БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №111 > Законы и Закон
В номере №111

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

Законы и Закон
Марк ГЕЛЬМАН

На самой заре существования Израиля еврейское право было дано Б-гом своему народу в Торе. С самого начала народ получил совершенно уникальный свод законов, учитывающий, в отличие от всех известных на тот момент законодательных систем (принятых, например, в Шумере, Египте или Вавилоне), не только необходимость регулирования отношений между людьми в обществе, но и соблюдение нравственных законов.

Мидраш Раба рассказывает нам, что, в сущности, еще Авраѓам принял для себя и своей семьи те основные законы, которые изложены в Торе. Важно, что, в отличие от всех предыдущих законодательных систем, система Авраѓама являлась религиозной по происхождению, «Б-годанной». Если все преды­дущие своды законов начинались со вступления от имени царя и говорили: «Я царь такой-то и такой-то, данной мне властью... на основе моих решений... в соответствие с такими-то прецедентами...», то еврейское право имело основой лишь одного Законодателя и именно в силу этого всегда отличалось от прочих рядом важных характеристик.

ИзменитьУбрать
Еврейский суд.
Иллюстрация к рукописи «Арба Турим»,
введение к книге «Тор Хошен Мишат»,
Мантун, 1435 г.
(0)

1. Оно не могло быть изменено никем и никогда, в то время как царь мог изменять законы по собственной воле и сколь угодно часто.

2. Оно распространялось абсолютно на всех без исключения, в то время как царские кодексы практически всегда относились к конкретным группам людей, «естественным» образом ставя самого законодателя над законом.

3. Оно подразумевало абсолютное равенство всех перед законом.

4. Оно подразумевало ответственность людей не только перед конкретным судьей или царем, но и перед лицом Всевышнего. Отсюда и абсолютная неизбежность наказания, которую ни один человеческий суд не в состоянии обеспечить.

На первом пункте стоит остановиться подробнее. Как сказано, изменения в Закон не могут вноситься никем, включая и самого Законодателя. Моше Зильберг в статье «Закон и этика» говорит, что еврейское право регулирует также и отношения между евреем и Б-гом, который «сам является как бы юридическим лицом с правами и обязанностями, подвластный Своим же Законам, входящий как юридический объект в совокупность отношений между Собой и Своими созданиями».

Эту идею власти Торы над ее же Дарователем иллюстрирует и агада о «змеиной печи». Танаим спорили по одному важному ѓалахическому вопросу: раби Элиэзер захотел убедить всех в своей правоте, приведя в качестве доказательств ряд сотворенных им чудес и даже призвав Б-га в качестве третейского судьи. И сказал раби Элиэзер: «если Ѓалаха по-моему, голос с небес подтвердит это». И послышался Голос с неба и сказал им: «Что вы хотите от раби Элиэзера, который во всем прав». Встал раби Иеѓошуа и сказал: «Не на небесах Ѓалаха, так как уже дарована Тора на горе Синай. И не решает для нас Голос с небес, ибо сказал Ты на горе Синай – идите за большинством». Талмуд цитирует раби Натана, сказавшего, что Б-г в ответ «улыбнулся и ответил: победили меня, дети мои».

Таким образом, Законодатель признает над Собой авторитет закона, более того, подчиняется аутентичному его толкованию, данному комментаторами, людьми мудрыми и богобоязненными.

Важно отметить, что знание законов изначально не было прерогативой какой-то части народа или «посвященных». Закон не был скрываем – как любой нравственный кодекс, он был обязательным для всех, поскольку Завет был заключен между Б-гом и всем народом, каждым его представителем в отдельности. «Ибо заповедь эта, которую Я заповедую тебе сегодня, не загадочна она для тебя и не далека она, не на небесах она, чтобы сказать: “кто поднялся бы для нас на небеса, и принес бы ее нам, и возвестил бы ее нам, чтобы мы исполняли ее?”. И не за морем она, чтобы сказать: “кто бы отправился для нас за море и принес бы ее нам и возвестил бы ее нам, чтобы мы исполняли ее?”. Но очень близко к тебе слово это: в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Дварим, 30, 11-14).

Очевидна цель данных народу законов: нравственное совершенствование. Этим еврейское право отличается, скажем, от римского или любого иного права, знакомого древнему миру и имевшего целью обеспечение функционирования государства. Не говоря уже о том, что всякий прочий свод законов написан людьми…

Тора не делает попытки немедленно изменить порядок вещей в мире. Она устанавливает законы, принципы, следуя которым, люди могут мало-помалу продвигаться вперед к возвышенным идеалам, но при этом она не пытается ввести те самые идеалы на земле немедленно насильственным способом. Эти законы всегда выполнимы и вполне учитывают натуру человека. Соблюдение законов оказывается попросту «практичным»: «Если будешь слушать заповеди Г-спода Б-га твоего, которые заповедую тебе сегодня, то будешь жить и размножаться, и благословит тебя Г-сподь Б-г твой на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Дварим, 30, 16). Соблюдение норм законодательства обещало всему Израилю процветание и долгую жизнь, причем, если письменная Тора говорит лишь о прижизненном процветании, устная трактует и о посмертном воздаянии.

Именно в силу того, кто является Дарователем Закона, сугубо религиозные установления Торы никак не отделены от юридических норм. Менахем Элон в своей работе «Еврейское право» точно описывает этот механизм, когда мотивировка юридических норм связана с религиозными постановлениями, являясь их производной: «В десяти заповедях закон о соблюдении субботнего отдыха и запрет всуе произносить имя Б-жье стоят рядом с повелениями «Не кради» и «Не убивай» (Шмот, 20, 1-14). Запреты – «Не злословь глухого и перед слепыми не клади препоны» (Ваикра, 19, 14) и повеления – «Пред сединой вставай и почитай старца» (Ваикра, 19, 32) мотивируются так: «Бойся Б-га твоего; Я – Г-сподь» (там же). Сходная аргументация в повелениях – «не твори кривды в суде, в мере, в весе и емкости. Весы верные, гири верные, эйфа (мера сыпучих тел) верная и гин (мера жидкости) верный да будут у вас» (Ваикра, 19, 35-36). Мотивировка здесь такая: «Я Г-сподь Б-г ваш, Который вывел вас из земли Египетской».

Историки отмечают важную особенность еврейского законодательства: все кодексы, существовавшие до возникновения еврейского права и одновременно с ним, в том числе, скажем, древнейший кодекс Хаммурапи, состояли исключительно из статей негативных, то есть описывали только то, что нельзя делать, и предусмотренные наказания (принцип «талиона» – адекватного воздаяния/возмещения за преступление закона). Ни одно из этих законодательств не предусматривало статьи, диктующие то, что делать необходимо. В еврейском же кодексе из 613 заповедей более трети являются позитивными – «делай», наряду с остальными – говорящими «не делай».

Еврейское законодательство совершенно уникально. Начнем с того, что его краеугольным камнем является запрет язычества. Причина этого, мне кажется, очевидна: если законодатель не является Единым, то законодательств может быть множество, и в таком случае данный свод законов не абсолютен для исполнения – его можно нарушить или обойти, если тебя не уличат. Если же Он – Г-сподь (и первые заповеди это конституируют), тогда и все остальные повеления непререкаемы. Отсутствие «освященности» – путь к изменениям и разработке новых кодексов.

Закон о субботнем от­дыхе – вещь и поныне неслыханная для всех прочих правовых систем. Это повеление не просто делает человека свободным от любого нанимателя в субботу. Оно является, разумеется, чем-то большим, нежели зачатком «трудового законодательства»: это указание на естественные права любого человека, дарованные ему не сиюминутной прихотью земных правителей, но волей Всевышнего. Кстати, вспомним, что речь идет и о рабах…

Никогда прежде не было ничего подобного заповеди о почитании родителей. Обратим внимание: этот закон стоит в тексте раньше, чем запрещение убийства, прелюбодеяния и воровства.

В более поздних законодательных системах – греческой, в римском праве – наблюдается явственная преемственность принципа нравственности, однако в значительно меньшем объеме, нежели в законодательной системе древних евреев. Более того, с течением времени европейское континентальное право, базирующееся на римском, обращает на нравственность все меньше и меньше внимания, сводя этот аспект юриспруденции практически к нулю в средние века1. Ближе к нашему времени этот аспект в европейском праве вновь становится заметным, но даже сегодня принцип нравственности законов не восстановлен в полном объеме ни в одной стране, включая Израиль.

Именно Тора впервые раз­деляет умышленное и непредумышленное преступление, позволяя совершившим тягчайшее из преступлений, убийство (нечаянное), скрыться в городах-убежищах. Именно Тора вводит понятия мотива преступления и судебной ошибки, включая систему компенсаций за судебную ошибку.

Важнейшим моментом представляется в Торе доказательность обвинения, в особенности, если речь идет о преступлении, караемом смертью. В книге Бемидбар, например, говорится следующее: «Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть» (35:30). И далее: «По показаниям двух или трех свидетелей будет разбираться дело» (Дварим, 19; 15). Для чего требовались показания такого количества свидетелей? Раби Акива объясняет: чтобы сделать строже судебную процедуру. Если все трое окажутся лжесвидетелями, то и третьего, как первых двух, будут судить со всей строгостью закона. А Тора предписывает вынести им такой приговор, какой полагался бы подсудимому, если бы их показания были правдивыми.

Если же показания свидетелей правдивы, добавляет Талмуд, считается, что третий свидетель помог первым двоим, участвуя в выполнении мицвы (заповеди), и сделал доброе дело. И эта помощь его приравнивается к хорошему поступку, за что удостоится он награды Небес. Как сказано в Торе: «И сотворю милость тысячам поколений потомков (живущего по законам Торы) и взыщу с третьего и четвертого поколений, которые следуют неправедными путями своих отцов».

Добавим, что исполнение приговора в случае, скажем, побивания камнями, в частности, лежало на свидетеле, что ставило его перед нравственной дилеммой, прежде чем идти в суд с доносом.

По еврейскому закону, в отличие от общепринятого мнения, отрицается ответственность отцов за преступления детей и детей за прегрешения отцов, если речь не идет о проблемах воспитания. В книге­ Дварим (24:16-17) указывается: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление».

Следует подчеркнуть, что вообще в еврейском праве справедливость и милосердие идут рука об руку. Очень часто сегодня в христианском мире можно услышать о жестокости Закона, в котором якобы действует принцип «око за око». При этом забывают – нечаянно или намеренно – что еврейский закон подразумевал возможность материальной компенсации за причиненный ущерб: никого не ослепляли и безногим не оставляли. Принцип «мера за меру» в Торе применяется только в случае совершения убийства (см. Бемидбар, 35:31: «И не берите искупительный дар за душу убийцы, злодея, которому надлежит умереть, но смерти будет он предан»).

Таким образом, выражение Торы «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» следует понимать как требование возместить пострадавшему нанесенный ущерб, заплатив штраф в том размере, который судьи определят как стоимость потери здоровья, трудоспособности и т.п. (комментарий Сончино). Кстати, обратим внимание, что в ряде «христианнейших» стран талион понимался буквально. Так, в русском Соборном уложении 1649 г. можно прочесть: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». В Артикуле воинском 1715 г. предписывалось наказывать богохульство, прожигая язык каленым железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, а за убийство «без всякой милости голову отсечь».

Подведем черту? Еврейское право – первое в истории, отменившее принцип казуальности, право, состоящее из законов общего вида, а не прецедентов. Британскому праву и по сей день этого недостает. Таковым являлось римское право, возможно, унаследовавшее принцип универсальности непосредственно у греческого, а греческое – у еврейского.

«Тора изобилует описаниями всевозможных смертных казней. А затем мы переходим к общему праву и обнаруживаем, что, по сути дела, высшая форма наказания практически отменена всеми теми препятствиями, которые надо преодолеть, чтобы вынести человеку смертный приговор "Синедрион, который в течение семидесяти лет своего существования приговорил бы к смерти одного человека, был бы назван Кровавым Синедрионом", – говорится в Талмуде. Уйма свидетелей, которых необходимо представить, чтобы приговорить человека к смертной казни, особо строгие правила доказательства осведомленности преступника в тонкостях закона и преднамеренности преступления, ограничения в предъявлении улик, специальная усложненная процедура судебного голосования – все это вместе делает смертную казнь чисто теоретическим наказанием, почти никогда не применявшимся. Но все эти препятствия, мешавшие вынесению смертных приговоров, были положениями общего права, передававшимися от поколения к поколению со времен седой древности».
Герман Вук, «Это Б-г мой»
Еврейское право вводит понятие «духа закона», тем самым отменив буквальное понимание талиона, совместив принципы справедливости и милосердия. Таким было и римское право. Таковы практически все современные законодательные системы.

Еврейский свод законов учел все возможные ситуации на то время, разделил преступления на намеренные и непредумышленные, обратил внимание на то, чем они мотивированы. И римское, и современное право строятся на этих принципах.

Еврейское законодательство впервые дало понятие процессуального права – ответило на вопрос «как судить?».

Судя по всему, и римскому, и современному праву, право же, есть за что поблагодарить право еврейское…

Говоря о влиянии, которое оказали иудаизм и еврейская правовая система на правовые системы народов мира, стоит вспомнить о США. Это единственная страна мира, которая с самого начала своего существования испытала необыкновенное влияние ТАНАХа­.

В 1654 г. евреи сошли с корабля на американскую землю в гавани Нью-Йорка, который тогда назывался Нью-Амстердамом, но можно с уверенностью сказать, что их «присутствие» уже к тому времени ощущалось на осваиваемом континенте достаточно сильно – благодаря пу­ри­та­нам, первым поселенцам в Новой Англии. Пуритане отождествляли себя с древними израильтянами и сопоставляли события своей недавней истории – бегство от религиозных гонений из Англии в Голландию и затем в колонии – с исходом евреев из Египта. Пуритане видели в английском короле фараона, в Америке – Землю Обетованную, в Атлантическом океане – Красное море, а в индейцах – жителей Ханаана. Один из наиболее почитаемых лидеров пуритан Каттон Матер всегда называл евреев «любимые дети Б-га»; он полагал, что только евреям было дано услышать непосредственно Его Слово и пронести Его заповеди через сотни лет суровых испытаний.

Нехама Сара Шварц в статье «Пуритане и евреи» обращает внимание на то, что пуританам неизвестны были еврейские интерпретации законов Торы, и это заставляло их прибегать к буквальным толкованиям. В частности, повеление о субботнем отдыхе строго соблюдалось жителями колоний, причем за этим строго следило местное начальство (что автоматически, добавим, превращает моральную/религиозную заповедь в юридическую норму). В день отдыха запрещалось мести полы, заправлять кровати, кормить животных. Есть сведения, что в Шабат даже запрещалось разговаривать. Неповиновение каралось штрафами и публичной поркой.

Законодательство штата Нью-Хэйвен было основано на положении, что «юридические законы Б-га, как они были изложены Моисеем и поскольку они являют собой ограду для моральных законов, не являясь церемониальными и при отсутствии какого бы то ни было указания, привязывающего их непосредственно к Ханаану, обязывают в целом всех граждан, вплоть до введения более узких и конкретных формулировок». 38 из 79 положений Кодекса Нью-Хэйвена 1665 г. имели источником Тору. На той же основе базировались законы Массачусетса.

Пятнадцать главных законов Новой Англии включали семь заповедей из Торы, которые могут быть также названы семью универсальными законами морали. Можно смело сказать, что заповеди, обязательные для детей Ноя в ТАНАХе, стали краеугольным камнем американской зако­нодательной системы. Законодательства нескольких штатов, входивших в первоначальную федерацию, включали эти законы, в том числе и запрет на святотатство и прелюбодеяние, еще в 19 веке. Конституции 11-ти из 13-ти первоначальных штатов включали требование религиозного образования.

Закон Торы лежит в принципах формирования американского конгресса, который представляет 435 избирательных участков США, и включают критерий места жительства для конгрессменов и сенаторов в США.

Президент США осуществляет единоличную исполнительную власть, идея которой заложена в Торе и Талмуде, отрицающих коллективное руководство. Кстати, президент может быть подвергнут импичменту. Непогрешимость, еще в недавнее время приписываемая папе римскому, неподсудность европейских монархов средневековья или многочисленных политических лидеров новейшего времени совершенно противоречит законам ТАНАХа и системе американского права. Так же, как любое частное лицо могло пожаловаться на Царя Израиля в высший суд страны, по американской конституции, любое частное лицо может подать в суд на президента. Президент может быть снят с должности Кон­грес­сом и осужден Сенатом под председательством главы Верховного Суда. Кстати, президентом США может быть лишь урожденный американец – как и царем Израиля мог быть лишь рожденный евреем, а не перешедший в иудаизм.

Буква римского права и дух Торы соединились в американской законодательной системе вполне органично. Раввин Кен Шпиро цитирует президента США Вудро Вильсона: «Моисеев закон, так же, как и законы Рима, дал импульс людям и институтам, которые готовили современный мир; и если у нас есть глаза, то мы должны увидеть, сколь многим помимо религии мы обязаны евреям».

Спасибо на добром слове…


1maof.rjews.net

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №111 > Законы и Закон
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 09:51:05
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет" Dr. NONA