соответствии с мнением Раши, в то время как рабейну Там считал, что четвертый из них должен быть третьим, а третий — четвертым. Оба мудреца отнюдь не были зачинщиками спора, который восходит к двум древним школам сохранения и передачи традиции: Вавилона и Эрец-Исраэль. Надо сказать, что сомнений в подлинности и истинности каждой из них не возникало никогда, обе они, несомненно, принимались как восходящие к Синайскому Откровению, а разница в подходе этих двух мудрецов касалась лишь оптимальности способа исполнения заповеди. Другими словами, спор касался лишь вопроса о том, какой из видов тфилин предназначен для исполнения этой заповеди Торы всеми евреями, а какой предназначен лишь для избранных — тех, кто удостоился подняться в своем служении Творцу на более высокую ступень духовного совершенства.

При археологических раскопках в Кумранских пещерах на берегу Мертвого моря были найдены обе версии тфилин, датируемые эпохой разрушения Второго Храма. Кстати говоря, археологи нашли и варианты тфилин с иной последовательностью фрагментов.

Сегодня для того, чтобы исполнить заповедь о тфилин в соответствии с этими двумя обычаями, во многих еврейских общинах принято поступать так, как рекомендует р. Йосеф Каро, автор галахического кодекса «Шульхан арух»: возлагать поочередно оба — сначала тфилин Раши, как наиболее распространенный, а затем — тфилин рабейну Тама. Для нас в таком подходе нет ничего странного; есть много случаев, когда, не имея возможности установить однозначно оптимальный способ исполнения заповеди, мы исполняем все возможные варианты ее. Так, к примеру, мы делаем в праздник Рош hа-шана при исполнении заповеди трубить в шофар, когда воспроизводим все возможные комбинации звуков.

Однако общепринятым является исполнение заповеди о тфилин именно с помощью тфилин Раши, а тфилин рабейну Тама в наше время остаются уделом наиболее Б-гобоязненных.

Существует предание, что внук Моше был отступником (см. комментарий Раши на Шофтим 17:7, 18:30). Почему его не защитили от соблазна заслуги великого предка?

Несмотря на то, что заслуги отцов оказывают влияние на человеческую жизнь, в конечном счете, нашу судьбу определяют поступки, совершенные нами на основе свободы выбора. Хотя любой еврей в своих молитвах апеллирует к заслугам Авраама, Ицхака и Яакова, прося Творца о милосердии к их потомкам, это обращение может дать нам лишь протекцию. Не более того.

Различного рода склонности могут передаваться по наследству. Но идеи, сила веры в Творца, отношение к людям и миру — все это зависит от самого человека и по наследству не переходит. Происшедшее с потомком Моше явилось следствием свободного выбора, обусловленного индивидуальными человеческими качествами, и заслуги отцов в таком случае мало чем могут помочь, это зависит от личности.

Я позволю себе проиллюстрировать сказанное следующим примером. У человека может быть абсолютный слух, или даже выдающиеся музыкальные способности, склонности к сочинительству и т.д. Способности способностями, но станет ли этот человек музыкантом или нет — зависит только от его собственного решения. Есть люди, которые в различных областях деятельности, например, в математике или изобразительном искусстве обладают уникальными, почти неестественными способностями, получив их по наследству. Однако это вовсе не означает, что этот человек с детства мечтает стать математиком или портретистом.

Так же и в вопросах веры. К слову, многие из встреченных мною абсолютно светских людей с пылом и умилением рассказывали о своих праведных еврейских предках — раввинах и цадиках, совершенно иррационально гордясь этим. К сожалению, некоторые из гордившихся уже не были евреями... «Все в руках небес, кроме страха пред Небесами».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №11 > Два подхода или заслуги предков
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 01:25:37
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl