БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №111 > Еврейский взгляд на мир (фрагмент лекции)
В номере №111

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

Еврейский взгляд на мир (фрагмент лекции)
Рав Цви ВАССЕРМАН

Мы воспитаны в обществе, которое может быть названо эллинско-христианским. Наше видение мира целиком взято от этого общества, в том числе, и горделивый взгляд на себя и своих собратьев по культуре как на некий венец общечеловеческих усилий, как на явление, безусловно, прогрессивное по сравнению с незначительными, примитивными культурами «отсталых» народов.

Очень естественно для человека (и столь же малоэффективно) воспринимать чужое мировоззрение со своей колокольни, пытаясь чужую душу втиснуть в жесткие, но привычные рамки «своего мнения». Непонятое объявляется никчемным, мелким, незначительным. Далеко не сразу европейцы поняли, что уровень военной техники – фактор второстепенный, что покоренные японцы, китайцы, индийцы и другие народы нисколько не хуже французов или англичан. Они – иные! И сейчас уже вряд ли интеллигентный европеец заведет разговор о смешной нелепости камбоджийской четвертьтоновой музыки. Мало кто понимает сложную символику традиционного японского театра, но каждый купит книгу с картинками об этом театре, как бы дорого она ни стоила и на каком бы языке ни была написана.

А евреи? Да-да, евреи, вот эти самые с характерной внешностью, странной одеждой и нелепой манерой размахивать руками! Вот эти вот – с длинными пейсами и живыми глазами, спешащие в свои «дома собраний», где они проводят почти полдня, то сосредоточенно молясь, то в учении, распевая и покачиваясь над толстыми древними фолиантами? Но это же «свои»! Да это же здесь, рядом, совсем под боком! Да ведь это уже устарело!

Вот так, как правило, раскланиваясь перед чалмой или кимоно в почтительном поклоне (шутка ли, древняя культура – полторы тысячи лет или около того), наши образованные современники и соплеменники со снисходительной усмешкой поглядывают в сторону еврея, склонившегося над Талмудом. «Примитивные сказки»… Да только правда ли это?

***

Мы очень давно живем на этой планете. Давно исчезли народы, вместе с которыми мы начинали свой путь. Туманные следы оставили они в памяти Земли. Нет уже и более молодых и, как казалось поначалу, более удачливых их наследников. Дряхлеют и теряют былую мощь наши теперешние соседи, народы Европы, а мы – мы все живем, живем, живем, все так же мало меняясь, все неся какую-то свою ношу, выполняя свою задачу. Евреи ухитрились прожить бок о бок со своими соседями: работать с ними вместе и воевать, пахать и торговать, прокладывать дороги и ставить дома, шить, тачать, клепать и обмениваться взглядами на урожай – и при этом оставаться совершенно не понятыми этими народами.

Литература нееврейского мира изобилует примерами такого непонимания. Кто только ни писал о евреях, у кого только ни болела голова! Мне довелось видеть рукопись, созданную одним пожилым ленинградским евреем1 и содержащую различные высказывания неевреев­ о нашем народе. Это были два толстенных тома по 500 машинописных страниц в каждом – грандиозный памятник непонимания.

И даже те, кто с природной симпатией демократа относился к евреям, к этому маленькому гонимому народу, даже они проходили мимо главного смысла еврейского бытия: быть свидетелями Откровения, заявлять и в радости, и в горе, что Б-г – есть Творец и Царь мира. Приведу несколько таких благожелательных высказываний, сделанных уже в 20 веке.

Русский писатель Пастернак в романе «Доктор Живаго» вкладывает в уста одного из героев романа, еврея, слова, в которых, по всем имеющимся сведениям, мы можем увидеть выражение авторских мыслей. В трудное для всех время гражданской войны, навидавшись ужасов фронтовой бойни, казацкой резни и голода, интеллигентный москвич задает вопрос, который звучит почти риторически: «Отчего властители дум этого народа не пошли дальше слишком легко дающихся форм мировой скорби и иронизирующей мудрости? Отчего, рискуя разорваться от неотменимости своего долга, как рвутся от давления паровые котлы, не распустили они этого, неизвестно за что борющегося отряда? Отчего не сказали: "Опомнитесь. Довольно. Больше не надо. Не называйтесь как раньше. Не сбивайтесь в кучу, разойдитесь"».

Другой известный писатель, немец Томас Манн, написал в 1944 г. новеллу «Закон». Я не случайно обращаю внимание на год написания этого произведения. Честный человек, Манн был потрясен и глубочайше возмущен безмерными преступлениями гитлеровских людоедов, их дьявольскими преследованиями народа, который писатель уважал и чтил. Новелла выросла из предисловия к сборнику, составленному немецкими писателями-эмигрантами, как выражение поддержки и солидарности с еврейским народом.

Но о чем же пишет Манн, чему отдает должное? Всего только уму и силе Моше Рабейну, «выдумавшему» очень мудрые законы и заставившему дикое племя подчиниться им, и тому, что эти законы легли в основание христианской (читай: современной) цивилизации. Автор так напирает на рациональный смысл рассказа Пятикнижия об Исходе из Египта – грандиознейшем событии в человеческой истории, что чуть ли не главным образом новеллы, ее лейтмотивом, становится лопатка для закапывания в землю испражнений, которой практичный вождь снабдил своих собратьев.

Б-г Воинств, Жгучая Сила, проведшая наш народ через века, Тот, Которому страстно молились и за Которого, страдая, отдавали жизни, исчез бесследно. Так под пером крупного писателя сострадание превратилось в насмешку.

Современные евреи очень любят цитировать – и делают это часто – строки из рассказа Куприна «Жидовка», в которых Куприн говорит о судьбе и предназначении еврейского народа.

Многословное, страстное обращение к читателю заканчивается предположением, что, может быть, ему (еврейскому народу) суждено играть роль «вечной закваски в огромном котле мирового брожения». Я потому упомянул Куприна, что он, как и Томас Манн, высказывает ту точку зрения на мировую историю, которая является одновременно и чрезвычайно распространенной, и крайне упрощенной, чтобы не сказать больше.

Согласно этой концепции, существует мировая история как некое общечеловеческое предприятие по возведению роскошного здания культурно-технологической (или технологическо-культурной) цивилизации. И какой народ в это общее дело вклад сделал, тот по тому и оценивается. Кто дороги строит, кто картины пишет, кто философию придумывает, а вот евреи, например, для всей этой активности – закваска. И так евреям это лестно, что закваска полезная они, а не трутни-дармоеды, как полагает куда большее число разговорчивых неевреев, и цитируют евреи эти строки с удовольствием.

Да что там говорить о неевреях, если сами евреи сплошь и рядом о себе всякие диковины пишут и говорят. Я не буду останавливаться на людях, сознательно ушедших из еврейства и хлопнувших еще при этом дверью, да еще и плюнувших вдобавок в ненавистную сторону. Это за меня сделают наши «братья-космополиты». Нет, речь идет о тех, кому их еврейство дорого. Уже давно любимым занятием многих евреев, старых и молодых, является перечисление и подсчет тех «лиц еврейской национальности», которые с лучшей стороны проявили себя в науке, живописи, балете, политике, футболе, картах и т.д. (я уже не говорю о шахматах).

Известный историк С. Рот написал книгу «Вклад евреев в современную цивилизацию» (название-то из тех). Думаете, он написал там о том, как стояли мы у Синая, видели и слышали слова Десятисловия? О том, как пронесли эти слова в веках, и, хотя не заслужили видимой славы и спасения, все же сохранили их для мира и не дали ему впасть во тьму? Ничуть.

Оказывается, мы, евреи, молодцы, потому что мы всехние врачи, всехние адвокаты, писатели, ученые, инженеры, финансисты. И тут уж читатель чувствует, что я готовлюсь подвести под всем сказанным выше жирную черту и сказать: «А на самом деле – все не так». И действительно, я так и собираюсь сделать и говорю: «Смысл нашего существования, нашего еврейского бытия вовсе не в том, какую долю мы внесли в общий котел».

Еврей, воспитанный в традиции, мыслит свое положение в этом мире, свое предназначение, предназначение своего народа в том, чтобы служить Б-гу, Творцу Вселенной, исполнять свою миссию, о которой мы узнали во время Синайского Откровения, совершенствовать мир, ведя его к состоянию чистоты и справедливости, которое евреи называют временем прихода Машиаха. Еврей может и должен изменить мир, но единственным средством, которым он это делает, является не физика и химия, не удобрения, не технологические линии и даже не виртуозная игра на скрипке или в шахматы, а только исполнение заповедей Торы.

Еврей находится на этой службе 24 часа в сутки, 365 дней в году, все дни своей жизни. Грандиозная система Б-жественных заповедей пронизывает все стороны человеческого бытия. Когда еврей работает, когда торгует, когда ест и пьет, когда учится и молится, то всегда он чувствует себя призванным к служению. Он верит, он ощущает, он чувствует, что все, что происходило и происходит с еврейским народом, с каждым отдельным евреем, не похоже ни на что, не имеет никаких исторических и иных аналогий, а, напротив, находится под прямым воздействием чудной Высшей Силы.

Источник: www.toldot.ru


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №111 > Еврейский взгляд на мир (фрагмент лекции)
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 11:28:47
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Dr. NONA Всемирный клуб одесситов