БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №112 > Вечно молодой модерн: перезагрузка?..
В номере №112

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+4
Интересно, хорошо написано

Вечно молодой модерн: перезагрузка?..
Мария ГУДЫМА

Модерн – это когда входишь в дверной проем, устроенный греческой буквой «омега», словно в пещеру, это – как родиться обратно, оказаться там, где тебе по-настоящему рады, где ты родной. Модерн – это стеклянный козырек, лакомым прозрачным леденцом нависший над крыльцом: во время дождя видишь растекающиеся капли, но остаешься неуязвим. Модерн – это отсутствие прямых углов, о которые вечно расшибаешь то локоть, то коленку, это торжество витиеватых, извилистых форм и линий, бережно обволакивающих и поддерживающих тебя, словно руки-ветви матери природы.

ИзменитьУбрать
Дом Таcселя.
Архитектор Виктор ОРТА
(0)

Это загадочная улыбка настенного маскарона1, глядящего на тебя с высоты своего положения. Это разноцветье витражей, плиток майолики, переливов перламутра, роскошных мазков золотого, багрового, индиго. Это когда среди нависающих подобно грозовым облакам лестничных пролетов слушаешь надрывный шепот визави о том, как прекрасны завитки твоих волос. И еще много, много всего…

Сегодня, наверное, человечество как никогда готово к возрождению стиля модерн. Ситуация складывается практически так же, как век с небольшим тому назад. Мир стремительно развивается, а искусство по большей части растерянно топчется на месте, в быту торжествует безвкусица, махровый кич апеллирует к находкам прошлого, огрубляя и искажая отжившие свое великие стили. «Голодные души уходят голодными», – писал сто лет назад Василий Кандинский, описывая состояние публики после посещения среднестатистической выставки. Это высказывание, увы, снова актуально… Самое время прильнуть к модерну, чье очарование нашим прабабушкам и прадедушкам так и не удалось испить до конца из-за социальных катаклизмов.

В свое время в Одессе любили этот стиль, он отвечал гедонистическим потребностям жителей города, живущего в гармонии с природой, в ритме вздымающихся и опадающих морских волн. И сейчас наша генетическая память резонирует с понятием «модерн» – одесситы рады восстановлению гостиницы «Большая Московская» в прежних восхитительных очертаниях, старожилы улыбаются, словно родным, маскаронам на стенах фасада.

ИзменитьУбрать
(0)

Открывшаяся в Одесском музее западного и восточного искусства выставка2 создателя «предметного плаката» Луциана Бернхарда – это уже иной модерн, более строгий, динамичный. Бернхард задавал тон в плакатной графике, его идеи до сих пор питают полчища рекламистов. Отсекая все лишнее, он умел выразить самую суть, и эта суть застревала в подсознании потребителя. А что еще нужно от рекламы? Художник совершил переворот в рекламной индустрии и помог многим компаниям заработать миллионы. Например, для рекламы спичек Бернхард изначально хотел изобразить стол, курящую девушку, сигарету, но в итоге оставил только две спички – и выиграл большой грант. Пробовал себя и в книжной графике, и в изготовлении этикеток, был художником монетного двора Австрийской империи. Его пятьдесят марок были в ходу до свержения монархии. И все же главным достижением Бернхарда многие современные компании считают изготовление их фирменных знаков.

ИзменитьУбрать
Куратор выставки
Хуберт Ридель
(0)

– Нет смысла иметь качественный продукт, если о нем никто не знает, – говорит куратор выставки Хуберт Ридель. – После того как Бернхард создал логотип фирмы «Бош», сотрудник фирмы поехал в Америку, для рекламной акции. И через месяц он собрал такое количество заказов, что компания «Бош» физически не могла их выполнить. Через 10 лет Бош стал самым богатым человеком в Германии. Знаменитым шрифтом Бернхарда пользуются даже современные дизайнеры, хотя художник его создал больше века назад. Его рекламные приемы также в ходу.

ИзменитьУбрать
(0)

На лекции «Луциан Бернхард. Плакат в искусстве модерна начала ХХ века», состоявшейся в одесской галерее «ХудПромо», господин Ридель показал слайды с плакатами не только Бернхарда (тот создавал, в основном, цветные литографии), но и гораздо более ранние образцы рекламных плакатов (прелестна богиня Аврора с лампочкой накаливания в руках!) и афиш. Некоторые из них создавали такие большие художники, как Обри Бердслей и Анри Тулуз-Лотрек. Это гораздо позже поэт будет говорить «шершавым языком плаката», а сперва плакаты бывали очень даже куртуазными, легкомысленными, исполненными всяческих завитушек.

ИзменитьУбрать
(0)

А сколько поклонников снискал в Одессе театр «Киев модерн-балет»! Эта новая хореография балетмейстера Раду Поклитару – хорошо забытое искусство модернистских «босоножек», сбросивших пуанты и стелившихся по сцене стеблем жадного до жизни, немного хищного и безмерно прекрасного растения.

ИзменитьУбрать
(0)

Модерн вползает в нашу жизнь отдельными всплесками. Но недалек тот день, когда он снова оплетет нас своими такими уютными и манящими объятиями, завладеет каждым изгибом гребня в волосах, вилки на столе, отразится в оправе зеркал и в самих зеркалах, продиктует человечеству стиль, а также и принципы, испод­воль приучит уважать природу, свою и окружающую. И нам это все необычайно понравится…

——————————————————--

Модерн (moderne – «современный»), ар нуво (фр. art nouveau – «новое искусство») или «fin de siecle» («конец века»), «югендстиль» (нем. Jugendstil – «молодой стиль», по названию основанного в 1896 г. иллюстрированного журнала «Jugend») – художественное направление в искусстве, наиболее популярное на рубеже 19-20 вв. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, художественным и утилитарным функциям, расцвет прикладного искусства.
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л.К. Тиффани) в США, «стиль Сецессион» в Австрии (по названию группы Sezession, созданной в 1897 г. в Вене), «модерн стайл» («современный стиль») в Англии, «цветочный стиль» или «Либерти» в Италии (от названия лондонского универмага Артура Либерти), «модернизмо» в Испании, «Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (sapin) в Швейцарии. Во Франции также использовались термины «метро», «стиль Гимара», в Бельгии – «стиль Орта». Использовались также термины «стиль 1900 года», «стиль линий», «стиль волн», «студио» и даже такие насмешливые названия как «вермишель», «угорь». Модерн стал новым мировоззрением, синтезировавшим все виды искусства и ценившим ремесленника и архитектора так же высоко, как художника и скульптора.

————————————————————————————————————

Движение ар нуво возникло благодаря двум натурализовавшимся во Франции немецким евреям Сэмюэлу (Зигфриду) Бингу и Юлиусу Мейер-Грефе.
Мейер-Грефе в 1894 г. основал художественное издание «Пан» и осел в Париже как арт-критик и владелец галереи «Ля Мэзон Модерн».
Бинг же стал популярен в Париже как успешный арт-дилер, галерист и один из лучших ориенталистов. Он происходил из известной гамбургской семьи, торговавшей французским стеклом и китайским фарфором. Возглавив парижскую ветвь семейного бизнеса, Бинг торговал художественными изделиями из Японии и Америки, а также открыл Парижу молодых авангардистов, таких как Генри Ван де Вельде и Виктор Орта, возможно, рекомендованных ему Мейер-Грефе. Бинг также издавал журнал «Жапане Артистик», который оказал значительное воздействие на художников, увлекающихся японским искусством.
Новое искусство Бинг пропагандировал в своей галерее «Ар Нуво», открытой им в 1895 г. Название галереи и дало имя новому течению в искусстве.

————————————————————————————————————

ИзменитьУбрать
(0)

Луциан Бернхард (Emil Kahn, 1883-1972) – родился в Штутгарте в еврейской семье. Псевдоним, под которым он стал известен, был взят им в 1905 г. Его имя чаще произносилось как «Люсьен».

Несмотря на краткосрочное обучение в Мюнхенской академии, Бернхард, скорее, самоучка. В 1901 г. он переехал в Берлин, где работал дизайнером плакатов и арт-директором различных журналов. В 1923 г. Бернхард эмигрировал в США. В 1928 г. он открыл в Нью-Йорке Contempora Studio вместе с Роквеллом Кентом и еще двумя художниками. Специализировался в графических и дизайнерских работах (мебель, архитектура, предметы интерьера), а начиная с 1930 г. работал художником и скульптором. Л. Бернхард разработал 36 шрифтов, многие из которых популярны по сей день.


en.wikipedia.org

————————————————————————————————————

Модерн – искусство нежное, но тотальное. Одинокие вещицы в доме не приживаются, они потихоньку затягивают хозяина и заставляют переделывать весь интерьер. Так было и в начале ХХ века. Если уж строили особняк в этом стиле, то модерновым должно было быть все: от плана помещений до дверной ручки и перил, от ковров до платья хозяйки.
Кстати, о хозяйке – или хозяине: страстные поклонники модерна всегда имели особый склад характера – легкое декадентство на фоне общей мечтательности. Дама в стиле модерн – загадочная ундина с бледным лицом и талией, утянутой с помощью корсета до тридцати восьми сантиметров. Образ эпохи – Айседора Дункан, танцующая босиком под Шопена и Вагнера. А главным источником большинства символов и линий модерна оказалась… Япония. Именно Страной Восходящего Солнца переболели все европейские художники, чтобы подготовить образную почву для нового стиля. В эту эпоху Ван Гог бесконечно копирует «Ирисы» Огаты Корина – главный цветок модерна. Уильям Моррис рисует чисто японские хризантемы. Тулуз-Лотрек пишет «Диван Жапоне». Самая большая коллекция японских гравюр – у Обри Бердслея, заразившего своей черно-белой стилистикой всю последующую графику. У Климта – орнамент мантий буддийских монахов. И у всех без исключения – волнистая S-образная линия, так называемый удар бича, символ модерна, взятый с гравюры Утагавы Хиросиге.

peredelka.tv


1Маскарон (фр. mascaron, итал. mascherone) – вид скульптурного украшения в форме маски, головы человека или животного анфас.
2Организатором выставки стал Институт связей с зарубежными странами (IFA, Штутгарт).

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №112 > Вечно молодой модерн: перезагрузка?..
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-24 04:18:06
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов