БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №112 > Модерн и старина, или Аладдин и его лампа
В номере №112

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+4
Интересно, хорошо написано

Модерн и старина, или Аладдин и его лампа
Анна Мисюк

Начну с вывода: еврейское национальное искусство – ровесник модерну и воплощено в формах и настроениях модерна. Это раз.
Два – это немедленные и подразумеваемые возражения, в которых первое место занимают древность еврейского народа и его творческое начало.
И три: не будем путать народное с национальным и разберемся, откуда эти противоречия явились.
Так что отправимся к началу наших рассуждений, а начало это расположено… в начале прошлого века.

Хотите верьте – а то и нет, но в то время общепринятым считалось, что еврейского искусства не существует. Мощная европейская традиция классического изобразительного искусства обходилась без еврейской составляющей.

Искусство классического типа расцвело в Европе Нового времени, когда вместе с наукой разделило функцию мирообъяснения и человековедения, которая в предшествующие века принадлежала исключительно религии.

Еврейство и в эмансипирующейся Европе дольше других сохраняло преданность религии и вере как источникам и миро-, и самообъяснения. Но 19 век – век расцвета наук и искусств – принес европейское образование, а с ним и агностицизм под руку с атеизмом в еврейскую среду. Еврейские имена и лица замелькали в среде ученых, писателей, журналистов, музыкантов, художников – в каждой европейской стране, даже в Российской империи, пусть и позже, чем в других краях.

Параллельно этому процессу шел еще один: подъем национальных движений, бурное развитие национальных культур и, следовательно, художеств.

В конце 19 века и для евреев стало актуальным национальное самосознание: потребовалась внерелигиозная основа самоидентификации для поколения, вступавшего в 20 век. И вот тут-то оказалось, что нельзя именоваться нацией средь наций и не иметь собственного искусства, собственной художественной традиции. Тем более…

Тем более, что рубеж 19-20 веков – это царство модерна, чьи изящные линии и гармоничные формы черпали вдохновение не только в накопившемся опыте художественных эпох и стилей, но и в природе и в народном творчестве. Кстати, априори считалось доказанным, что народное творчество природно.

И вот представьте себе, что в этакой ситуации еврейская интеллигенция сидит не только без национального искусства, но и без народного творчества, потому что «народ», в свою очередь, сидит в местечках, – откуда эта самая интеллигенция всего поколение назад вырвалась и с тех пор туда старается и не оборачиваться.

А дальше начинаются чудеса. Первая еврейская этнографическая экспедиция под руководством писателя Семена Ан-ского (см. МТ №109) привозит из местечек Подолии такую коллекцию образцов еврейского народного декоративного искусства, что это производит воистину волшебное потрясение. В 1917 г. С. Ан-ский готовит издание «Альбома еврейской художественной старины» – подходящая дата для того, чтобы альбом так и остался неизданным. Уцелевший чудом макет с утратами будет сохранен в частном собрании, выйдет в свет на английском языке лишь в 1994 г., причем почти весь тираж таинственным образом исчезнет, не дойдя до России. Впрочем, сотня-другая экземпляров, разошедшихся по миру, – это грандиозное достижение по сравнению с полным исчезновением в революционной буче.

ИзменитьУбрать
Соломон Юдовин. Эскиз обложки
(0)

Чудеса продолжились, так как в 1996 г. еще один макет альбома с другими утратами, но зато с титульным листом работы художника С. Юдо­ви­на­ – участника экспедиции Ан-ского – был найден в киевской библиотеке им. Вернадского. Наконец, собранные воедино материалы нашли воплощение в серии «Шедевры еврейского искусства», и «Альбом еврейской художественной старины Семена
Ан-ского» был выпущен в Москве издательством «Мосты культуры» в 2001 г. – через 90 лет ровно после экспедиции.

ИзменитьУбрать
Абрам Эфрос
(0)

Кроме художественных репродукций, в этот том был включен еще один документ времени – статья Абрама Эфроса­ «Лампа Аладдина». Статью эту молодой тогда, но уже весьма авторитетный критик, искусствовед, известный своей чуткостью к модерну, опубликовал еще в 1918 г. в журнале «Еврейский мир». Статья эта, помимо всего прочего, является доказательством того, что материалы Ан-ского даже до публикации стали – благодаря выставкам, отдельному репродуцированию и публичным лекциям с демонстрацией образцов – значительным событием в художественной жизни.

Абрам Эфрос писал, что «мы, люди еврейской художественности, люди укороченного дыхания, которым отпущено национальной действительностью нашей ровно столько воздуха, сколько нужно, чтобы не задохнуться в духоте и тягости того, что именуется “современной культурой еврейства”», с уверенностью ждем волшебства из усталых рук старика Ан-ского­. Это волшебство еврейского народного искусства стало источником глубокого дыхания-вдохновения для еврейских художников-модернистов, которые – по словам Эфроса – болезненно укрепились в роли присяжных и жарких ценителей чужих эстетик... И вот, наконец, произошла эта встреча. Теперь, опираясь на национальное художественное достояние, еврейские художники располагаются в изобразительных искусствах, как дома.

ИзменитьУбрать
Мизрах
(0)

Эфрос поясняет эту мысль интересным образом. Рождение нового стиля или направления – это художественное дело мирового масштаба, и эпоха в целом сильнее отдельных участников, но… В национальном искусстве мастер возводит поверх фундамента общего и нивелирующего культурные и национальные различия модернизма «неповторимые сочетания форм, в которых поет национальная кровь и ее художественные пристрастия».

ИзменитьУбрать
Бсамим
(0)

Модерн понимал себя как синтетическое искусство, собравшее эстетические плоды отцветших, «чистых» художественных стилей. Настоящий модернистский критик, Эфрос, подчеркивая кристаллизованную, собранную веками красоту пинкасов1 и мизрахов2, говорит, что теперь жизнь еврейства в искусстве будет неразрывно связана с канонами и символикой этих творений народа. Потом, – пророчески утверждал он, – будет все, будет левое искусство, футуризм, авангард, но волшебство и слияние нынешнего творческого потрясения от встречи с народным наследием станет рубежом, с которого начнется еврейская художественная школа. «Проникновение в интимную глубину народного искусства заставит нас из нагромождения частиц и черт извлечь общую структуру народной эстетики форм и распознать законы еврейской линии, цвета, плоскости, пространства».

ИзменитьУбрать
Бсамим
(0)

Сейчас, перелистывая страницы чудом явленного нам альбома еврейской художественной старины, понимаешь, насколько был прав Абрам Эфрос, когда подчеркивал, что еврейский вагон к поезду европейского изобразительного искусства прицепили на станции «модерн». Ни одно другое художественное течение не было бы настолько чутким и благодарным, чтобы так впитать и освоить линию и цвет, плоскость, пространства и символы еврейской духовности, запечатленные народным искусством. Остановитесь перед вит­ри­на­ми современных ритуальных ли, обрядовых ли предметов еврейской традиции – и вы увидите обратное влияние, твердую уверенную руку наследия модерна: так причудливо непрерывно вьется виноградная лоза, обвивая блюдо для халы, так изысканно гравирован фантастическим цветком бокал для кидуша, так волшебной башенкой или плодом раскрывается бсамим3.

ИзменитьУбрать
Оформление
Эль Лисицкого
(0)

Художественная академия Бецалель, основанная в Израиле Б. Шацем, работала, прежде всего, в направлении национального модерна, особенно по декоративно-прикладному отделению.

Не забудем, что в модерне вырос и укрепился Шагал, с национального уже модернизма начинали С. Юдовин и Эль Лисицкий. Судьба еврейской художественной традиции буквально висела на волоске­. Если бы Ан-ский не успел к модерну… Трудно было бы представить еврейский кубизм или абстракционизм.

А почему «Лампа Аладдина»? В старой арабской сказке лампу – источник волшебства – злой колдун пытался выменять на новенькую блестящую поделку. Этот колдун – по Эфросу – искушение модой и нивелирующим европеизмом для еврейских художников. Вот их он и заклинает: лучше старинное, но волшебное, чем новенькое и пустое.


1Пинкас – актовая книга еврейской общины.
2Мизрах – декоративная табличка, которой отмечается восточная стена в синагогах и частных домах.
3Бсамим – сосуд для субботних благовоний.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №112 > Модерн и старина, или Аладдин и его лампа
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 05:49:35
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Dr. NONA Jerusalem Anthologia