Тема 111-го номера журнала «Мигдаль Times» – «Еврейская цивилизация».
Спорный вопрос о существовании такой цивилизации, мы разрешили в ее пользу. При этом, естественно, задали вопросом, – чем она отличается?
Оказалось: специфическим взглядом на мир, корпусом текстов и образом мышления, правами и обязанностями «членов клуба», «юридической» системой, истоками психологической школы и конкретным ее применением, а также – национальными особенностями некоторых индивидов и магическим воздействием на нестойкую психику.
Вполне себе солидный набор типичных и неординарных характерных черт любой цивилизации.
Благодарим Dutch Jewish Humanitarian Fund за поддержку нашего журнала
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Встречаясь в литературе с понятиями «сфира» или «древо сфирот», читатели быстро обнаруживают сложность этих понятий. И недаром: ведь речь идет об основах мироздания, о каналах, которыми воплощается в мире воля Творца, и прочих высоких вещах.
«Результаты исследований текстов Талмуда показали, что рассуждения иудейских религиозных авторитетов могут быть полезны при работах над созданием искусственного интеллекта» (tut.by).
Еврейская цивилизация – сложная и дискуссионная тема. Озвучив ее нескольким людям, я услышала:
«На такую тему нужно писать не статью в журнал, а трехтомную монографию»;
«А что такое еврейская цивилизация?»;
«Побьют!» (надо полагать, за нескромность);
«Это насчет того, что евреи сорок лет ходили по пустыне?»
Мы воспитаны в обществе, которое может быть названо эллинско-христианским. Наше видение мира целиком взято от этого общества, в том числе, и горделивый взгляд на себя и своих собратьев по культуре как на некий венец общечеловеческих усилий, как на явление, безусловно, прогрессивное по сравнению с незначительными, примитивными культурами «отсталых» народов.
Евреи издавна воспринимались как закрытый для внешнего мира клуб. Зачастую это создавало повод для ненависти и зависти, иногда для насмешек, но лишь изредка воспринималось позитивно. По свидетельству Иосифа Флавия, две тысячи лет назад египетские антисемиты уподобили эту обособленность карантину при проказе, а в 19 веке заголовок книги русского историка Бершадского «Иерусалимские дворяне» превратился в насмешливую кличку.
На самой заре существования Израиля еврейское право было дано Б-гом своему народу в Торе. С самого начала народ получил совершенно уникальный свод законов, учитывающий, в отличие от всех известных на тот момент законодательных систем (принятых, например, в Шумере, Египте или Вавилоне), не только необходимость регулирования отношений между людьми в обществе, но и соблюдение нравственных законов.
Последние морозно-ветреные дни зимы прошли для участников мигдалевской молодежной конференции в Чабанке в жарких интригующих размышлениях вслух. Как минимум пятнадцатиминутный доклад должен был представить вниманию аудитории каждый из 35 участников. Тема конференции «Психология и Тора» не позволяла расслабиться, за какой бы блок (или, если хотите, панель) вы ни попытались бы укрыться.
Еще никогда евреи не подвергались такой дискриминации, как 16 декабря в квартире Димы Головкова. Надо сразу сказать, что в этот день Дима праздновал свое 50-летие, а сам он корнями уходил туда, откуда... В общем, был он еврей, и черта его оседлости, уже c утра проведенная тещей, белела где-то в дальнем углу комнаты, на расстоянии двух вытянутых рук от столов с запасами спиртного и закусками.
Заведующий отделением районной психиатрической больницы Василий Потапенко пробыл в Израиле около двух недель. Первые пять дней он безвылазно провел на европейском конгрессе психиатров, а затем выписался из гостиницы и переселился в гостиную своего когдатошнего научного руководителя Иосифа Вайнштейна.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.