БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №112 > Золотая Адель
В номере №112

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+6
Интересно, хорошо написано

Золотая Адель
Анатолий КРАСНОПИВЦЕВ

Восемнадцатилетняя Адель, дочь генерального директора Венского банковского союза Морица Бауэра, в 1899 году вышла замуж за более старшего по возрасту Фердинанда Блоха (практически вслед за сестрой Марией, которая стала женой Густава­ – брата Фердинанда). При этом обе семьи взяли двойную фамилию Блох-Бауэр.

Мария Альтман, племянница и наследница Адели Блох-Бауэр, описывала свою тетку так: «Постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная».

Семья Фердинанда и Адели принадлежала к избранному слою крупной еврейской буржуазии периода Fin de siecle (конец века). В их салоне собирались живописцы, писатели и такие известные социал-демократы, как Карл Реннер и Юлиус Тандлер.

ИзменитьУбрать
Густав Климт
(0)

В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил и Густав Климт.

Их дружба началась в 1899 году. Адель Блох-Бауэр четыре раза становилась моделью для картин Густава Климта и не подозревала, что помимо всемирной славы ее имя будет замешано и в скандале.

Но начнем по порядку.

ИзменитьУбрать
Юдифь I
(0)

Уже в 1901 году Климт написал «Юдифь I», для которой послужила моделью сама Адель Блох-Бауэр, хотя этот факт нигде не афишировался. «Юдифь I» и написанная через восемь лет «Юдифь II» являются воплощениями архетипа роковой женщины Климта. Его Юдифь – не библейская героиня, а скорее, жительница Вены, его современница, о чем свидетельствует ее модное, возможно, дорогое шейное украшение. Согласно публикациям журналистки Берты Цукеркандль, Климт создавал тип женщины-вамп еще задолго до того, как появились на киноэкране Грета Гарбо и Марлен Дитрих, олицетворявшие этот тип.

Нужно отметить, что картины Климта нельзя рассматривать отдельно от роскошных рам. Первый вариант рамы к «Юдифи I» был выполнен братом художника, ювелиром Георгом Климтом, случайно. Орнамент на картине был перенесен также и на раму в весьма популярной тогда манере, которую ввели в практику прерафаэлиты. Кстати, многие картины раннего Климта рождались на свет именно под влиянием их будущего обрамления – сначала брат художника приносил ему раму, а потом уж создавалась сама картина, которая, как казалось Климту, должна была соответствовать раме.

Картину «Юдифь II» часто в каталогах и журналах называют «Саломеей». Искусствоведы были уверены, что Климт имел в виду именно Саломею, типичную роковую женщину, о которой в конце века вышли книги и полотна Гюстава Моро, Оскара Уайльда, Обри Бердслея, Франца фон Штука и Макса­ Клингера.

ИзменитьУбрать
Поцелуй
(0)

Друг Климта Альфред Басс записал в своем дневнике: «Когда я увидел "Саломею" Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его "Поцелуй" – понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к "Юдифи" – осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью».

В 1903 году Климт получил от Фердинанда Блоха заказ на официальный портрет жены. В следующие четыре года художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 году смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель», на которой модели было 26 лет. Идею картины художник придумал сразу, а сто набросков понадобилось, чтобы точно определить положение рук и головы. Этот портрет, часто называемый «Австрийской Моной Лизой», считается одним из самых значительных полотен Климта и австрийского «югендстиля» в целом. Все особенности, отличающие «золотой период» Климта, здесь налицо: сочетание реализма в изображении лица и рук с абстрактными декорациями, плавное перетекание одного в другое, экзотическая символика, заполняющая одеяние героини и окружающий фон, как писали искусствоведы, «неуловимо пряная атмосфера». Говорят, что свои портреты Климт писал с обнаженных моделей, а уже потом закрывал тела плоскими орнаментальными одеждами. Возможно, и так, но то, что пуританская публика называла «испорчен
ностью», буквально сочится с этого полотна. Но при этом художник точно изобразил молодую женщину, уставшую от собственной респектабельности, от богатой жизни, превратившейся в золотую клетку, и желающую вырваться на свободу. Натуралистично были изображены только лицо, плечи и руки. Интерьер вместе с развевающимся платьем и мебель лишь обозначены и, переходя в орнамент, становятся абстрактными, что отвечало колористической гамме и формам, которые использовал Климт на рубеже веков.

Портрет Адели Блох-Бауэр, как и картины о Юдифи, был создан под влиянием византийского искусства. В 1903 году во время поездки по Италии художника вдохновили богато украшенные золотом церковные мозаики в Равенне и Венеции, манеру и стиль которых он перенес в свои картины.

Климт восхищался не только средневековой религиозной живописью Италии, но и византийским, минойским, микенским и египетским искусством. Кроме того, в полотнах художника отражается влияние модного в то время в Европе японского искусства гравюры «укие-э» и живописи эпохи Эдо. Ощущается также и влияние французского импрессионизма, который был известен в Австрии благодаря Венскому Сецессиону.

Климт смело экспериментировал с различными техниками живописи для того, чтобы придать поверхности своих работ новый облик. В дополнение к масляной живописи он использовал технику рельефа и позолоту. Контраст между объемной пластичностью тонко выписанного и мягко окрашенного лица и двухмерной поверхностью орнамента – отличительная черта многих картин Климта. Очарование картин усиливает также «эффект фотомонтажа».

Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был выставлен в ателье художника в Вене, в этом же году он появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме. В 1910 году портрет экспонировался в зале Климта на IX международной выставке в Венеции. До 1918 года портрет не выставлялся и находился в распоряжении семьи Блох-Бауэр. С 1918 по 1921 годы – в австрийской Государственной галерее Бельведер.

Спустя пять лет, в 1912 году, Климт написал еще один портрет Адели.

Любящий муж Фердинанд Блох-Бауэр приобрел у художника не только оба портрета жены, но и «Портрет Амалии Цукеркандль», а также четыре пейзажа: «Березовая роща», «Замок Каммер на озере Аттерзее III», «Яблоня I» и «Дома в Унтерахе-ам-Аттерзее».

Адель Блох-Бауэр умерла 24 января 1925 года, оставив завещание, в котором просила мужа после его смерти передать два ее портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской Государственной галерее. При оглашении завещания ее муж согласился выполнить волю покойной, но выполнил ее только частично. Австрийской галерее Бельведер он передал в 1936 году лишь один пейзаж Климта – «Замок Каммер на озере Аттерзее III». Но при этом «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1937 году участвовал в выставке австрийского искусства в Париже и Берне.

Когда после аншлюса 12/13 марта 1938 года Австрия стала частью третьего рейха, еврей Блох-Бауэр бежал сначала в Чехословакию, а потом в Швейцарию. Картины вместе с большей частью его состояния остались в Австрии. В летней резиденции Блох-Бауэра после аннексии Чехословакии жил Райнхард Гейдрих. Фердинанд Блох-Бауэр умер 13 ноября 1945 года в Цюрихе. Перед смертью он отменил в своем завещании предыдущую волю жены – подарить картины австрийским музеям.

Поскольку у Фердинанда и Адели детей не было, наследниками Фердинанд назначил детей своего брата – Марию Альтман, Луизу Гутманн и Роберта Бентли. Незадолго до своей смерти он нанял венского адвоката Ринеша для защиты интересов наследников.

Во время войны большая коллекция предметов искусства Блох-Бауэров, включая и пять картин Климта, была конфискована фашистской Германией и передана Австрийской галерее. В 1946 году Австрия объявила все правовые акты, созданные нацистами, недействительными. Однако при возвращении хозяевам конфискованных нацистами художественных ценностей Австрия применяла к собственникам тактику добровольно-принудительной передачи ими музеям художественных шедевров в обмен на разрешение вывезти из страны основную часть их собраний. Так же произошло и с пятью картинами Климта: они остались в Австрийской галерее – в обмен на то, что наследники Блох-Бауэров получили возможность вывезти основную часть коллекции.

Казалось бы, в истории можно было поставить точку, но в 1998 году Австрия приняла Закон о реституции предметов искусства, который обязывал вернуть произведения искусства, разграбленные нацистами, и позволял любому гражданину запросить в музеях информацию о том, каким путем произведения искусства попали в их фонды.

ИзменитьУбрать
Мария Альтман
(0)

В этом же году австрийский журналист, работая в архивах, обнаружил документы, в которых была сфальсифицирована передача картин Климта в Австрийскую галерею Бельведер. Если помните, Фердинанд Блох-Бауэр в 1936 году подарил галерее только один пейзаж. Последовала серия статей на эту тему, и единственная из живых наследников Блох-Бауэров, гражданка США Мария Альтман, узнав об этом, обратилась в суд. В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Климта после судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» по решению международного суда стали личной собственностью 79-летней Марии Альтман, жившей с 1942 года в Лос-Анджелесе. При этом правительство Австрии заявляло о своем желании сохранить в стране работы Климта. Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния: велись переговоры с банками о займе на покупку картин, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта». Общест
венность объявила подписку по сбору средств, и пожертвования стали поступать не только от австрийцев. Однако цена в 150 млн. долларов, запрошенная Марией Альтман, в течение месяца взлетела до 245, а затем и до 300 млн. После такого «алчного поведения» наследницы Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, и пять картин Климта были перевезены в Лос-Анджелес.

У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине. Конечно, не безвозмездно, ведь первоначальная оценка в 150 млн. долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация. Однако последующий взлет цены в два раза и неуступчивость Альтман, конечно, не прибавили симпатии к этой пожилой женщине на родине художника.

Кроме того, фактически было нарушено завещание самой Адели Блох-Бауэр, которая пожелала передать картины Австрийской галерее. Парадоксально, но волю Адели как бы выполнил нацистский режим, передав галерее картины Климта. Надо отметить, что портреты Адели, несмотря на разгул антисемитизма в Австрии того времени, выставлялись в музее и во времена нацизма.

В начале февраля 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены пришли в галерею Бельведер, чтобы последний раз увидеть пять картин Климта, которые перешли в частные руки. «Золотая Адель» была визитной карточкой венской галереи Бельведер, она долгие годы была помещена на обложки каталогов и альбомов о музее.

14 февраля 2006 года картины улетели за океан, а уже 19 июня в газетах появилось сообщение о том, что «Портрет Адели Блох-Бауэр I» приобрел за 135 млн. долларов Рональд Лаудер и поместил его в своей Новой галерее в Нью-Йорке. Теперь «Золотой Аделью» могут любоваться жители и гости Нью-Йорка, а всем прочим остается видеть знаменитую картину Климта на сувенирной продукции.

И последнее: 7 февраля 2011 года Марии Альтман не стало, но ее наследникам, даже при их большом желании, не подарить картины Климта австрийской галерее Бельведер, поскольку все они уже распроданы частным лицам.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №112 > Золотая Адель
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 10:54:55
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет